Резолютивная часть решения оглашена 10 февраля 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 15 февраля 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии представителей:
министерства образования и науки Тамбовской области - ...,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - ...,
общества с ограниченной ответственностью "ЮГСМАРТПРОЕКТ" - ...,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮГСМАРТПРОЕКТ" (далее также Заявитель) на действия министерства образования и науки Тамбовской области при проведении запроса котировок в электронной форме N 0164200001923000069 "Шифр 68-2023-нр5213 Поставка камер видеонаблюдения в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (далее Уполномоченный орган) опубликовало 26.01.2023 на сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0164200001923000069 "Шифр 68-2023-нр5213 Поставка камер видеонаблюдения в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (далее Запрос котировок).
Заказчик - министерство образования и науки Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта -1 752 399,60 руб.
По мнению Заявителя, действия министерства образования и науки Тамбовской области нарушают требования Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком не установлен запрет, согласно Постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановления N 1236).
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные пояснения по жалобе, которые приобщены к настоящему делу. Просили признать жалобу Заявителя необоснованной.
Рассмотрение жалобы назначено на 09.02.2023. После объявленного перерыва рассмотрение продолжилось 10.02.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, пояснения Заказчика и Уполномоченного органа, установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Объектом закупки является: камера видеонаблюдения (код позиции КТРУ - 26.70.13.000-00000004).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в форме электронного документа.
В описании объекта закупки по рассматриваемому Запросу котировок Заказчиком установлено следующее:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения |
Камера видеонаблюдения |
|
|
Дальность подсветки |
> 20 и |
Метр |
Максимальная рабочая температура |
|
Градус Цельсия |
Минимальная рабочая температура |
|
Градус Цельсия |
Ночная съемка |
Да |
|
Поддержка PoE |
Да |
|
Поддержка видеокодеков |
H.264 Baseline Profile |
|
|
H.264 High Profile |
|
|
H.264 Main Profile |
|
|
H.265 |
|
Поддержка карт памяти |
microSD |
|
Разъемы |
Ethernet |
|
|
Порт RJ-45 |
|
Светочувствительность |
|
Люкс |
Тип камеры |
Цифровая |
|
Тип передачи сигнала |
Проводной |
|
Угол обзора по вертикали |
54 |
градус |
Угол обзора по горизонтали |
104 |
градус |
Угол обзора по диагонали |
110 |
градус |
Функции и возможности |
ИК-подсветка |
|
|
Антивандальная |
|
|
Встроенный микрофон |
|
|
Механический ИК-фильтр |
|
|
Режим BLC |
|
|
Режим HLC |
|
|
Режим WDR |
|
|
Слот для карты памяти |
|
Частота кадров |
25 |
кадр/сек |
Число мегапикселей матрицы |
|
|
HD-формат |
Full HD 1080p |
|
Комиссия Тамбовского УФАС России также обращает внимание, что позиция КТРУ - 26.70.13.000-00000004 не содержит такой характеристики, как "программное обеспечение", "встроенное программное обеспечение".
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
При этом, пунктом 2.1 Постановления N 1236 предусмотрено, что для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
При этом, объект закупки (камеры видеонаблюдения), а также предмет контракта, не попадает под определения программного обеспечения, установленные п. 2.1 Постановления N 1236, в следствии чего, Комиссия Тамбовского УФАС России УФАС России приходит к выводу о правомерности действий министерства образования и науки Тамбовской области, в части неприменения запрета, предусмотренного Постановлением N 1236.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Законом о контрактной системе, а также Постановлением N 1236 не регламентированы случаи применения, рассматриваемого запрета при закупках оборудования с предустановленным программным обеспечением (встроенным программным обеспечением), без которого применения данного оборудования невозможно, и в извещении не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него в результате исполнения обязательств по контракту.
Данная позиция нашла свое отражение в письме Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 15.12.2022 NП11-2-05-106-94501.
В рамках данной процедуры Заказчиком закупается оборудование, при этом отдельная поставка либо установка (при исполнении контракта) программного обеспечения не предусмотрена, требования к такому обеспечению не предъявлены.
Комиссия Тамбовского УФАС России при принятии настоящего решения также учитывает тот факт, что на участие в закупке подано 11 заявок (7 из них отклонены), в то же время ООО "ЮГСМАРТПРОЕКТ" заявку на участие в закупке не подавало.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮГСМАРТПРОЕКТ" необоснованной.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
Исп. Иванов В.В., тел. 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 15 февраля 2023 г. N 068/06/14-72/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2023