Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
- начальник отдела Тульского УФАС России, |
Члены Комиссии:
|
- главный специалист-эксперт Тульского УФАС России, - ведущий специалист-эксперт Тульского УФАС России, |
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЙОТТА-ФАРМ", общества с ограниченной ответственностью "Медресурс" (далее - Заявители) (вх. N 992/23, N 991/23 от 08.02.2023) на действия государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Тульская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для ГУЗ ТО "Тульская областная клиническая больница" (закупка N 0366200035623000336) (далее - Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- представителей Заказчика по доверенности;
- представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение), комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" по доверенности;
(Заявители, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения данных дел, участие своих представителей в заседании Комиссии не обеспечили),
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика при проведении Закупки.
Исходя из того, что проверке по указанным жалобам подлежат действия Заказчика при проведении Закупки (закупка N 0366200035623000336), решением Комиссии дела N 071/06/106-151/2023, N 071/06/106-152/2023 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу единого N N 071/06/106-151/2023.
По мнению Заявителей, электронный документ Описание объекта закупки извещения о Закупке не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона, положениям Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 1380), так как установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к лекарственному препарату с МНН "Йогексол" соответствует товар единственного производителя, а именно лекарственное средство с торговым наименованием Омнипак, производства ДжиИ Хэлскеа АС, ДжиИ Хэлскеа Ирландия Лимитед.
Указанное Заявители обосновывают тем, что в Описании объекта закупки Заказчиком к закупаемому лекарственному препарату установлено требование "В инструкции по медицинскому применению должно быть указано, что перед введением препарата допускается его нагревание до температуры 37°С; допускается хранение препарата при температуре 37°С не менее 24 часов перед применением; а также возможность введения препарата внутривенно и внутриартериально при помощи автоинжектора". Подобная информация, с точки зрения подателей жалобы, содержится только в инструкции по применению лекарственного препарата с торговым наименованием Омнипак.
При этом инструкции по применению лекарственных препаратов иных производителей (отличных от лекарственного средства с торговым наименованием Омнипак, производства ДжиИ Х., ДжиИ Хэлскеа Ирландия Лимитед) не содержат сведений о возможности хранения лекарственных препаратов в нагретом состоянии.
По убеждению Заявителей, такая характеристика лекарственного препарата, как нагревание рентгеноконтраста до 37°С перед введением и хранение лекарственного препарата МНН Йогексол при температуре 37°С, не влияет на терапевтический эффект препарата, а также на его применение, поскольку особенности применения препаратов с МНН "Йогексол" в инструкциях по применению определяются концентрацией действующего вещества.
Таким образом, по мнению подателей жалоб, сформированное в таком виде извещение о Закупке с приложенными к нему документами нарушает требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения не согласились с доводами жалоб Заявителей, представили письменные возражения на рассматриваемые жалобы, просили оставить жалобы без удовлетворения.
При этом представители Заказчика пояснили следующее.
Заказчиком в подпунктах 1.4, 2.4, 3.4 предусмотрена характеристика закупаемого лекарственного препарата "Способ применения" с требуемым значением "В инструкции по медицинскому применению должно быть указано, что перед введением препарата допускается его нагревание до температуры 37°С; допускается хранение препарата при температуре 37°С не менее 24 часов перед применением; а также возможность введения препарата внутривенно и внутриартериально при помощи автоинжектора.", а не условия его хранения.
Условия хранения Препарата "Йогексол" с торговым наименованием "Омнипак" указаны в инструкции по применению на такой препарат: при температуре не выше 30°С в защищенном от света и вторичных рентгеновских лучей месте. Хранить в недоступном для детей месте.
Способ применения является важной для Заказчика характеристикой, т.к. он влияет не на терапевтический эффект, а на качество проводимой диагностической процедуры и способствует сведению к минимуму побочных эффектов от введения препарата, для того, чтобы "сохранить" пациента для дальнейшего лечения и операционного вмешательства. Как известно, при введении контрастного вещества могут возникать побочные эффекты, которые подробно изложены в инструкции по применению. Одно из условий, обеспечивающих безопасность исследований с внутривенным контрастированием, является подготовка к исследованию, которая должна быть нацелена на минимизацию вероятности возникновения неблагоприятной реакции на контрастный препарат. Перед введением в сосудистое русло, контрастный препарат рекомендуется нагревать до 37°С.
Согласно Методическим рекомендациям Научно-практического центра медицинской радиологии Департамента здравоохранения г. Москвы от 2018 г., нагревание рентгеноконтрастных препаратов показано для улучшения переносимости препарата: "необходимо контрастное средство перед введением нагреть до температуры тела".
Согласно Руководству по контрастным препаратам (версия 10.0) Европейского Общества Урогенитальной Радиологии (ESUR) нагревание рентгеноконтрастного препарата до температуры 37°С повышает комфортность процедуры согласно клиническим наблюдениям, снижает риск экстравазации - распространению лекарственного препарата в кожу и подкожную жировую клетчатку в результате повреждения вены - за счет уменьшения вязкости, снижает риск неблагоприятных событий при введении.
Предварительное нагревание рентгеноконтрастных препаратов обеспечивает комфорт для пациента, позволяет снизить частоту побочных реакций и является оптимальной практикой при использовании контрастных средств ("Руководство общества урогенитальной радиологии ESUR по безопасному применению контрастных средств" под редакцией профессора В.Е. Синицина).
ГУЗ ТО "Тульская областная клиническая больница" является самым крупным учреждением здравоохранения Тульской области, имеет в своем составе Региональный Сосудистый Центр (РСЦ) для больных с нарушением мозгового кровообращения, отделение неотложной кардиологии РСЦ, отделение рентгенохирургических методов лечения (около 7000 исследований в год), отделение РКТ и ЯМР, отделение "санавиации". Специфика состоит в экстренном оказании помощи пациентам. Исследования с применением рентгеноконтрастных препаратов проводятся в первые часы поступления пациента в стационар.
Наличие контрастного препарата, нагретого до комнатной температуры, обеспечивает сотрудников отделения возможностью иметь тот или иной объём контрастного средства, готового к немедленному введению. Это, в свою очередь, позволяет избежать задержек, связанных с необходимостью согреть контраст, что особенно актуально при большом потоке пациентов, а также в неотложных ситуациях, когда жизненно важно, как можно быстрее провести исследование, получить точную информацию об объёме и локализации повреждений и начать оказание помощи (в том числе, хирургической, что в первую очередь важно в сосудистой хирургии).
Требование "Возможность обеспечить постоянное наличие в отделении препарата в нагретом до 37 градусов (до температуры тела) состоянии, готового к немедленному введению в сосудистое русло при помощи инжектора" является обоснованным и клинически значимым для ЛПУ фактором, влияющим на эффективность и безопасность диагностики с использованием контрастных препаратов и отражает требования ЛПУ к качеству препарата, а также определяется потребностью ЛПУ оказывать медицинскую помощь пациентам, нуждающимся в экстренной медицинской помощи по стандартам оказания медицинской помощи, за счет сокращения времени на подготовку к исследованию, включая нагревание препарата. Благодаря возможности хранения контрастного препарата в нагретом до температуры тела состоянии происходит оптимизация сроков оказания помощи пациентам и обеспечения бесперебойности процедур.
Кроме того, нагрев контрастного препарата до температуры 37 °C (температуры тела) перед применением с использованием автоинжектора необходим для снижения риска экстравазации за счет уменьшения вязкости при интраартериальном введении с использованием катетеров малого диаметра и при внутривенном введении с высокой скоростью.
На основании изложенного представители Заказчика заключили, что Заказчиком доказана существенность указанной характеристики лекарственного препарата с МНН Йогексол для целей обеспечения безопасности пациентов в процессе проведения исследований. Таким образом, в Описании объекта закупки указан важный параметр, с точки зрения безопасности пациента.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке и документы к нему 31.01.2023 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система, ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 013 450,00 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
На основании проведенной Комиссией внеплановой проверки, с учетом иных доводов, изложенных в жалобах Заявителей, установлено следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки усыновлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
На основании пункта 6 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств.
В силу части 5 статьи 33 Закона особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Закона Постановлением N 1380 утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Особенности описания лекарственных препаратов).
Согласно пункту 2 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона, указывают:
а) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.);
б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;
в) остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г." или "не менее 12 месяцев с даты заключения контракта" и др.).
В силу пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании объекта закупки не допускается указывать:
а) эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;
б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);
в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;
г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;
д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;
е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.);
ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;
з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);
и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
Согласно пункту 6 Особенностей описания лекарственных препаратов описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о Закупке объектом электронного аукциона является поставка лекарственного препарата с МНН ЙОГЕКСОЛ.
В пункте 1 Описания объекта закупки извещения о Закупке указано наименование поставляемого товара, количество поставляемого товара.
N п/п |
Международное непатентованное наименование/химическое, группировочное наименование |
Единица измерения |
Количество поставляемого товара* |
1. |
ЙОГЕКСОЛ |
мл |
10 000 |
2. |
ЙОГЕКСОЛ |
мл |
600 000 |
3 |
ЙОГЕКСОЛ |
мл |
5 000 |
В пункте 2 Описания объекта закупки извещения о Закупке, содержится описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара):
N п/п |
Наименование показателя |
Требуемое значение показателя |
1. |
Международное непатентованное наименование/ химическое, группировочное наименование |
ЙОГЕКСОЛ |
1.1 |
Лекарственная форма |
Раствор для инъекций |
1.2 |
Дозировка |
240 мг/мл |
1.3 |
Объем наполнения первичной упаковки * |
50 мл |
1.4 |
Способ применения
|
В инструкции по медицинскому применению должно быть указано, что перед введением препарата допускается его нагревание до температуры 37°С; допускается хранение препарата при температуре 370С не менее 24 часов перед применением; а также возможность введения препарата внутривенно и внутриартериально при помощи автоинжектора. ** |
1.5 |
Код позиции КТРУ (Код узла СМНН) |
21.20.23.112-000002-1-00044-0000000000000 |
2 |
Международное непатентованное наименование/ химическое, группировочное наименование |
ЙОГЕКСОЛ |
2.1 |
Лекарственная форма |
Раствор для инъекций |
2.2 |
Дозировка |
350 мг/мл |
2.3 |
Объем наполнения первичной упаковки * |
100 мл |
2.4 |
Способ применения
|
В инструкции по медицинскому применению должно быть указано, что перед введением препарата допускается его нагревание до температуры 37°С; допускается хранение препарата при температуре 370С не менее 24 часов перед применением; а также возможность введения препарата внутривенно и внутриартериально при помощи автоинжектора. ** |
2.5 |
Код позиции КТРУ (Код узла СМНН) |
21.20.23.112-000002-1-00042-0000000000000 |
3 |
Международное непатентованное наименование/ химическое, группировочное наименование |
ЙОГЕКСОЛ |
3.1 |
Лекарственная форма |
Раствор для инъекций |
3.2 |
Дозировка |
350 мг/мл |
3.3 |
Объем наполнения первичной упаковки * |
50 мл |
3.4 |
Способ применения
|
В инструкции по медицинскому применению должно быть указано, что перед введением препарата допускается его нагревание до температуры 37°С; допускается хранение препарата при температуре 370С не менее 24 часов перед применением; а также возможность введения препарата внутривенно и внутриартериально при помощи автоинжектора. ** |
3.5 |
Код позиции КТРУ (Код узла СМНН) |
21.20.23.112-000002-1-00042-0000000000000 |
* Установленный Заказчиком объем наполнения первичной упаковки необходим в связи с ниже следующим:
- 100 мл флакон используется для КТ контрастирования на одного пациента с нормальным ИМТ.
- 50 мл флакон является основным корректирующим объемом, т.к. позволяет без лишнего расхода препарата дозировать объем контрастного вещества из расчета массы тела пациента и решаемой диагностической задачи.
В стационаре необходим лекарственный препарат в наполнении первичной упаковки 100 мл и 50 мл, рассчитанный по конкретной количественной потребности КТ отделения, для каждой процедуры, что позволяет избежать утилизации или повторного введения. В связи с тем, что повторный прокол резиновой пробки запрещен инструкцией, использовать остатки для другой процедуры не представляется возможным. Утилизация и закупка объемов наполнения препарата, не рассчитанных на конкретные процедуры, также финансово значительно более затратна, увеличивает нагрузку на медперсонал в условиях ограниченности времени на процедуру.
** Введение препарата в нагретом состоянии обусловлено требованием методики контрастирования, поскольку нагрев препарата до 370С (примерная температура тела) непосредственно перед процедурой введения позволяет нивелировать температурный разрыв, сделать процедуру введения менее травматичной для пациентов с хрупкими сосудами, снизить частоту наиболее часто встречающихся побочных реакций (аллергическая крапивница и т.д.), обеспечить спокойствие пациента во время и после введения препарата (ответные реакции организма пациента на введение ненагретого контрастного препарата приводят к полной потере диагностической ценности изображения, к необходимости повторного исследования, которое возможно не ранее 7 дней - время для восстановления почечной функции, что недопустимо для пациентов с онкологией). Хранение препарата при температуре 370С не менее 24 часов перед применением необходимо для эффективной работы отделений - сокращения временных затрат при нагревании и подготовке контрастного препарата перед каждой процедурой. Требование о введении в/в и в/а. при помощи автоинжектора обусловлено необходимостью выполнять любые виды КТ-исследований с контрастом, а также ряд рентгенохирургических операций в строго обозначенных параметрах введения с применением индивидуальных точных доз. Способ введения посредством автоинжектора обеспечивает возможность быстро и эффективно ввести точную дозу лекарственного препарата с учетом особенностей анатомического строения сосудов пациентов (малый диаметр, хрупкие стенки), позволяет избежать риска ненужной дополнительной йодной нагрузки для пациента, а также сократить время проводимых обследований и операций с контрастным препаратом.
Анализ документации о Закупке, пояснений представителей Заказчика позволяет Комиссии прийти к следующим выводам.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Заказчиком указано МНН лекарственного препарата и необходимые для оказания медицинской помощи характеристики лекарственного препарата с учетом имеющейся потребности Заказчика и с учетом требований, установленных Постановлением Правительства РФ N 1380 (в том числе в отношении необходимости указания обоснования необходимости указания характеристик, предусмотренных подпунктом "и" пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов). Заказчиком в извещении о Закупке, в письменных пояснениях и устных пояснениях, данных на заседании Комиссии, представлено обоснование специфики использования лекарственного препарата и установления в связи с этим требования о возможности нагревания препарата перед введением до температуры 37°С, а также хранения при температуре до 37°С не менее 24 часов перед применением, а также к объему наполнения первичной упаковки.
Комиссия учитывает, что основным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки лекарственных средств, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N323-ФЗ), согласно части 2 статьи 3 которого нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 4 данного Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи.
Под качеством медицинской помощи Федеральный закон N 323-ФЗ определяет совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 323-ФЗ в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы Федерального закона N 323-ФЗ.
Учитывая, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку лекарственных средств, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций.
Комиссия считает необходимым отметить, что установленные в Описании объекта закупки требования к поставляемым лекарственным препаратам являются значимым для Заказчика фактором, влияющим на эффективность и безопасность диагностики с использованием контрастных препаратов; такие требования установлены с соблюдением принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Комиссия принимает во внимание то, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям извещения о проведении аукциона в электронной форме. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные Заказчиком требования привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, руководствуясь перечисленными требованиями действующего законодательства, принципом обеспечения эффективности закупок и сведениями из инструкции по применению лекарственного препарата, Заказчик установил необходимые ему характеристики лекарственного препарата, исходя из профиля и целей своей деятельности.
Необходимо отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем лекарственного препарата, в связи с чем, данный препарат может быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов - потенциальных участников закупки.
Комиссией не выявлено, а Заявителями не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Доказательств того, что податели жалоб не могут приобрести спорный товар, Комиссии не представлено.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения Описания объекта закупки при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречат Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.
Следовательно, доводы Заявителей о том, что Заказчик установил такие характеристики, которые ограничивают права потенциальных участников закупки, не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЙОТТА-ФАРМ" (вх. N 992/23 от 08.02.2023) на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медресурс" (N 991/23 от 08.02.2023) на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 14 февраля 2023 г. N 071/06/106-151/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2023