Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии _______ - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
членов Комиссии:
__________ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
__________ - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителя заказчика - ГБУ РМЭ "Замок Шереметева" __________ (на основании доверенности от 14.02.2023),
в отсутствии представителя заявителя уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "ДОМ" от 12.02.2023 на положения извещения открытого конкурса в электронной форме "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)" (извещение в единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru N 0308200027423000001 от 27.01.2023),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Так, в Марийское УФАС России в предусмотренные законом сроки поступила жалоба ООО "ДОМ" на положения извещения об осуществлении закупки.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки по критерию "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено на официальном сайте 27.01.2023 (извещение N 0308200027423000001).
Дата и время окончания подачи заявок: 13.02.2023 08:00.
Дата подведения итогов определения поставщика: 16.02.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта: 3 686 981,76 рубль.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункта 35 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):
а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения;
б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
В разделе III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" приложения N5 к извещению о проведении открытого конкурса Заказчиком содержится положение о применении критерия оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки:
"К оценке принимается исключительно исполненный договор, предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), включающих в себя:
- охрану имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- охрану имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- охрану объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- охрану объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор, акты приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора.
К оценке принимаются исключительно исполненный договор с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), в том числе заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, при исполнении которого исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Документы принимаются к оценке, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 г. N176 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - постановление) ГБУК Республики Марий Эл "Замок Шереметева" (далее - учреждение) как правообладатель комплекса зданий "Усадьба Шереметевых" подлежит категорированию по антитеррористической защищенности (далее - АТЗ).
В целях реализации требований законодательства в области антитеррора приказом Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (далее - Министерство) от 7 июня 2021 г. N 128 вр "О создании и организации работы межведомственной комиссии по категорированию объектов, находящихся в ведении Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, по антитеррористической защищенности и актуализации паспортов безопасности" утверждена межведомственная комиссия с участием представителей Министерства, учреждения, Управления ФСБ России по Республике Марий Эл и Юринского ОБО -филиал ФГКУ "ОВО ВНГ России по Республике Марий Эл. 2 июля 2021 г. проведено обследование объекта и ему присвоена вторая (II) категорию опасности, взамен ранее действовавшей третьей (III) категории.
Согласно требованиям постановления на указанный объект разработан паспорт безопасности, который согласован с Управлением ФС ВНГ России по Республике Марий Эл (19 января 2022 г.), с Управлением ФСБ России по Республике Марий Эл (16 февраля 2022 г.) и утвержден министром (22 февраля 2022 г.).
В соответствии с постановлением и рекомендациями межведомственной комиссии руководству учреждения рекомендовано организовать физическую охрану здания.
Согласно постановлению в отношении объектов в сфере культуры, имеющих категорию опасности, реализуются комплекс мероприятий по обеспечению их АТЗ.
К таким мероприятиям, в том числе, относятся:
воспрепятствование неправомерному проникновению на объект;
выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
пресечение попыток совершения террористических актов на объекте;
охрана объекта с использованием современных инженерно-технических средств и систем (охранной и пожарной сигнализации, тревожно-вызывной сигнализации, системы охранного телевидения);
осуществление пропускного и внутриобъектового режимов; своевременное выявление фактов нарушения данных режимов, попыток проноса (провоза) запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических, и других опасных предметов и веществ) на объект;
своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение террористического акта; исключение бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц и нахождения транспортных средств;
поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечение бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях).
В отношении объектов второй (II) категории опасности согласно постановлению применяется требование об обеспечении их охраны сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях) (пункт 26 постановления).
Реализация перечисленных мероприятий требует специальной подготовки сотрудника охраны и опыта соответствующей работы (службы). Единственно соответствующими предъявляемым требованиям являются сотрудники частных охранных организаций, имеющих лицензию с соответствующим разрешённым видом охранных услуг, либо подразделений вневедомственной охраны Росгвардии, осуществляющие охранную деятельность на профессиональной основе в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
Таким образом, в рассматриваемом случае во исполнение вышеуказанных требований заказчиком установлено положение о предоставлении исполненного договора, сопоставимого с предметом контракта.
Кроме того, Комиссия отмечает, что на участие в названном электронном аукционе было подано 3 заявки, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 29%, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции при проведении данной закупки.
При указанных обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе, а также Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604, в связи с чем, жалоба заявителя признается необоснованной.
Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДОМ" необоснованной.
2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 17 февраля 2023 г. N 012/06/106-133/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2023