Резолютивная часть решения оглашена 13 февраля 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 16 февраля 2023 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя руководителя - начальника отдела Псковского УФАС России "_",
Членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - "_",
главного государственного инспектора отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - "_",
при участии представителя Заказчика - "_" по доверенности N 49 от 12.07.2022,
при участии представителей Общества - директора "_", представителя по доверенности N б/н от 09.02.2023 "_" представителя по доверенности N б/н от 09.02.2023 "_",
рассмотрев сведения, направленные ГБУ ПО "Управление автомобильных дорог Псковской области" (далее - Заказчик) в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении ООО "Северо-Западный транспортно-сервисный центр" (180000, Псковская область, город Псков, ул. Некрасова, д.1а, офис 3; ИНН 6027157419), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту техники (номер извещения: 0857200000222000565),
УСТАНОВИЛА:
07 февраля 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении ООО "Северо-Западный транспортно-сервисный центр" (180000, Псковская область, город Псков, ул. Некрасова, д.1а, офис 3; ИНН 6027157419), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту техники (номер извещения: 0857200000222000565).
Рассмотрение сведений состоялось 13 февраля 2023 года в 16 часов 30 минут.
1) Дата размещения извещения на официальном сайте N 0857200000222000565 - 03.11.2022 15:43.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.11.2022 N ИЭА1 на участие было подано 3 заявки, победителем признано ООО "Северо-Западный транспортно-сервисный центр", принято решение о заключении контракта по максимальному значению цены контракта - 5 000 000,00 руб. и сумме цен единиц товара, работы, услуги- 236 317 246,58 руб.
5) 25.11.2022 между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N 2602714346222000612, срок выполнения работ - 31.12.2022.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно части 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Порядок проведения электронного аукциона регламентирован ст. 49 Закона о контрактной системе.
В пункте 8 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе определено, что государственный контракт, муниципальный контракт - это гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
25.11.2022 между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N 2602714346222000612 (далее также - контракт).
В соответствии с п. 1.1 контракта исполнитель обязуется оказывать услуги по техническому обслуживанию и ремонту техники (далее - Техники) согласно Приложению N1 "Описание объекта закупки" к настоящему контракту (далее - услуга) в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно п. 3.4.1 Исполнитель обязан оказать услуги в полном объеме в соответствии с технической документацией на Технику, нормами и требованиями ГОСТов, нормативными документами в области охраны труда и безопасности производства работ.
В соответствии с пунктом 3.4.Г, 3.4.3, 5.3 Контракта Исполнитель обязан:
- оказать услуги в полном объеме в соответствии с технической документацией на Технику, нормами и требованиями ГОСТов, нормативными документами в области охраны труда и безопасности производства работ,
- оказывать услуги по ремонту Техники в течение 48 (Сорока восьми) часов с момента передачи Техники Исполнителю.
- информировать Заказчика об окончании оказания Услуг в течение 2 (Двух) часов после завершения оказания услуг.
Во исполнение условий Контракта Заказчиком были направлены следующие заявки на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту грузового автотранспорта:
- Маз Х978ЕМ60 по Акту приема-передачи б/н от 25.11.2022 г.,
- Маз Х979ЕМ60 по Акту приема-передачи б/н от 25.11.2022 г.,
- Трактор Т150 2099ЕЕ60 по Акту приема-передачи б/н от 25.11.2022 г.,
- Маз О949КУ60 по Акту приема-передачи АСN00028417 от 29.11.2022 г.,
- Камаз Р653КТ60 по Акту приема-передачи АСN00028607 от 05.12.2022 г.,
- Камаз Х976ЕМ60 по Акту приема-передачи АС00028591 от 05.12.2022 г.,
- Экскаватор CAT 2396ЕЕ60 по Акту приема-передачи АСN00024367 от
06.12.2022 г., . '
- Камаз 04990 060 по Акту приема-передачи АСN00028912 от 15.12.2022 г.,
- Камаз 04890060 по Акту приема-передачи АСN00028989 от 19.12.2022 г.,
- Камаз 04850 060 по Акту приема-передачи АСN00029030 от 20.12.2022 г.,
- Камаз У633КК60 по Акту приема-передачи АС00029167 от 26.12.2022 г.
Согласно п.п. 3.4.3. контракта Исполнитель принял на себя обязательства оказывать услуги по ремонту Техники в течение 48 (Сорока восьми) часов с момента передачи Техники Исполнителю. В случае, если на ремонт обоснованно необходимо более длительное время, то срок оказания услуг согласовывается сторонами дополнительно в акте приема- передачи автомобиля в ремонт.
19 января 2023 года Заказчиком в адрес Исполнителя было направлено письмо с требованием выполнить обязательства в срок до 23.01.2023, а также указывалась на тот факт, что в случае неисполнения обязательств, Заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
03 февраля 2023 года Общество направило в адрес Заказчика письмо в ответ на претензию и решение об одностороннем отказе с указанием на то, что только по 2 автотранспортным средствам работы еще не выполнены, а также просило отозвать решение об одностороннем отказе.
10 февраля 2023 года Обществом в полном объеме оплачена неустойка.
Исходя из части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.3 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно п. 12.4 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с законодательством РФ в следующих случаях:
12.4.1. Исполнитель оказывает услуги ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок либо являются существенными и неустранимыми;
12.4.2. Исполнитель неоднократно допустил нарушение сроков или качества оказания услуг, предусмотренные настоящим Контрактом;
12.4.3. Исполнитель не приступает к исполнению настоящего Контракта в срок, установленный настоящим Контрактом, либо в ходе исполнения Исполнителем условий Контракта стало очевидно, что услуги не будут оказаны надлежащим образом в установленный настоящим Контрактом срок.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.01.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе.
25.01.2023 в ЕИС размещены сведения о расторжении контракта.
06.02.2023 - дата расторжения контракта.
07.02.2023 - сведения направлены Заказчиком в антимонопольный орган.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательства о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Рассматривая вопрос о соразмерности такой ответственности как включение в Реестр недобросовестных поставщиков и объема неисполненных обязательств Комиссия отмечает, что сумма всех исполненных обязательств по государственному контракту N 08572000002220005650001 со стороны Исполнителя равна 4 668 464,53 рублей из 5 000 000,00 рублей, что составляет 93,4%.
На момент окончания срока предоставленного Обществу для устранения допущенных по контракту нарушений, не был осуществлен ремонт всего лишь одного транспортного средства - МАЗ г.н. Х978ЕМ/60, по которому требовалось проведение ремонта двигателя. В настоящий момент работы по заявке на ремонт двигателя МАЗ г.н. Х978ЕМ/60 выполнены, в адрес Заказчика направлен акт выполненных работ.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Обществом условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления отмечает, что Обществом совершались активные действия, направленные на соблюдение условий Контракта, тем самым явно выражая намерение к его исполнению.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Общества направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
Таким образом, сведения об ООО "Северо-Западный транспортно-сервисный центр" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, так как Комиссия не усматривает в действиях Общества недобросовестного поведения.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, направленные в отношении ООО "Северо-Западный транспортно-сервисный центр" (180000, Псковская область, город Псков, ул. Некрасова, д.1а, офис 3; ИНН 6027157419), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту техники (номер извещения: 0857200000222000565), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 16 февраля 2023 г. N РНП 060/06/95-38/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2023