Резолютивная часть решения оглашена "08" февраля 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "13" февраля 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти - Иванов В.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти - Козлова Н.Е.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти - Трушинская К.Д.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Пожарно-спасательный центр" (далее - ТОГКУ "ПСЦ", Заказчик) - _,
общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦАВТОМАШ-НН" (далее - Общество, Поставщик) - _..,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 07.11.2022 N 162 на поставку автомобиля оперативно-служебного для перевозки лиц, задержанных в административном порядке, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Пожарно-спасательный центр" (вх. от 01.02.2023 N 552-ЭП/23) о направлении сведений об ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" (603024, г. Нижний Новгород, ул. Белинского, д. 122, офис 12, ИНН 5260473618, КПП 526001001) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним расторжением контракта от 07.11.2022 N 162 на поставку автомобиля оперативно-служебного для перевозки лиц, задержанных в административном порядке по причине существенного нарушения ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" условий контракта.
Заказчик представил предусмотренные Законом о контрактной системе документы и сведения, а также сообщил обстоятельства неисполнения ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" заключенного контракта от 07.11.2022 N 162 и обоснования причин его расторжения, представил подтверждающие документы. Руководствуясь ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 12.2 контракта Заказчик 19.01.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" представило в Тамбовское УФАС России письменные пояснения по рассматриваемым обстоятельствам, в которых указало следующее. Обществом была подана заявка на участие в закупке с указанием характеристик товара, установленных Заказчиком. К заявке Поставщик приложил документ, подтверждающий страну происхождения товара - выписку из реестра российской промышленной продукции на шасси GAZelle NEXT, модификация A69R33, запись N 2246/8/2021 внесена в реестр 29 сентября 2021 года. Заявка ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" была рассмотрена ТОГКУ "ПСЦ". Заявка Общества не была отклонена Заказчиком, государственный контракт заключен, и Поставщик приступил к своим обязательствам по исполнению его условий. В приложении N 1 к контракту идет ссылка на выписку из реестра российской промышленной продукции, прилагаемую Поставщиком к заявке на участие в закупке.
Общество поясняет, что шасси GAZelle NEXT является устройством на колесном ходу, не оснащенным и (или) кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, и не предназначено для эксплуатации в качестве транспортного средства, и автомобиль Луидор 2250HA был изготовлен путем его дооборудования. Транспортное средство Луидор 2250НА изготовлено на основании заключения об оценке типа транспортного средства N ОП RU E-RU.RU00.0000148. Данное заключение является документом, который удостоверяет соответствие транспортного средства действующим нормативам.
На первой странице заключения об оценке типа транспортного средства N ОП RU E-RU.RU00.0000148 указывается наименование изготовителя автомобиля специального, оперативно-служебного - Общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Луидор", расположенное по адресу: Российская Федерация, 603028 г. Нижний Новгород, Московское шоссе, дом 86А, помещение 7. На второй странице прописано, что транспортные средства марки Луидор, типа 2250 изготавливаются на базе шасси с коммерческим наименованием GAZelle NEXT. На пятнадцатой странице заключения указано назначение транспортного средства Луидор 2250HA - автомобиль оперативно-служебный для перевозки задержанных, в том числе.
22.12.2022 Поставщик направил Заказчику уведомление о готовности автомобиля оперативно-служебного для перевозки лиц, задержанных в административном порядке, к отгрузке, и 26.12.2022 товар был передан ТОГКУ "ПСЦ". Однако, на стадии приемки товара Заказчик уведомил ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 162 от 07 ноября 2022 года.
ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" отмечает, что передало Заказчику товар, соответствующий характеристикам, указанным в описании объекта закупки, что подтверждается описанием объекта закупки, заявкой на участие в закупке, заключением об оценке типа транспортного средства, условиями государственного контракта, в приложении N 1 к которому прописано наименование товара - автомобиль оперативно-служебный для перевозки лиц, задержанных в административном порядке. В выписке из электронного паспорта транспортного средства, переданного ТОГКУ "ПСЦ", указано что транспортное средство Луидор 2250HA является оперативно-служебным автомобилем.
Общество обращает внимание, что ТОГКУ "ПСЦ" приняло на стадии рассмотрения заявки ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" выписку из реестра российской промышленной продукции на шасси GAZelle NEXT, несмотря на то, что в приложении N 1 к контракту N 162 от 07.11.2022 прописано наименование товара - автомобиль оперативно-служебный для перевозки лиц, задержанных в административном порядке, а не шасси GAZelle NEXT. Требований о предоставлении дополнительной выписки из реестра российской промышленной продукции в момент передачи товара ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" Заказчиком заявлено не было. Передача данного документа контрактом не предусмотрена.
ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" не уклонялось от исполнения государственного контракта N 162, принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта и передал товар Заказчику. В 2022 году Общество исполнило надлежащим образом свои обязательства по восьмидесяти двум государственным контрактам. Компания дорожит своей деловой репутацией и всегда выполняет обязательства надлежащим образом. В рассматриваемом деле Поставщиком также были приложены все усилия для исполнения условий контракта.
В подтверждение заявленного Обществом приложены соответствующие документы.
Рассмотрение дела назначено на 07.02.2023. После объявленного перерыва рассмотрение продолжено 08.02.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 07.11.2022 N 162 на поставку автомобиля оперативно-служебного для перевозки лиц, задержанных в административном порядке, заключенного с ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН", рассмотрев представленные материалы, документы закупки, заслушав пояснения Заказчика и Поставщика, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
По итогам проведения аукциона в электронной форме N 0164200003022003324 между Заказчиком и Поставщиком 07.11.2022 был заключен контракт N 162 на поставку автомобиля оперативно-служебного для перевозки лиц, задержанных в административном порядке на сумму 6 042 000,00 рублей.
Согласно пункту 1.1 контракта: "Поставщик обязуется поставить автомобиль оперативно-служебный для перевозки лиц, задержанных в административном порядке (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом".
Согласно пункту 1.2 контракта: "Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта".
Пунктом 3.1 контракта определено, что "Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, проезд Монтажников, д. 6., в срок: с даты подписания Контракта до 15 декабря 2022 г. включительно".
В Приложении N1 к контракту указан номер реестровой записи из Реестра промышленной продукции, произведенной на территории РФ: 2246\8\2021 от 29.09.2021.
26.12.2022 Поставщик осуществил поставку товара Заказчику.
27.12.2022 Заказчик направил Поставщику претензию, в которой сообщил, что по результатам проведенной Заказчиком экспертизе установлено, что товар не подлежит приемке.
Согласно акту экспертизы, которая проводилась работником Заказчика, от 27.12.2022 установлено, что технические характеристики товара соответствуют характеристикам товара, указанным в приложении N1 к контракту. Поставщиком в составе заявки была представлена выписка из реестра российской промышленной продукции от 29.09.2021 N 2246/8/2021, в которой изготовителем указано ООО "Автомобильный завод "ГАЗ". Указанный реестровый номер включен в контракт. В ходе приемки товара, на основании представленных Поставщиком документов (выписка из электронного паспорта транспортного средства, заключение об оценке типа транспортного средства N ОП RU E-RU.RU00.0000148) Заказчиком выявлен иной производитель транспортного средства - ООО ПКФ "Луидор", который не соответствует сведениям, указанным в выписке из реестра российской промышленной продукции от 29.09.2021 N 2246/8/2021. Таким образом, указывает Заказчик, поставленный товар не соответствует условиям государственного контракта по изготовителю товара и не подлежит приемке.
Письмами от 30.12.2022, от 16.01.2023 Поставщик сообщил, что готов выполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом и устранить недостатки, выявленные в результате экспертизы, предоставив документы, подтверждающие страну происхождения автомобиля. Общество указывает, что транспортное средство, переданное Заказчику, было изготовлено путем дооборудования базового шасси GAZelle NEXT, модификация А69R33. Выписка из реестра российской промышленной продукции от 29.09.2021 N 2246/8/2021 на шасси прилагалась Обществом к заявке на участие в закупке. Указанная выписка подтверждает страну происхождения товара. Никаких возражений по выписке на стадии проведения закупки и подписания контракта от ТОГКУ "ПСЦ" в адрес ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" не поступало. Передав товар в адрес Заказчика в указанной выпиской, приложив одобрение типа транспортного средства, Поставщик полагал, что выполнил свои обязательства перед Заказчиком.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 контракта предусмотрено, что "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
19.01.2023 ТОГКУ "ПСЦ" в соответствии с ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе и пунктом 12.2 контракта приняло решение об одностороннем отказе от исполнения от 07.11.2022 N 162 на поставку автомобиля оперативно-служебного для перевозки лиц, задержанных в административном порядке, заключенного с ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН".
Согласно п. 12.1. ст.95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям с сайта единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Поставщиком 19.01.2023.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок поставщику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 30.01.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав все обстоятельств дела, приходит к выводу, что сведения об ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду следующего.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган, не может ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения победителем тех или иных нормативных требований без выяснения всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта с ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" приходит к выводу, что сведения об Обществе не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям Поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном уклонении от исполнения государственного или муниципального контракта, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от исполнения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение лица.
ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" и его представители на рассмотрение дела представили информацию и документы, свидетельствующие о том, что Поставщиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к надлежащему исполнению условий контракта.
При изложенных выше обстоятельствах, Комиссия Тамбовского УФАС России полагает, что включение сведений в отношении ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно, так как не отвечает принципам и целям применения рассматриваемой санкции.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что представленные в материалы дела информация и сведения не свидетельствуют о наличии в действиях ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта или несоблюдения его условий.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь статьёй 95, статьёй 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Тамбовским областным государственным казенным учреждением "Пожарно-спасательный центр" в отношении ООО "СПЕЦАВТОМАШ-НН" (603024, г. Нижний Новгород, ул. Белинского, д. 122, офис 12, ИНН 5260473618, КПП 526001001) и его директора, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 13 февраля 2023 г. N 068/10/104-59/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2023