рассмотрев жалобу ООО "Дом" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Клинический онкологический диспансер N1" МЗ КК при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Оказание услуг по технической поддержке информационных технологий" (извещение N 0818500000823000438) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что извещение электронного аукциона составлено с нарушениями Закона о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласны, из пояснений следует, что требования установлены с учетом положений Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
30.01.2023 г. уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Оказание услуг по технической поддержке информационных технологий" (извещение N 0818500000823000438). Заказчик - ГБУЗ "Клинический онкологический диспансер N1" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 337 600,00 руб.
В соответствии с п. 15) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В Извещении установлено:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений |
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска |
Примечание |
Запрет |
Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
|
|
|
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в извещении неправомерно установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Представители уполномоченного учреждения, Заказчика с доводом не согласились, из пояснений следует, что
Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2.1 Постановления 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Предметом закупки является "Оказание услуг по технической поддержке информационных технологий".
Из содержания "Описания объекта закупки" размещенного в составе извещения о проведении аукциона в электронной форме следует, что в перечень услуг, оказываемых в рамках технической поддержки информационных технологий входит, в том числе, сопровождение, а именно:
- обновление нетиповой конфигурации программного продукта (по мере выхода новых релизов);
- оптимизация процессов функционирования системы управления базами данных единого комплекса программных продуктов;
- коррекция ошибочно внесенной информации пользователями Заказчика.
Модификация, адаптация и настройка, а именно:
- совершенствование установленных программных продуктах (оказание услуг по внесению изменений в программных продуктах, не требующих составления технических требований, по письменному запросу Заказчика);
- модификация и настройка синхронизации данных из программного продукта "Парус-Бюджет 8" и удаленного рабочего места.
В соответствии с пунктом 4.1.8 "Проекта контракта", размещенного в составе извещения о проведении аукциона в электронной форме, исполнитель обязуется в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения Контракта подтвердить наличие прав от правообладателей на сопровождение (обновление, модификацию) объектов интеллектуальной собственности, действующих на весь срок оказания услуг, следующими документами:
копия лицензионного договора на предоставление неисключительных прав на воспроизведение, распространение и модификацию (доработку) объекта интеллектуальной собственности - программы для ЭВМ "Административно хозяйственная деятельность" (требование установлено в соответствии с требованиями статьи 1286 Гражданского кодекса Российской Федерации ("Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496));
копия свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ "Административно хозяйственная деятельность" - N 2017662603.
В соответствии с вышеуказанным, Заказчиком правомерно установлен запрет, предусмотренный положениями Постановления N 1236.
Заявитель в жалобе указывает, что по Описанию объекта закупки определить объем необходимых Заказчику услуг не представляется возможным.
Заказчиком представлены пояснения, в которых с доводом не согласился из пояснений следует.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона заказчиком использовался код позиции каталога 62.02.30.000-00000002, которому соответствует наименование - "Услуги по технической поддержке информационных технологий" и единица измерения - "Условная единица".
В рассматриваемой позиции каталога отсутствует описание услуг, содержащее характеристики, включенные Минфином России в соответствии с пунктом 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145.
По мнению Министерства финансов России (письмо от 25.08.2020 г. N 24-06-05/74463, от 24.01.2022 г. N24-03-08/4090), если описание, содержащее характеристики объекта закупки, не сформировано и не включено в соответствующую позицию каталога, заказчик при использовании такой позиции самостоятельно осуществляет описание объекта закупки согласно статьи 33 Закона о контрактной системе: устанавливает в извещении об осуществлении закупки требуемые характеристики закупаемых товара, работы, услуги. При этом предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Применительно к рассматриваемой закупке в позиции каталога, сформированного в установленном Постановлением N 145 порядке, отсутствует описание услуг, соответственно Заказчиком были выработаны требования, учитывающие ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 "Информационная технология. Сопровождение программных средств", ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207- 2010 "Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств", а технические характеристики указаны исходя из особенностей оказания услуг в области информационных технологий и направлены на удовлетворение потребности Заказчика.
На сегодняшний день отсутствуют стандарты, устанавливающие конкретные или общие технические требования к услугам по технической поддержке информационных технологий.
В электронном документе к извещению "Описание объекта закупки" (далее - описание объекта закупки) указан перечень программных продуктов, установленных у Заказчика и входящих в состав Единого комплекса программных продуктов (ЕКПП):
"1С:Бухгалтерия государственного учреждения 2.0";
"1C: Медицина. Больничная аптека 2.1";
"Административно хозяйственная деятельность" (свидетельство N 2017662603)
Так же описание объекта закупки содержит перечень услуг, оказываемых в течение срока действия контракта, а Приложение N3 к Контракту содержит поэтапный график исполнения контракта.
В соответствии с частью 22 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определялась с соблюдением рекомендаций, установленных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 года N 567 "Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
С целью формирования начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 20.01.2023 г. был опубликован запрос цен N 0318200060023000015, а из реестра контрактов, заключенных Заказчиками, осуществлен отбор контрактов, позволяющих оценить коммерческие и/или финансовые условия оказанных услуг и сравнить их с условиями планируемой закупки.
Ответы на запрос Заказчика, поступившие от трех организаций, потенциально имеющих возможность оказать услуги, и специализирующихся в сфере использования информационных технологий, не содержали информации о невозможности определения цены из-за отсутствия в описании объекта закупки некоего объема и/или количества услуг (работ), которое бы позволило решить задачи, обозначенные Заказчиком.
Закупаемые услуги не являются уникальными. На рынке информационных продуктов не только присутствует достаточное количество потенциальных поставщиков, оказывающих аналогичные услуги.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч. 23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дом" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000823000438).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 февраля 2023 г. N 130/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2023