Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 16 февраля 2023 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Охинцева С. Н., члены Комиссии -главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С., ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Арбузова М. В.,
с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Дом" (далее также - ООО "Дом", общество, заявитель) - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
заказчик - государственное казённое учреждение Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (далее также - ГКУ ЯО "Ярдорслужба", заказчик) - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности Старостиной М. А.;
оператор электронной площадки - акционерное общество "Сбербанк-АСТ" - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Дом" на действия заказчика, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт участка автомобильной дороги Шебунино-Красный Профинтерн в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области (км 14+520 - км 23+715,5) (извещение N 0171200001923000001), а также осуществив внеплановую проверку вышеуказанной закупки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Дом" на действия заказчика, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт участка автомобильной дороги Шебунино-Красный Профинтерн в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области (км 14+520 - км 23+715,5) (извещение N 0171200001923000001).
Заявитель полагает, что заказчиком и уполномоченным органом в извещении об осуществлении закупки неправомерно предусмотрена возможность подтверждения участниками закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, посредством представления номеров реестровых записей контрактов/договоров в единой информационной системе.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав позицию представителя уполномоченного органа, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 23.01.2023 размещено извещение N 0171200001923000001 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 263 485 794,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом (в форме электронного документа).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Пунктом 24 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
В извещении об осуществлении закупки (пункт 1 таблицы, содержащейся в разделе III электронного документа "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", являющегося составной частью извещения) в числе прочего указано следующее:
"Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы:
- исполненный договор;
- акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора, при этом последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При этом к оценке принимаются:
- вышеуказанные документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам);
- исполненный участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовой договор, в том числе заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Участник закупки вправе приложить реестровый номер контракта/договора в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru по форме, предусмотренной в приложении к требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению (Приложение к извещению о закупке)".
Использование законодателем в нормативном предписании, установленном подпунктом "в" пункта 28 Положения, словесной конструкции "в том числе" свидетельствует о том, что перечень документов, принимаемых в качестве документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, является открытым и может быть дополнен по усмотрению заказчика с соблюдением принципа разумности.
Следует отметить, что согласно подпункту "б" пункта 3, подпункту "а" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, регламентирующего требования к участникам закупки, устанавливаемые в соответствии с частями 2, 2.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в качестве документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, могут быть представлены помимо прочего номера реестровых записей из реестра контрактов, содержащегося в единой информационной системе.
Таким образом, учитывая, что представление номеров реестровых записей контрактов/договоров, содержащихся в единой информационной системе, признается законодателем надлежащим подтверждением опыта участника закупки в целях исполнения требований Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, предоставление заказчиком участникам закупки аналогичной возможности применительно к исполнению требований Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 является разумным и допустимым.
При таких обстоятельствах Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа по установлению порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме на право заключения контракта на ремонт участка автомобильной дороги Шебунино-Красный Профинтерн в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области (км 14+520 - км 23+715,5) (извещение N 0171200001923000001) нарушений требований законодательства о контрактной системе, а доводы заявителя об обратном признает необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дом" (ИНН 5001110615, ОГРН 1165001053821) на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (ИНН 7627013227, 1027601604469), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт участка автомобильной дороги Шебунино-Красный Профинтерн в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области (км 14+520 - км 23+715,5) (извещение N 0171200001923000001) необоснованной.
2. При проведении внеплановой проверки действий комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославского области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт участка автомобильной дороги Шебунино-Красный Профинтерн в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области (км 14+520 - км 23+715,5) (извещение N 0171200001923000001) в действиях такой комиссии нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обнаружено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: С. Н. Охинцева |
Члены Комиссии: И. С. Ерофеева
М. В. Арбузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 16 февраля 2023 г. N 076/06/106-192/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2023