09 февраля 2023 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 27.01.2023 N 33/23 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании получения сообщения осуществляющего общественный контроль объединения юридических лиц о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия, Комиссия Омского УФАС России) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при проведении внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Станция скорой медицинской помощи" (далее - заказчик, БУЗОО "ССМП") требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка канцелярских товаров (3) (Реестровый номер 2022.049084)" (извещение N 0352300044822000060) (далее - электронный аукцион, аукцион),
УСТАНОВИЛА:
1. 30.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352300044822000060 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 110265,00 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 11.07.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы пятью участниками закупки, лучшее ценовое предложение 53801,77 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 112251304 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.07.2022 заявки пяти участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 112251304 (ИП "_") с ценой контракта 110051,77 руб. (на основании пункта 2 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе увеличено количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта и начальной (максимальной) ценой контракта).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, на момент проведения проверки между БУЗОО "ССМП" и ИП "_" заключен контракт N 2022.0060 от 27.07.2022 (реестровая запись 2550302778422000078) (https://zakupki.gov.ru/epz/contract/printForm/view.html?contractInfoPfId =440965146) (далее - контракт), информация об исполнении которого размещена в ЕИС:
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В адрес Омского УФАС России поступило (вх. N 392-ЭП/23 от 16.01.2023) обращение АСО "Общественный контроль" (далее - заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка канцелярских товаров (3) (Реестровый номер 2022.049084)" (извещение N 0352300044822000060).
По мнению заявителя, заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки извещения об осуществлении закупки в части отсутствия обязательных в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ, каталог) характеристик, а также установления дополнительных характеристик к поставляемому товару, которые не предусмотрены соответствующей позицией каталога в позициях 4 и 6 "Описание объекта закупки" (Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки), соответственно.
30.01.2023 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии или отсутствия в действиях заказчика нарушений Федерального закона о контрактной системе был направлен (исх. N ТШ/560/23) запрос о предоставлении письменных пояснений по доводу, указанному в обращении.
На указанный запрос БУЗОО "ССМП" представлены (вх. N 1074-ЭП/23 от 03.02.2023) следующие пояснения: "В описании объекта закупки, по позиции 4 "Папка пластиковая" включены характеристики без использования позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог).
При подготовке "Описания объекта закупки" была рассмотрена позиция Каталога 22.29.25.00000000008. В указанной позиции Каталога имеются, в том числе, обязательные характеристики:
В случае применения указанных обязательных характеристик позиции Каталога, поставке мог быть предложен скоросшиватель с корешком 15 мм (или более широкий).
Однако Заказчику требуется папка-скоросшиватель БЕЗ корешка - обычный пластиковый скоросшиватель с прозрачным верхним листом. Кроме того, стоимость папки-скоросшивателя с шириной корешка 15 мм и более, составляет порядка 100 рублей, и как правило не имеет прозрачного верхнего листа.
Учитывая вышеизложенное, было принято решение не использовать позицию Каталога и осуществить описание, с учетом пункта 7 Правил использования Каталога, в соответствии со статьей 33 Федерального закона N44-ФЗ.
По позиции 6 "Папка пластиковая" использованы обязательные характеристики позиции 22.29.25.000-00000009 Каталога. Кроме обязательных, в описание включены дополнительные характеристики. Однако обоснование необходимости их использования отсутствуют.
При формировании пакета документов для размещения закупки проводилось копирование текста, при этом часть текста не была отражена, вероятно произошел технический сбой.
За время приема заявок поступило пять заявок на участие в закупке. Все они приняли участие в электронном аукционе. Запросов на разъяснение по данной закупке не поступало. По итогам аукциона определен победитель - ИП "_", заключен контракт 27.07.2022 года N2022.0060. Поставка осуществлена своевременно".
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 такого закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога товаров, работ, услуг).
В соответствии с пунктами 4, 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных Правилами использования каталога товаров, работ, услуг.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
При включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция (пункт 8 Правил использования каталога товаров, работ, услуг).
В позициях 3, 4 и 6 электронного документа "Описание объекта закупки", размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, заказчиком сформированы, в том числе следующие требования к закупаемому товару:
3 |
20.59.30.190-00000001 |
Краска штемпельная |
Цвет краски: синий. Дополнительные характеристики: На водной основе - соответствует Объем флакона не менее 50 мл* |
шт. |
30 |
4 |
22.29.25.000 |
Папка пластиковая |
Тип: Папка-скоросшиватель формата А4 Материал изготовления: мягкий пластик. Верхний лист обложки: прозрачный. На лицевой стороне расположен карман с бумажной полосой белого цвета, на которой можно указать содержание. |
шт. |
500 |
| |||||
6 |
22.29.25.000-00000009 |
Папка пластиковая |
Тип: папка-конверт Способ фиксации: кнопка Материал изготовления: жесткий пластика Толщина пластика - не менее 180 мкм*. Формат А4 |
шт. |
200 |
* - участник электронного аукциона должен указать конкретное значение показателя |
Для папок пластиковых (тип: папка-скоросшиватель) позицией 22.29.25.000-00000008 установлены следующие характеристики (применение позиции обязательно с 01.03.2019):
- формат (изменяемая заказчиком (выбор одного)): A3, A3+, A4, A4+, A5;
- тип (неизменяемая заказчиком): папка-скоросшиватель;
- ширина корешка, max (изменяемая заказчиком (выбор одного)): 15,
20,
25 миллиметр;
- ширина корешка, min (изменяемая заказчиком (выбор одного)): 15,
20,
25 миллиметр.
Принимая во внимание пояснения заказчика о том, что его потребности соответствуют папка-скоросшиватель без корешка, и отсутствие в каталоге соответствующей позиции Комиссия приходит к выводу о правомерности применения заказчиком пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг.
Позицией 22.29.25.000-00000009 КТРУ установлены характеристики (применение позиции обязательно с 01.03.2019) для папок пластиковых (тип: папка-конверт), а именно:
- формат (изменяемая заказчиком (выбор одного)): A3, A3+, A4, A4+, A5, A6, B5, DL;
- тип (неизменяемая заказчиком): папка-конверт;
- способ фиксации (изменяемая заказчиком (выбор одного)): завязка, резинка, кнопка, клапан, молния.
При этом Комиссия Омского УФАС России установила, что извещение об осуществлении закупки по позиции 6 описания объекта закупки в нарушение части 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг не содержит обоснования установления дополнительных характеристик "Материал изготовления", "Толщина пластика".
Обоснование установления дополнительных характеристик также отсутствует по позиции 3 описания объекта закупки "Краска штемпельная" (позиция 20.59.30.190-00000001 КТРУ, применение позиции обязательно с 01.08.2019).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Станция скорой медицинской помощи" нарушение части 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
2. Предписание бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Станция скорой медицинской помощи" об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с заключением контракта N 2022.0060 от 27.07.2022 (реестровая запись 2550302778422000078).
3. По фактам выявленного нарушения законодательства о контрактной системе передать материалы проверки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 февраля 2023 г. N 055/10/99-88/2023 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - характеристика - государственные и муниципальные нужды - электронный аукцион - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2023