15 февраля 2023 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказами Омского УФАС России от 25.01.2023 N 30/23, 02.02.2023 N 38/23 и подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее также Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576), Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения Департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) и Департаментом жилищной политики Администрации города Омска (далее - заказчик) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупок в форме электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) у лиц, не являющихся застройщиками, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда" (извещения N 0152300011922001204, N 0152300011922001574) (далее также закупка, электронный аукцион)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 14.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152300011922001204 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 2368000,04 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.09.2022 заявка единственного участника с идентификационным номером 112630453 признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона о контрактной системе электронный аукцион признается несостоявшимся.
На момент проведения проверки заключен контракт от 07.10.2022 N 108/2022П3 (номер реестровой записи контракта 3550320574022000128), при этом информация об исполнении контракта размещена в ЕИС 16.11.2022.
2. 23.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152300011922001574 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 1996066,25 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2022 заявка единственного участника с идентификационным номером 113097859 признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона о контрактной системе электронный аукцион признается несостоявшимся.
На момент проведения проверки заключен контракт от 16.12.2022 N 150/2022П3 (номер реестровой записи контракта 3550320574022000178), при этом информация об исполнении контракта размещена в ЕИС 12.01.2023.
3. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
20.01.2023 в Омское УФАС России поступило (вх. N 553/23) обращение "_" (далее также заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях уполномоченного органа и заказчика.
В частности в обращении было указано, что реализованные в рамках спорных закупок жилые помещения находятся в судебном споре, что противоречит условиям заключенных контрактов.
В подтверждение своих доводов заявителем к обращению приложена копия Определения судьи Ленинского районного суда города Омска "_" от 11.08.2022 по делу N 2-3986/2022.
Омским УФАС России у уполномоченного органа и заказчика были истребованы (исх. N ТШ/474/23 от 25.01.2023) пояснения в по доводам обращения.
Согласно пояснениям уполномоченного органа (вх. N 962-ЭП/23 от 31.01.2023) участники закупок и их заявки в полной мере соответствовали требованиями извещений об осуществлении закупок. Заявки содержали документы, подтверждающие наличие права собственности на жилые помещения, предлагаемые к продаже (выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 05.08.2022 и от 22.08.2022 соответственно).
Комиссией по осуществлению закупок предоставление недостоверной информации в указанной части установлено не было.
Уполномоченным органом в материалы дела также представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.09.2022 и от 05.12.2022 соответственно, то есть полученные на дату подведения итогов спорных закупок.
Указанные выписки также свидетельствуют о соответствии участников требованиям извещений об осуществлении закупок.
Пояснения заказчика (вх. N 970-ЭП/23 от 31.01.2023) по существу повторяют доводы уполномоченного органа.
Федеральный закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов и особенностей исполнения контрактов (часть 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе)
В силу статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование установлено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Частями 8 и 9 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
проект контракта.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Частью 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Из материалов электронных аукционов следует, что заказчиком закупались жилые помещения (квартиры).
Извещениями об осуществлении закупок в соответствии с положениями статьи 31 Федерального закона о контрактной системе было установлено единое требование: "Установлено в соответствии со статьей 288 Гражданского кодекса РФ: наличие у участника закупки права собственности на предлагаемое жилое помещение (квартиру)".
При этом согласно пункту 1.1.2 электронных документов "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению", размещенных в составе извещений об осуществлении закупок, участникам закупок в составе заявок необходимо было представить: "Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ):
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
- в случае, предусмотренном частью 3 статьи 27 Федерального закона N 44-ФЗ доверенность, выданная и оформленная в соответствии с гражданским законодательством".
Также установлено, что проектами контрактов, размещенных в составе извещений об осуществлении закупок, были предусмотрены следующие условия: "Обязанности и права сторон
До заключения и в момент государственной регистрации настоящего Контракта Продавец гарантирует, что квартира:
- находится в состоянии, пригодном для проживания, не требует капитального и текущего ремонта, в том числе косметического ремонта, в том числе ремонта отделочных покрытий, замены оконных и дверных заполнений, системы отопления и водоснабжения;
- соответствует функциональным и эксплуатационным характеристикам, приведенным в настоящем Контракте;
- соответствует требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства;
- никому не продана и не подарена;
- не обременена рентой, залогом или какими-либо иными правами третьих лиц;
- не состоит в судебном споре и под арестом (запрещением);
- в квартире никто не зарегистрирован (постоянно или временно);
- свободна от задолженности по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и иные платежи, связанные с содержанием и обслуживанием жилого помещения;
- соответствует санитарным и техническим правилам, нормам и требованиям, установленным ст. 15 Жилищного кодекса РФ".
Согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 938-ЭП/23 от 30.01.2023):
- на участие в закупке (извещение N 0152300011922001204) была подана одна заявка с идентификационным номером 112630453 (ИП "_"), содержащая предложение о продаже жилого помещения (квартиры) по адресу: Российская Федерация, Омская область, город Омск, Ленинский АО, ул. 2-я Трамвайная, д. 39, кв. 305;
- на участие в закупке (извещение N 0152300011922001574) была подана одна заявка с идентификационным номером 113097859 (ООО "Цемент"), содержащая предложение о продаже жилого помещения (квартиры) по адресу: Российская Федерация, Омская область, город Омск, Ленинский АО, ул. 2-я Трамвайная, д. 39, кв. 384.
Заявки указанных участников закупки содержали выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 05.08.2022 и от 22.08.2022, подтверждающие их соответствие требованию извещения об осуществлении закупки о наличии права собственности на жилое помещение (квартиру).
Материалами дела также подтверждается, что на момент подведения итогов уполномоченным органом и заказчиком были совершены действия, направленные на проверку достоверности представленных сведений, а именно запрошены актуальные выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 26.09.2022 и от 05.12.2022 соответственно.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о фактическом соответствии участников спорных закупок требованию извещений об осуществлении закупок о наличии права собственности на предлагаемые жилые помещения (квартиры) на момент подачи заявок, подведения итогов закупок, и заключения соответствующих контрактов.
В части заключения контрактов в нарушение условий, предусмотренных пунктом 3.1 проектов контрактов, размещенных в составе извещения об осуществлении закупки, Комиссия отмечает следующее.
Условие о гарантии продавца до заключения и в момент государственной регистрации настоящего контракта, что квартира, в частности не состоит в судебном споре и под арестом (запрещением) было отражено исключительно в проектах контрактов в разделе "Обязанности и права сторон".
Комиссия полагает, что возложение на продавца (сторону заключенного контракта) обязанности, реализация которой возможна исключительно до его заключения, фактически свидетельствует о распространении действия контракта на отношения, возникшие до его заключения, что не соответствует основным положениям Федерального закона о контрактной системе.
По мнению Комиссии, условия проектов контрактов, предусмотренные пунктом 3.1, фактически являются требованиями к товару (к жилому помещению (квартире) и могли быть отражены заказчиком в описании объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 и 42 Федерального закона о контрактной системе, чего сделано не было.
При таких обстоятельствах Комиссия считает, что в случае установления несоответствия жилого помещения (квартиры) приведенным условиям контракта, у заказчика имелась возможность исключительно на этапе исполнения таких контрактов отказаться от приемки товара и принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Вместе с тем необходимо также учитывать следующее.
Из содержания имеющегося в материалах дела Определения судьи Ленинского районного суда города Омска "_" от 11.08.2022 по делу N 2-3986/2022 следует, что квартиры 305 и 384 по ул. 2-я Трамвайная, д. 39 в Ленинском АО г. Омска находятся в судебном споре и в отношении таких квартир наложен запрет на совершение регистрационных действий.
Однако на момент осуществления спорных закупок такая информация в регистрирующем органе отсутствовала, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
На запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/475/23 от 25.01.2023) Управлением Росреестра по Омской области был дан ответ (вх. N 1001-ЭП/23 от 01.02.2023) о том, что указанное Определение суда в регистрирующий орган не поступало.
Ленинским районным судом города Омска в ответ на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/656/23 от 01.02.2023) представлена информация (вх. N 1260-ЭП/23 от 09.02.2023) о том, что копия Определения судьи Ленинского районного суда города Омска "_" от 11.08.2022 по делу N 2-3986/2022 была направлена в адрес Управления Росреестра по Омской области (без указания даты его направления).
Судом также сообщено, что Департамент жилищной политики Администрации города Омска 28.11.2022 был привлечен к участию в деле N 2-3986/2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. По утверждению суда, копия искового заявления с судебной повесткой направлены в адрес заказчика 30.11.2022 и 02.12.2022 заказным письмом с уведомлением.
В данной части Комиссия усматривает признаки нарушения в действиях заказчика при исполнении контракта от 16.12.2022 N 150/2022П3 (номер реестровой записи контракта 3550320574022000178) в части приемки товара (жилого помещения (квартиры), не соответствующего условиям контракта.
В соответствии с положениями частей 3 и 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе контроль соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта относится к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с указанным Комиссия считает, необходимым передать материалы проверки в Управление финансового контроля Администрации города Омска.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать действия Департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и Департамента жилищной политики Администрации города Омска при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупок "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) у лиц, не являющихся застройщиками, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда" (извещения N 0152300011922001204, N 0152300011922001574) соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
2. Передать материалы проведения проверки в Управление финансового контроля Администрации города Омска.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 15 февраля 2023 г. N 055/10/99-78/2023 (ключевые темы: участники закупок - контрактная система в сфере закупок - жилой дом - комиссия по осуществлению закупок - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2023