Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, заместитель начальника отдела;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области Кузнецовой Е.А. (доверенность от 03.02.2021 года), Грищенко Т.В. (доверенность от 03.02.2021 года),
заявителя - ООО "Парксервис" Царевой О.В. (доверенность от 02.02.2023 года),
рассмотрев жалобу ООО "Парксервис" на действия аукционной комиссии заказчика - администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области при проведении электронного аукциона: Устройство спортивной площадки по пр. Ленина, 43Б/1 в г. Лиски Воронежской области (извещение N0131300045123000002),
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "Парксервис" (далее - заявитель) на действия аукционной комиссии заказчика - администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона Устройство спортивной площадки по пр. Ленина, 43Б/1 в г. Лиски Воронежской области (извещение N0131300045123000002) (далее - аукцион).
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями аукционной комиссии, выразившимися в незаконном отклонении заявки (идентификационный номер - 1) ООО "Парксервис" на участие в аукционе по основанию подписания заявки лицом, полномочия которого на торговой площадке не подтверждены.
Представители заказчика считают доводы, изложенные в жалобе, необоснованными, действия аукционной комиссии соответствующими законодательству о закупках.
При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв - до 08.02.2023 года.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
20.01.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12097465.98 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - ЭТП ТЭК-Торг.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 30.01.2023 NЦПА1ценовые предложения поступили от двух участников аукциона с идентификационными номерами: 1, 2.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.01.2023 NИЭА1 заявка на участие в аукционе заявителя отклонена по следующему основанию: "п. 8 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ - выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. В соответствии с ч. 3 ст. 27 Закона N 44-ФЗ участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством. Также в соответствии с п.1 ч. 3 ст. 40 ФЗ от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" только директор без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. Согласно протокола N01 внеочередного общего собрания участников ООО "ПаркСервис" от 08.12.2022 года и выписки из ЕГРЮЛ от 09.01.2023 года генеральным директором ООО "ПаркСервис" является Швецова Юлия Викторовна. Однако заявка на участие в электронном аукционе подписана Белановой Екатериной Алексеевной, полномочия которой документально на торговой площадке не подтверждены".
На рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что согласно выписки от 09.01.2023 года из ЕГРЮЛ генеральным директором ООО "ПаркСервис" является Швецова Ю.В., при подаче заявки доверенности, подтверждающей полномочия лица (Белановой Е.В.), подписавшего заявку на участие в аукционе - ООО "ПаркСервис" приложено не было.
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Частью 1 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки.
В соответствии с частью 1 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.
Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлен порядок и сроки регистрации участников в единой информационной системе в сфере закупок, осуществляемой в электронной, перечень информации и документов, на основании которых осуществляется регистрация участников, порядок ведения единого реестра участников закупок, в том числе внесения в него изменений, перечень информации и документов, включаемых в реестр участников, сроки размещения таких информации и документов в реестре участников (далее - Правила регистрации участников закупок в ЕИС).
Согласно подпункту "б" пункта 5 раздела I Правил регистрации участников закупок в ЕИС, в целях настоящих Правил уполномоченными лицами участников закупок являются, в том числе, лицо, уполномоченное руководителем на осуществление в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке от имени участника закупки действий, предусмотренных Федеральным законом, в том числе на подписание документов, предусмотренных частями 13 и 14 статьи 94 Федерального закона, а также на определение иных лиц, уполномоченных на осуществление таких действий.
Пунктом 6 раздела I Правил регистрации участников закупок в ЕИС определено, что действия уполномоченных лиц в единой информационной системе осуществляются с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
Согласно части 2 статьи 5 Закона N 44-ФЗ квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок, являющихся иностранными лицами) в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В соответствии с пунктом 7 раздела I Правил регистрации участников закупок в ЕИС зарегистрированный в соответствии с настоящими Правилами участник закупки автоматически включается федеральным органом исполнительной власти, определенным в соответствии с частью 10 статьи 24.2 Федерального закона, с использованием единой информационной системы в реестр участников.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 раздела II Правил регистрации участников закупок в ЕИС для регистрации уполномоченное лицо осуществляет следующие действия: проходит регистрацию, идентификацию и аутентификацию в единой системе идентификации и аутентификации, при этом:
- руководитель определяет при необходимости лица, указанные в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, посредством единой системы идентификации и аутентификации;
- руководитель наделяет лиц, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, полномочиями на осуществление действий в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке.
В соответствии с ч.3 ст. 27 Закона N 44 -ФЗ участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Исходя из изложенного, лицо, уполномоченное руководителем участника закупки может осуществлять действия в ЕИС и на электронной площадке, если руководитель такой организации наделил его соответствующими полномочиями при помощи функционала ЕИС.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ (введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ) в случае, если от имени юридического лица действует его представитель (физическое лицо, индивидуальный предприниматель или иное юридическое лицо), уполномоченный действовать от имени юридического лица на основании доверенности, выданной юридическим лицом в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, электронный документ подписывается квалифицированной электронной подписью такого представителя юридического лица. Одновременно представляется доверенность от имени юридического лица. Данная доверенность, выданная в электронной форме от имени юридического лица, должна быть подписана квалифицированной электронной подписью, указанной в пункте 1 настоящей части, или квалифицированной электронной подписью лица, которому выдана доверенность с правом передоверия, или квалифицированной электронной подписью нотариуса в случае, если доверенность, в том числе доверенность, выданная в порядке передоверия, удостоверена нотариусом. В случае, если такая доверенность выдана в порядке передоверия, представляется также доверенность, допускающая возможность указанного передоверия, подписанная квалифицированной электронной подписью, указанной в пункте 1 настоящей части, или квалифицированной электронной подписью нотариуса, если доверенность удостоверена нотариусом. Представление доверенности осуществляется посредством ее включения в пакет электронных документов, если иной порядок представления такой доверенности не предусмотрен соглашениями при взаимодействии юридических лиц между собой или с индивидуальными предпринимателями, физическими лицами или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми в соответствии с требованиями к указанным соглашениям или нормативным правовым актам, которые вправе устанавливать Правительство Российской Федерации.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 19.12.2022 N 536-ФЗ, ч.ч. 2.6, 2.7 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 476-ФЗ переходный период по применению квалифицированной электронной подписи без использования электронной доверенности продлен до 31 августа 2023 г.
Таким образом, до 31.08.2023 года представитель юридического лица вправе без представления электронной доверенности подписывать заявку на участие в электронном аукционе квалифицированной электронной подписью юридического лица, с указанием в качестве владельца также этого физлица - представителя.
Соответствующее разъяснение было представлено заявителю оператором электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг на обращение N ЕТП-2328739 от 06.02.2023 года, а именно: если в качестве владельца ЭП указано физическое лицо, являющееся представителем ЮЛ (или ИП), то до 31 августа 2023 года не применяется электронная доверенность в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 года N 476-ФЗ, Федеральным законом от 19.12.2022 N 536-ФЗ.
Как установлено Комиссией Воронежского УФАС России заявка ООО "Парксервис" подписана усиленной квалифицированной электронной подписью, выданной удостоверяющим центром ООО "Сертун-Про" владельцу - юридическому лицу - ООО "Парксервис" с указанием представителя - физического лица - Беланова Екатерина Алексеевна, серийного номера и даты выдачи сертификата. Сертификат действителен до 30.12.2023 года.
На обозрение Комиссии Воронежского УФАС России представитель заявителя представила посредством входа в личный кабинет поставщика ООО "Парксервис" страницу с указанием регистрационных данных зарегистрированного пользователя ЕИС - Белановой Екатерины Алексеевны с информацией: право работы на электронных площадках: право подачи заявки на участие в определении поставщика.
На основании изложенного, довод заказчика о подписании заявки на участие в аукционе заявителя лицом, полномочия которого на торговой площадке не подтверждены, не обоснован.
Согласно части 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), наименование обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя);
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо действующего в качестве руководителя юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица, либо исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица;
в) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;
(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
г) адрес юридического лица, в том числе иностранного юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо) в пределах места нахождения юридического лица, адрес (место нахождения) аккредитованного филиала или представительства на территории Российской Федерации (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), адрес (место нахождения) обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица), место жительства физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если участник закупки является физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), адрес электронной почты, номер контактного телефона;
д) копия документа, удостоверяющего личность участника закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации (если участник закупки является физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем);
е) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (если участником закупки является иностранное лицо), код причины постановки на учет юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица);
ж) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (если участником закупки является юридическое лицо), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (если участником закупки является индивидуальный предприниматель);
з) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (если участником закупки является иностранное лицо);
и) декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы);
к) декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона (если участник закупки является такой организацией);
л) декларация о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
м) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
о) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
п) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта;
р) в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона;
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки.
С учетом изложенного в части 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ доверенность на подачу заявки на участие в аукционе не является документом, входящим в состав заявки на участие в аукционе.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается (часть 3 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
На основании ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: 1) члены комиссии по осуществлению закупок: а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 указанной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 указанного Федерального закона.
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Таким образом, довод заявителя о неправомерном отклонении заявки на участие в аукционе заявителя по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.01.2023 NИЭА1, является обоснованным.
Следовательно, в действиях аукционной комиссии содержится нарушение ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в отклонении заявки на участие в аукционе ООО "Парксервис" по основаниям, не предусмотренным п.п. 1 - 8 части 12 статьи 48 указанного Федерального закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 105, ч.8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
1. Признать жалобу ООО "Парксервис" на действия аукционной комиссии заказчика - администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области при проведении электронного аукциона: Устройство спортивной площадки по пр. Ленина, 43Б/1 в г. Лиски Воронежской области (извещение N0131300045123000002) обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии заказчика - администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области нарушение требований ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в отклонении заявки на участие в аукционе ООО "Парксервис" по основаниям, не предусмотренным п.п. 1 - 8 части 12 статьи 48 указанного Федерального закона.
3. Выдать аукционной комиссии заказчика - администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области предписание об устранении выявленного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 08.02.2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 13.02.2023 года.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены Комиссии И.А. Тельпов
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 8 февраля 2023 г. N 036/06/49-155/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2023