Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - БУЗ УР "Городская клиническая больница N7 МЗ УР" (далее - Заказчик) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ИП <_> (ИНН 632304592196) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "N зз-43257-2022 Дезинфицирующие средства" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122017533, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя ИП <_> - <_> (доверенность от 25.01.2023 б/н),
представителей Заказчика: <_> (доверенность от 09.01.2023 N31), <_> (доверенность от 09.01.2023 N32),
в отсутствие представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
08.11.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 194 360,00 рублей.
16.11.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.11.2022 NИЭА1 поступило две заявки на участие в Аукционе, победителем признан ИП <_>.
30.11.2022 между ИП и Заказчиком был заключен контракт N 1444ДП/43257-2022 (далее - Контракт), согласно которому ИП принял на себя обязательство по поставке дезинфицирующих средств (далее - Товар). Цена Контракта 2 194 360,00 руб.
В связи с неисполнением ИП условий контракта Заказчиком 23.01.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 2.1.1. Контракта Заказчик, до даты начала осуществления поставки Товара, вправе запросить у Поставщика товарный образец.
В соответствии с п. 2.1.2. Контракта Поставщик обязан в срок, указанный в Заявке о предоставлении товарного образца, передать Заказчику товарный образец, а также предоставить документы, относящиеся к товарному образцу, и подлежащие в соответствии с условиями контракта передаче Заказчику при поставке Товара.
Согласно п. 2.2. Контракта срок исполнения контракта:
Срок поставки: в течение 7 рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика.
Период поставки: стороны определили приступить к исполнению контракта не ранее 01.01.2023, при этом обязательства Сторон по поставке Товара и его приемке были завершены в пределах срока действия контракта.
01.12.2022 Заказчик направил в адрес ИП заявку на поставку товарных образцов, согласно которой просил поставить образцы всех позиций, предусмотренных спецификацией (приложение N 1.1. к Контракту). Запрошенные товарные образцы не были поставлены Заказчику.
15.12.2022 Заказчик направил в адрес ИП повторную заявку на поставку товарных образцов, согласно которой просил поставить образцы всех позиций, предусмотренных спецификацией (приложение N 1.1. к Контракту).
Запрошенные товарные образцы были поставлены Заказчику не в полном объеме, что подтверждается документом о приемке N451 от 29.12.2022 (не предоставлен товарный образец позиции N6 спецификации - средство дезинфицирующее - салфетки).
10.01.2023 Заказчик направил в адрес ИП заявку на поставку товара, согласно которой просил поставить: средство дезинфицирующее - салфетки - 20 000 уп. Запрошенный товар не был поставлен Заказчику.
11.01.2023 Заказчик направил в адрес ИП уведомление об обнаружении несоответствия товарного образца условиям контракта, в котором сообщил об установлении факта непоставки товарного образца по позиции N6 спецификации. Заказчиком также было установлено несоответствии товарного образца, предоставленного Поставщиком в соответствии с позицией N8 спецификации (средство дезинфицирующее - жидкость), а именно: в составе действующих веществ представленного образца отсутствовали гуанидины.
В тот же день ИП <_> направил претензию в адрес производителя товара - ООО "МВ-Цитрин", - в которой указал на выявленные Заказчиком несоответствия.
11.01.2023 производитель товара направил ИП ответ на претензию, к которому, в доказательство соответствия состава дезинфицирующего средства техническому заданию, приложил Паспорт качества указанного средства с указанием точного содержания действующих веществ и функциональных компонентов. Относительно непоставки образца по позиции N6 спецификации изготовитель пояснил, что задержка вызвана увеличением сроков поставки сырья и упаковочного материала по причине введения санкций в отношении Российской Федерации.
ИП <_> в ответе Заказчику на уведомление об обнаружении несоответствия товарного образца условиям контракта от 11.01.2023, указал на соответствие товарного образца по позиции N8 спецификации техническому заданию, ссылаясь на содержание предоставленного производителем Паспортом качества товара. Относительно товарного образца по позиции N6 спецификации ИП также указал на представленные производителем пояснения, подтвердил готовность поставить товар по заявке в полном объеме "в кратчайший срок".
16.01.2023 Заказчиком составлен и направлен в адрес ИП Акт о несоответствии товарного образца условиям контракта, непоставки товарного образца.
Согласно п. 12.2. Контракта Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
ИП <_> также направлял запрос о возможности поставки Товара другому поставщику - ООО "Бирюза".
23.01.2023 в соответствии с п. 12.2. Контракта Заказчиком было принято решение о расторжении государственного контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В соответствии с ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Заказчик в качестве оснований для принятия решения об одностороннем отказе указывает непоставку товарного образца по позиции N6 спецификации, несоответствие товарного образца, представленного по позиции N8 спецификации, требованиям технического задания (заявки от 01.12.2022 и 15.12.2022).
Вместе с тем, согласно Контракта, стороны определили приступить к исполнению контракта не ранее 01.01.2023. Таким образом, действия Поставщика, ставшие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (поставка товарных образцов 29.12.2022), осуществлялись до вступления в силу контрактных обязательств по поставке.
Иные основания одностороннего отказа от исполнения контракта в решении Заказчика отсутствуют, у антимонопольного органа нет полномочий устанавливать иные обстоятельства для одностороннего отказа от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России исходит из того, что основание одностороннего отказа от исполнения контракта, указанные Заказчиком, не могут быть приняты в качестве основания для принятия такого решения, поскольку обязательства, предусмотренные Контрактом, на момент обжалуемых действий Поставщика, еще не вступили в силу.
В связи с вышеизложенным, оснований для включения в РНП сведений об ИП <_> не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ИП <_> (ИНН 632304592196) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "N зз-43257-2022 Дезинфицирующие средства" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122017533) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 9 февраля 2023 г. N 018/06/104-122/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2023