Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - администрации городского поселения - город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области Ловцова А.В. (доверенность от 09.02.2023 года), Крекотень Л.А. (доверенность от 09.02.2023 года),
заявителя - ООО "ЛАЙТ СКВЕР" Крюковой Ю.С. (доверенность от 09.02.2023 года),
рассмотрев жалобу ООО "ЛАЙТ СКВЕР" на действия заказчика - администрации городского поселения - город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Реконструкция системы водоснабжения с установкой станции очистки воды в г. Россошь" (1 этап финансирования) (извещение N 0131300031523000001),
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "ЛАЙТ СКВЕР" (далее - заявитель) на действия заказчика - администрации городского поселения - город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области (далее - заказчик), при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Реконструкция системы водоснабжения с установкой станции очистки воды в г. Россошь" (1 этап финансирования) (извещение N 0131300031523000001) (далее - конкурс).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, ненадлежащим образом установившего в извещении о проведении конкурса дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Представители заказчика считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика соответствующими законодательству о закупках.
При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв - до 14.02.2023 года.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
27.01.2023 года заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 177790301.00 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - АО "ЕЭТП".
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 указанного Закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 N 44-ФЗ.
На основании части 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 указанного Закона дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Разделом II постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям при выполнении работ:
позиция 7. Работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта;
позиция 8. Работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Извещением о проведении конкурса установлены требования в соответствии с позицией 8 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571, а именно: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги; 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей. Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
На рассмотрении жалобы представитель заявителя пояснил, что в проектной документации к объекту закупки (2021-06-ВЗУ-ПЗ Раздел 1. Пояснительная записка) указано, что проектом предусмотрено основное строительство на водозаборе площадных объектов "Западно-Россошанский" (г. Россошь, пл. Октябрьская, 217в) станции очистки воды; трансформаторная подстанция; КНС (для сброса сточных вод станции очистки воды). В соответствии с частью 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Основные объекты закупки относится к площадным объектам капитального строительства (за исключением линейных объектов). Соответственно, требование к участникам закупки должно применяться в соответствии п. 7 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 "наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)". Также в соответствии с проектной документацией, участки для строительства объекта отведены для строительства, реконструкции площадных объектов капитального строительства (за исключением линейных). В соответствии со сметной документацией, не менее 80% стоимости выполнения работ составляют площадные объекты, (за исключением линейных). Данный этап строительства (1 этап) предусматривает выдачу разрешения на строительство, как для объекта капитального строительства, за исключением линейного. Также данные объекты будет вводиться в эксплуатацию отдельным этапом. Таким образом, требование к участнику в соответствии с позицией 8 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 не законно, организации, которые имеют опыт строительства аналогичных не линейных объектов не смогут учувствовать в конкурсе.
На рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что для определения типа объекта (линейный или объект капитального строительства) определяется основное и вспомогательное значение при функционировании объекта проектирования. В данном случае проектом предусматриваются магистральные сети, которые обслуживают потребителей и транспортируют воду от существующего водозабора, а станция очистки воды, трансформаторная подстанция и КНС (для сброса сточных вод станции очистки воды) являются вспомогательными сооружениями и в случае выхода их из строя или их отсутствия сети водоснабжения не теряют свою работоспособность и могут работать самостоятельно, при этом проектом предусмотрено использование блочно-модульных сооружений (станция очистки воды, трансформаторная подстанция, канализационная насосная станция) заводского изготовления. Распределение трудозатрат на строительно-монтажные работы сетей водоотведения и технологически связанного с ними оборудования согласно проекта организации строительства составляет: строительство наружных сетей водоотведения 14 118,87 чел. часов; строительство станции очистки, КНС, КТП 5 678,9 чел. часов. Таким образом соотношение трудозатрат на строительно-монтажные работы сетей водоотведения и технологически связанного с ними оборудования составляет 71% и 29% соответственно.
Так же в составе проектной документации содержатся разделы (проект полосы отвода, технологические и конструктивные решения линейного объекта, здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта), которые в соответствии с постановлением Правительства РФ N 87 входят в состав проектной документации именно линейного объекта и не входят в состав проекта на объекты капитального строительства, что так же отражено в 4.2 "Описание технической части проектной документации" положительного заключения ГАУ ВО "Центр государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по Воронежской области" N36-1-1-3-080532-2021 от 21.12.2021. Площадка станции очистки воды, трансформаторная подстанция, КНС относятся к разделу проектной документации N 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта". Сравнительный анализ площадей предусмотренных проектом 1 этапа финансирования для размещения линейного объекта и связанного с ним оборудования показывает: площадь земельного участка предназначенного для сетей водоотведения составляет - 54 400 м2; площадь земельного участка предназначенного для размещения станции очистки, КНС и КТП - 282,4м2. Соотношение площадей составляет 99% и 1% соответственно. В соответствии со статьей 51, часть 7, пункт 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается проектная документация и положительное заключение государственной экспертизы. Разрешение на строительство предполагает этап реконструкции линейного объекта.
На основании изложенного в первом этапе финансирования преобладают работы по строительству линейного объекта. В связи с этим в извещением правомерно установлено дополнительное требование, к участникам закупки: в соответствии с позицией 8 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 "наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги".
Ознакомившись с извещением о проведении конкурса, документацией, являющейся приложением к извещению, пояснениями сторон, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о несостоятельности довода жалобы в части неправомерного отнесения объекта строительства к линейному объекту.
В соответствии с частью 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Проектом предусмотрено основное строительство на водозаборе площадных объектов "Западно-Россошанский" (г. Россошь, пл. Октябрьская, 217в):
- станции очистки воды;
- трансформаторная подстанция;
- КНС (для сброса сточных вод станции очистки воды).
Соотношение трудозатрат на строительно-монтажные работы сетей водоотведения и технологически связанного с ними оборудования составляет 71% и 29% соответственно.
В составе проектной документации содержатся разделы (проект полосы отвода, технологические и конструктивные решения линейного объекта, здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта), которые в соответствии с постановлением Правительства РФ N 87 входят в состав проектной документации линейного объекта. Таким образом, не входят в состав проекта на объекты капитального строительства, что так же отражено в 4.2 "Описание технической части проектной документации" положительного заключения ГАУ ВО "Центр государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по Воронежской области" N36-1-1-3-080532-2021 от 21.12.2021.
Площадка станции очистки воды, трансформаторная подстанция, КНС относятся к разделу проектной документации N 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта". Сравнительный анализ площадей предусмотренных проектом 1 этапа финансирования для размещения линейного объекта и связанного с ним оборудования показывает: площадь земельного участка предназначенного для сетей водоотведения составляет - 54 400 м2; площадь земельного участка предназначенного для размещения станции очистки, КНС и КТП - 282,4м2. Таким образом, соотношение площадей составляет 99% и 1% соответственно.
Согласно статьи 51, часть 7, пункт 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается проектная документация и положительное заключение государственной экспертизы. Разрешение на строительство предполагает этап реконструкции линейного объекта.
Из изложенного следует при исполнении контракта преобладают работы по строительству линейного объекта.
Таким образом, отсутствуют основания для признания нарушений в действиях заказчика в части установления дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с позицией 8 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 "наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги".
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
признать жалобу ООО "ЛАЙТ СКВЕР" на действия заказчика - администрации городского поселения - город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Реконструкция системы водоснабжения с установкой станции очистки воды в г. Россошь" (1 этап финансирования) (извещение N 0131300031523000001) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 14.02.2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 17.02.2023 года.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 13 февраля 2023 г. N 036/06/33-177/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2023