Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя начальника отдела контроля закупок управления ______., членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок - ______., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок - ______.,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "ЯР-КРОВЛЯ" (далее также - ООО "ЯР-КРОВЛЯ", подрядчик, общество) - обеспечило участие в рассмотрении сведений генерального директора ______., представителя по доверенности ______.,
заказчик - муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Дюймовочка" (далее также - МДОУ "Детский Сад "Дюймовочка", заказчик) - обеспечил участие посредством видеоконференцсвязи директора ______., представителей по доверенности ______., ______.,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад "Дюймовочка" в отношении ООО "ЯР-КРОВЛЯ", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проверку соблюдения заказчиком, муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад "Дюймовочка", порядка расторжения контракта от 12.09.2022 N 01712000019220028150001 на капитальный ремонт кровли здания МДОУ "Детский сад "Дюймовочка" (извещение N 0171200001922002815), заключенного с ООО "ЯР-КРОВЛЯ", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 08.02.2023 N 44/23,
УСТАНОВИЛА:
07.02.2023 г. в Ярославское УФАС России заказчик, муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Дюймовочка", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "ЯР-КРОВЛЯ", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия контракта от 12.09.2022 N 01712000019220028150001 на капитальный ремонт кровли здания МДОУ "Детский сад "Дюймовочка" (извещение N 0171200001922002815).
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
12.09.2022 г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Дюймовочка" (МДОУ "Детский сад "Дюймовочка") именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице заведующей Колтуновой Оксаны Анатольевны, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Заказчик", и Общество с ограниченной ответственностью "ЯР-КРОВЛЯ", именуемое в дальнейшем "Подрядчик", в лице генерального директора Мирзоян Ромик Араиковича, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые "Стороны" заключили контракт N 01712000019220028150001 (далее также - контракт от 12.09.2023 N 01712000019220028150001, контракт).
Пунктом 1.1 раздела 1 контракта предусмотрено, что предметом контракта является капитальный ремонт кровли здания МДОУ "Детский сад "Дюймовочка" (далее - работы, объект) в соответствии с Техническим заданием (Приложение к Контракту), требованиями нормативных правовых актов, регулирующих порядок и качество выполнения такого вида работ.
Согласно пункту 1.2. контракта работы выполняются в соответствии с Техническим заданием (Приложение к Контракту), проектной документацией (Приложение к Техническому заданию), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В соответствии с пунктом 2.1. контракта цена контракта составляет: 4134907 (Четыре миллиона сто тридцать четыре тысячи девятьсот семь) рублей 91 копейка, в том числе НДС 20% - 689151 рублей 32 копеек (для плательщиков НДС) / НДС не облагается.
На основании пункта 3.1 контракта 3.1. срок выполнения работ: с даты заключения контракта, но не ранее даты начала исполнения контакта (14.09.2022) в течение 60 календарных дней в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к Техническому заданию).
Приложением N 2-м к Техническому заданию контракта установлен график выполнения строительно-монтажных работ:
N п/п |
Наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Сроки исполнения контракта |
|
начало |
окончание |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Подготовительные работы (демонтаж) |
с даты заключения контракта, но не ранее даты начала исполнения контакта (14.09.2022) |
в течение 30 календарных дней |
2 |
Общестроительные работы |
15.10.2022 |
в течение 30 календарных дней |
Заказчик обязан утвердить перечень лиц, которые от имени Заказчика уполномочены осуществлять контроль и технический надзор за проведением работ и проверку качества используемых материалов, принимать скрытые работы и давать предписания о прекращении или временной приостановке работ (пункт 4.3.3 контракта).
23.09.2022 МДОУ "Детский сад "Дюймовочка" и ООО "Переславль- СанТехМонтаж" заключили контракт N 35/22, согласно которому ООО "Переславль- СанТехМонтаж" принимает на себя обязательства оказать услуги по строительному контролю при проведении работ по капитальному ремонту кровли здания МДОУ "Детский сад "Дюймовочка" по контракту от 12.09.2022 N 01712000019220028150001.
Разделом 5 контракта от 12.09.2023 N 01712000019220028150001 предусмотрено следующее:
5.1. Подрядчик на дату завершения этапа выполнения работ формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке и дополнительно прилагает к документу о приемке документы, указанные в п. 4.1.19. контракта.
При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная в части 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ информация, содержащаяся в документе о приемке.
Датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного Подрядчиком, считается дата размещения такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.
5.2. Не позднее 5 (пяти) рабочих дней, следующих за днем поступления документов, указанных в п. 5.1. контракта Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии) осуществляет одно из следующих действий:
5.2.1. осуществляет приемку выполненной работы (ее результатов) в части соответствия объема требованиям, установленным контрактом; подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке.
5.2.2. формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
5.3. В случае создания приемочной комиссии в срок, указанный в п. 5.2. контракта:
5.3.1. члены приемочной комиссии осуществляет приемку выполненной работы (ее результатов) в части соответствия объема требованиям, установленным контрактом;
5.3.2. члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием единой информационной системы, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками Заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы.
5.3.3. после подписания членами приемочной комиссии документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке Заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает их в единой информационной системе. Если члены приемочной комиссии не использовали усиленные электронные подписи и единую информационную систему, Заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов.
5.4. Датой поступления Подрядчику документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Подрядчик.
5.5. В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим разделом контракта.
5.6. Датой приемки выполненных работ считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке подписанного Заказчиком.
5.7. Внесение исправлений в документ о приемке, оформленный в единой информационной системе, осуществляется путем формирования и подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени Подрядчика и Заказчика, и размещения в единой информационной системе исправленного документа о приемке.
5.9. Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов выполненной работы в случае выявления несоответствия этих результатов работы, условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов работы и устранено Подрядчиком.
5.10. В случае установления Заказчиком при приемке работ несоответствия качества выполненных Подрядчиком работ требованиям контракта, документы, указанные в п. 5.1. контракта не подписываются до даты устранения выявленных нарушений.
5.7. Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
5.8. При возникновении между Заказчиком и Подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин, по требованию любой из Сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы по проведению экспертизы несет сторона потребовавшая проведение экспертизы. В случаях, когда экспертизой установлено отсутствие нарушения Подрядчиком условий контракта или причинной связи между действиями Подрядчика и обнаруженными недостатками, расходы на экспертизу несет Сторона, которая потребовала назначение экспертизы, а если она назначена по соглашению между Сторонами - обе Стороны поровну, в случае установления вины Подрядчика - расходы на экспертизу возлагаются на Подрядчика.
Как было установлено на заседании Инспекции, 11.10.2022 подрядчиком посредством ЕИС направлены документы о приемке по первому этапу работ (демонтаж). Согласно акту о приемке выполненных работ N 4 от 11.10.2022 заказчиком приняты работы по первому этапу на сумму 745198.84 рублей, данные работы были также оплачены согласно платежному поручению N935 от 02.11.2022.
Письмом от 10.11.2022 N 2022-044 подрядчик уведомил заказчика об окончании выполнения работ. 11.11.2022 подрядчиком в ЕИС направлены документы о приемке по второму этапу работ.
14.11.2022 в ходе проверки представителем стройконтроля были выявлены замечания по ремонту кровли подрядчиком (письмо ООО "Переславль-СанТехМонтаж" от 15.11.2022 N 155), с которыми подрядчик был ознакомлен, но подписать отказался без объяснения причин, о чем составлен акт от 15.11.2022 N 8.
16.11.2022 заказчиком в ЕИС направлен мотивированный отказ от приемки работ от 16.11.2022 N 142.
21.11.2022 подрядчиком в ЕИС направлены документы о приемке по второму этапу работ.
21.11.2022 в ходе проверки представителем стройконтроля были выявлены замечания по ремонту кровли подрядчиком (письмо ООО "Переславль-СанТехМонтаж" от 21.11.2022 N 160).
23.11.2022 в ходе проверки представителем стройконтроля были выявлены замечания по ремонту кровли подрядчиком (письмо ООО "Переславль-СанТехМонтаж" от 24.11.2022 N 165).
28.11.2022 в ходе проверки представителем стройконтроля были выявлены замечания по ремонту кровли подрядчиком (письмо ООО "Переславль-СанТехМонтаж" от 28.11.2022 N 167).
28.11.2022 заказчиком в ЕИС направлен мотивированный отказ от приемки работ от 28.11.2022 N 157.
29.11.2022 в ходе проверки представителем стройконтроля были выявлены замечания по ремонту кровли подрядчиком (письмо ООО "Переславль-СанТехМонтаж" от 29.11.2022 N 172).
30.11.2022 заказчиком была направлена претензия подрядчику N 160 об устранении недостатков работ до 29.12.2022.
01.12.2022 подрядчиком в ЕИС направлены документы о приемке по второму этапу работ. 08.12.2022 заказчиком в ЕИС направлен мотивированный отказ от приемки работ.
20.12.2022 подрядчиком в ЕИС направлены документы о приемке по второму этапу работ.
23.12.2022 заказчиком проведен осмотр кровли, составлен акт выявленных нарушений, согласно которому: "Присутствуют полости в кровельном покрытии. Примыкания головок вент. каналов не выведены на нужную высоту ( не менее 30 мм от плоскости кровли), так же горизонтальный участок не соответствует проектному решению. На секциях 4 и 2, 3 -только горизонтальных участках отсутствует уклон внутрь кровли на парапетах, предусмотренных проектом. Кирпичная кладка при восстановлении вент. каналов не соответствует НТД. Присутствуют места, где швы более нормативные, либо не заполнены, также где раствор не выполняет роль связующего, наблюдаются места, где раствор, выполненный подрядчиком потрескался и крошится в кирпичной кладке, выполненной в секциях 1,2, 4. Наблюдается отслаивание фартуков от плоскости стены, что образует зазоры, в которых наблюдается снег. Стяжка по плитам вент. каналов выполнена в отрицательные температуры. Нет возможности визуально осмотреть качество стяжки. На фасадных частях стен наблюдаются намокания наружных поверхностей, что приводит к последующему разрушению фартука. Данный дефект проявился вследствие отсутствия уклонов на парапетах".
В связи с изложенными обстоятельствами, 26.12.2022 заказчиком в ЕИС направлен мотивированный отказ от приемки работ.
Поскольку по состоянию на 24.01.2023 отступления в работе от условий контракта и недостатки результата работ, указанные в мотивированном отказе от 26.12.2022 и акте от 23.12.2022 не устранены подрядчиком, заказчик 24.01.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
24.01.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 12.09.2022 N 01712000019220028150001 (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
24.01.2023 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в единой информационной системе, в связи с чем указанная дата принята заказчиком в качестве даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта подрядчиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 06.02.2023.
Согласно части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ 07.02.2023 г. в Ярославское УФАС России заказчик, МДОУ "Детский Сад "Дюймовочка", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "ЯР-КРОВЛЯ", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия контракта от 12.09.2022 N 01712000019220028150001 на капитальный ремонт кровли здания МДОУ "Детский сад "Дюймовочка" (извещение N 0171200001922002815).
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ООО "ЯР-КРОВЛЯ" запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта от 12.09.2022 N 01712000019220028150001 на капитальный ремонт кровли здания МДОУ "Детский сад "Дюймовочка" (извещение N 0171200001922002815), и обеспечить явку представителя ООО "ЯР-КРОВЛЯ" на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО "ЯР-КРОВЛЯ" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "ЯР-КРОВЛЯ" обеспечило участие в рассмотрении сведений генерального директора и представителя по доверенности.
Как пояснил генеральный директор и представитель ООО "ЯР-КРОВЛЯ", подрядчиком выполнены, приняты и оплачены работы по первому этапу. Работы по второму этапу обществом выполнены в полном объеме, однако не были приняты заказчиком в связи с наличием со стороны ООО "Переславль- СанТехМонтаж" (организацией, осуществляющей на основании контракта от 23.09.2022 N 35/22 строительный контроль при проведении работ по капитальному ремонту кровли здания МДОУ "Детский сад "Дюймовочка") замечаний.
Представители ООО "ЯР-КРОВЛЯ" отметили, что общество было согласно с выявленными замечаниями, предпринимало попытки устранить недостатки выполненных работ, что подтверждается заказчиком и строительном надзором. Однако устранение нарушений, указанных в решении заказчика об одностороннем отказе, оказалось невозможным для ООО "ЯР-КРОВЛЯ" из-за погодных условий, а именно, осадков, и отрицательных температур.
Обстоятельства, изложенные представителями ООО "ЯР-КРОВЛЯ", подтверждаются фактическими обстоятельствами дела. Так, в письме ООО "Переславль- СанТехМонтаж" от 29.11.2022 N 171 установлено следующее:
"1) п.21 ЛСР "Устройство кровель плоских из наплавляемых материалов: в 2 слоя": Наблюдаются полости в наплавленном ковре - данный дефект приведет к ускоренному износу кровли - нет сплавления между слоями, так же возможны не сплавление с поверхностью основания (стяжки). Данное нарушение ввиду выпавших осадках и отрицательных температур подрядчик не может исправить в настоящее время. Рекомендуем устранить их в весенний период.
2) п.29 ЛСР "Устройство примыканий кровель из наплавляемых материалов к стенам и парапетам высотой: более 600 мм с одним фартуком":
Фартуки местами не примыкают к плоскости кладки, а герметик не выполняет свою функцию (ввиду специфического способа нанесения). Данные замечания рекомендуем исправить в весенний период (в виду погодных условий).
3) п.36 ЛСР "Смена обделок из листовой стали (брандмауэров и парапетов без отделки боковых стенок) шириной до 1 м" :
Данные работы выполнены без проектного уклона, что нарушает НТД и проектное решение. Данное замечание невозможно устранить в настоящее время ввиду погодных условий. Рекомендуем провести работы в весенний период.
4) п.З9 ЛСР "Ремонт кирпичной кладки стен отдельными местами (вентиляционные шахты)":
Кирпичная кладка выполнена с нарушениями, имеются места, где ЦПР не выполняет свои функции связывающего (просвет между ЦПР и кирпичом). Так же замечены места, где раствор не успел набрать необходимую прочность или схватиться с кирпичом (появились первые симптомы разрушения кладки). Наблюдаются места, где восстановление шахт не было выполнено. Исправление данных дефектов невозможно выполнить качественно в зимний период. Рекомендуем провести его в весенний период".
Кроме того, согласно акту приемки выполненных работ по капитальному ремонту зданий в МДОУ "Детский сад "Дюймовочка" от 23.12.2022 подрядчику было предложено устранить выявленные в ходе осмотра нарушения в соответствии с погодными условиями.
Исходя из изложенных обстоятельств следует, что исправление нарушений при исполнении контракта от 12.09.2022 N 01712000019220028150001 невозможно в зимний период, поскольку это непосредственно отразится на качестве выполняемых работ.
Таким образом, из представленных документов и пояснений, Инспекция установила, что неустраненние нарушений условий контракта подрядчиком произошло по независящим от подрядчика обстоятельствам, а именно, из-за обильных осадков и отрицательных температур, при которых качественно работы по контракту невозможно исполнить.
С учетом данных обстоятельств, ООО "ЯР-КРОВЛЯ" направило в адрес заказчика письмо от 28.11.2022 N 2022-045, содержащее информацию о готовности после схода снежного покрова весной 2023, а именно в марте-апреле 2023 года, провести осмотр кровли здания МДОУ "Детский сад "Дюймовочка" и в случае выявления каких-либо недостатков (дефектов) устранить их.
Данное письмо свидетельствует о готовности ООО "ЯР-КРОВЛЯ" надлежащим образом исполнить контракт от 12.09.2022 N 01712000019220028150001.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия подрядчика свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
Инспекция Ярославского УФАС России полагает, что в настоящем случае в качестве добросовестного поведения общества следует отметить выполнение первого этапа работ; неоднократные попытки устранения недостатков работ в ходе исполнения второго этапа.
Кроме того, необходимо отметить, что неустраненние нарушений условий контракта подрядчиком произошло по независящим от подрядчика обстоятельствам, а именно, из-за обильных осадков и отрицательных температур, при которых недостатки нельзя исправить, поскольку даже морозостойкие материалы становятся непригодными для работы при таких условиях.
Исходя из положений части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. После чего в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно позиции Конституционного суда РФ сама по себе часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ направлена - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 922-О, от 20.12.2018 N 3234-О и др.).
Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Фактические обстоятельства дела: выполнение первого этапа работ, неоднократные попытки устранения недостатков работ в ходе исполнения второго этапа; невозможность устранить нарушения условий контракта по независящим от подрядчика обстоятельствам, (обильных осадков, отрицательных температур) - свидетельствуют о принятии ООО "ЯР-КРОВЛЯ" мер для надлежащего исполнения условий контракта, что, в свою очередь, является основанием для отказа во включении информации о данном подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, МДОУ "Детский сад "Дюймовочка" порядка расторжения контракта от 12.09.2022 N 01712000019220028150001 на капитальный ремонт кровли здания МДОУ "Детский сад "Дюймовочка" (извещение N 0171200001922002815), заключенного с ООО "ЯР-КРОВЛЯ", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные муниципальным дошкольным образовательное учреждение "Детский сад "Дюймовочка" (ИНН 7608009056, ОГРН 1027601050663) в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЯР-КРОВЛЯ" (ИНН 7606128410, ОГРН 1227600004444), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, МДОУ "Детский сад "Дюймовочка", порядка расторжения контракта от 12.09.2022 N 01712000019220028150001 на капитальный ремонт кровли здания МДОУ "Детский сад "Дюймовочка" (извещение N 0171200001922002815), заключенного с ООО "ЯР-КРОВЛЯ", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, МДОУ "Детский сад "Дюймовочка", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "ЯР-КРОВЛЯ" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: ______
Члены Инспекции: ______
______
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 февраля 2023 г. N 05-03/37П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2023