Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Магистраль Инвест"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Магистраль Инвест" на действия Заказчиков и уполномоченного в качестве организатора совместного конкурса органа - администрации Лесозаводского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг школьных столовых и кухонь (извещение N 0120300008822000163) (далее - конкурс).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как:
- заказчиком установлены критерии оценки в нарушение требований ст. 32 Закона N 44-ФЗ, поскольку критерий "цена" не может использоваться в конкурсе на оказание услуги школьных столовых и кухонь для муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждений лесозаводского городского округа;
- установлены требования к содержанию заявки с нарушением Закона N 44-ФЗ;
- порядок оценки и сопоставления заявок не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Организатор торгов не согласен с доводами жалобы, представил письменные пояснения.
Заслушав пояснения заявителя, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Как следует из конкурсной документации, закупка осуществляется для обеспечения детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края.
Закон Приморского края от 23.11.2018 N 388-КЗ "Об обеспечении бесплатным питанием обучающихся в государственных (краевых) и муниципальных образовательных организациях Приморского края" определяет порядок и условия для получения бесплатного горячего питания обучающимися государственных (краевых) и муниципальных образовательных организаций. Пункт 4 ст. 2 устанавливает, что размер расходов на питание и порядок обеспечения бесплатным питанием обучающихся, в том числе возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией, устанавливаются Губернатором Приморского края.
Согласно части 2 Постановления Губернатора Приморского края от 06.12.2018 N 72-пг "О Порядке обеспечения обучающихся в государственных (краевых) и муниципальных образовательных организациях бесплатным питанием" стоимость питания составляет 85 рублей в день для обучающихся в 1-4 классах включительно (в том числе молоко или кисломолочный продукт в объёме не менее 0,2 литра на одного ребенка) и для обучающихся в 5-11 классах включительно из многодетных семей, из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Приморском крае, из семей, находящихся в социально опасном положении, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, находящихся на полном государственном обеспечении.
Бесплатное питание для лиц, указанных выше, предусматривает горячее блюдо, не считая горячего напитка, а для обучающихся по образовательным программам начального общего образования - также молоко или кисломолочный продукт объемом не менее 200 мл на одного ребенка в день в период учебного процесса.
Согласно части 3 Постановления Губернатора Приморского края от 06.12.2018 N 72-пг "О Порядке обеспечения обучающихся в государственных (краевых) и муниципальных образовательных организациях бесплатным питанием" размер стоимости двухразового питания, осуществляемого за счет средств краевого бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, устанавливается из расчета 140 рублей 00 копеек в день на одного обучающегося из числа лиц перечисленных ниже, указанных в подпункте "в" Порядка:
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей - инвалидов;
обучающихся 1-11 классов детей, лиц, погибших или получивших инвалидность при исполнении военных обязанностей на Украине, детей вынужденно покинувших территорию Украины.
Бесплатное питание в данном случае осуществляется два раза в день, включая горячее блюдо, не считая горячего напитка, в период учебного процесса. Оно предусматривает также молоко или кисломолочный продукт объемом не менее 200 мл на одного обучающегося.
Администрация Лесозаводского городского округа в соответствии с законом N 44-ФЗ объявила открытый конкурс в электронной форме на оказание услуги школьных столовых и кухонь для муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждений Лесозаводского городского округа.
Частью 4 статьи 32 Закона N 44-ФЗ установлено, что в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Критерий оценки, установленные заказчиком, значимость критериев оценки это:
1. Цена контракта 40.00 баллов;
2. Нестоимостные критерии 60.00 баллов.
Начальная максимальная цена согласно извещения о закупке установлена в соответствии с законом Приморского края от 23.11.2018 г. N 388-КЗ "Об обеспечении бесплатным питанием детей, обучающихся в государственных (краевых) и муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края", постановлением Администрации Лесозаводского городского округа "Об утверждении Порядка распределения, расходования и учета средств субсидий, выделенных из краевого бюджета Лесозаводскому городскому округу, на мероприятия по организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений, охваченным бесплатным питанием", на 2023-2024 г.
Согласно части 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии цены (указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).
По общему правилу цену услуг назначают стороны договора (п. 1 ст. 424, п. 1 ст. 781 ГК РФ). Однако в установленных законом случаях цена услуг определяется по тарифам (расценкам, ставкам и т.п.), регулируемым уполномоченными государственными органами и (или) органами местного самоуправления (абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Тарифы устанавливаются на продукцию субъектов естественных монополий, а также на некоторые виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг по перечням, утвержденным Правительством РФ (п. 1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"). Соответствующие перечни содержатся в Постановлении Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление N 239).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование цен (тарифов), является Федеральная антимонопольная служба (п. 1, пп. "ж" п. 5 Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 189; п. 5.3.21 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331). Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 21.07.2015 N 373 Федеральной антимонопольной службе были переданы функции упраздненной Федеральной службы по тарифам.
Тарифы на отдельные виды услуг также могут быть установлены уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов.
Цены регулируются путем установления предельных индексов изменения цены, фиксированных тарифов или их минимальных/максимальных пределов - предельных наценок, надбавок. Эти и другие способы государственного регулирования в области ценообразования перечислены в п. 7 Постановления N 239. Однако по смыслу данного пункта такие способы разрешено применять в отношении цен только на те виды продукции, товаров и услуг, перечни которых утверждены указанным Постановлением.
Вместе с тем, "стоимость питания учащихся" не входит в перечни, установленные Постановлением N 239, таким образом законом Приморского края от 23.11.2018 г. N 388-КЗ "Об обеспечении бесплатным питанием детей, обучающихся в государственных (краевых) и муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края" установлен не тариф, а стоимость питания.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. От 31.10.2022) "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Положение).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются критерии оценки, в том числе: цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, довод заявителя жалобы о неправомерности действий заказчиков и уполномоченного органа, в части установления критерия "цена контракта", не находит своего подтверждения.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению.
Согласно части 2 статьи 48 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ.
Тем самым согласно ч. 2 ст. 48 Закона 44-ФЗ предложение по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должно содержаться исключительно в первой части заявки.
Вместе с тем, в нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению в извещении об осуществлении закупки не содержат требований к составу и содержанию первой части заявки, а также инструкции по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установленный в извещении об осуществлении закупки не содержит шкалу оценки, значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". Также не определены и сами оцениваемые характеристики и свойства, что нарушает требования п. 22 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Следовательно извещение об осуществлении закупки в нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ не содержит порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Магистраль Инвест" на действия Заказчиков и уполномоченным органом в качестве организатора совместного конкурса - администрации Лесозаводского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг школьных столовых и кухонь (извещение N 0120300008822000163) обоснованной в части нарушения пункта 3 и пункта 4 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
2. Признать, что при проведении конкурса допущено нарушение пункта 3 и пункта 4 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении конкурса.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 9 февраля 2023 г. N 025/06/48-130/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2023