Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя-начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
в присутствии представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой" Калмыковой Анны Александровны (доверенность N6 от 09.01.2023 года), Гридиной Валерии Витальевны (доверенность N12 от 30.01.2023 года), Кротова Андрея Владимировича (доверенность N16 от 10.02.2023 года) и Руденко Александра Владимировича (доверенность N17 от 10.02.2023 года), и в присутствии генерального директора Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственного объединения "Феррит" Поветкина Александра Игоревича и представителя Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственного объединения "Феррит" Алексеева Михаила Анатольевича (доверенность Nб/н от 10.02.2023 года), рассмотрев заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой" (414011, г. Астрахань, ул. Медиков, 6; ИНН: 3016007310) о внесении информации об Обществе с ограниченной ответственностью Научно-производственном объединении "Феррит" (414024, г. Астрахань, пл. Свободы, д. 8; ИНН 3017050742) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 07.02.2023 года поступило заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой" (далее - ГБУЗ АО "ОДКБ им. Н.Н. Силищевой", Заказчик) о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью Научно-производственном объединении "Феррит" (далее также - Подрядчик, Общество, ООО НПО "Феррит") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту кровли здания консультативной поликлиники по адресу: ул. Татищева, 2А, литер 2 (ИКЗ 222301600731030190100104950014391244) (реестровый номер 2301600731022000460) (номер извещения 0325200000222000062) (далее - Контракт).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 13.02.2023 года в 10 часов 00 минут местного времени контролирующего органа по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Представители Заказчика приняли личное участие в рассмотрении заявления.
Генеральный директор и представитель ООО НПО "Феррит" также приняли личное участие в рассмотрении заявления.
Комиссия приняла решение объявить перерыв: с 13.02.2023 на 14.02.2023 на 15 час. 00 мин. по местному времени контролирующего органа.
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
12.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту кровли здания консультативной поликлиники по адресу: ул. Татищева, 2А, литер 2 (ИКЗ 222301600731030190100104950014391244) (номер извещения 0325200000222000062) (далее - аукцион).
По результатам аукциона победителем было признано ООО НПО "Феррит" (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.10.2022 NИЭА1).
11.11.2022 года между Заказчиком и Подрядчиком был заключен Контракт, по условиям которого Подрядчик по заданию Заказчика принимает на себя обязательства выполнить работы по ремонту кровли здания консультативной поликлиники по адресу: ул. Татищева, 2А, литер 27 (текущий ремонт) (ОКПД2 43.91.19.190) (далее - работа) в сроки, предусмотренные Контрактом, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их.
В силу пункта 2.1 Контракта работа выполняется Подрядчиком в соответствии с требованиями описания объекта закупки (Приложение N1 к Контракту), сметной документации (Приложение N2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта.
Цена контракта составляет 1 352 703,99 рублей, НДС не облагается в связи с установлением для Подрядчика упрощенной системы налогообложения в соответствии со статьей 346.11 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4.1 Контракта работа выполняется в сроки, указанные в Контракте:
- Начало выполнения работ - со дня подписания сторонами акта передачи объекта для выполнения работ. Акт передачи объекта для выполнения работ должен быть подписан сторонами в течение 3 (трех) рабочих дней с момента подписания Контракта;
- Окончание выполнения работ - 45 календарных дней со дня заключения контракта с момента подписания акта передачи объекта для выполнения работ.
В соответствии с пунктом 3.4 Контракта Заказчик обязан передать Подрядчику до начала производства работ объект, необходимый для производства работ на объекте (далее - объект), указанный в пункте 1 Контракта по акту передачи объекта Подрядчику для выполнения работ (далее - акт передачи объекта для выполнения работ), а также предоставить Подрядчику по акту передачи объекта для выполнения работ техническую, сметную документацию, предусмотренную Приложением N2 к Контракту, а также исходные данные, необходимые для выполнения работ.
В случае непредставления Заказчиком каких-либо документов, предусмотренных настоящим пунктом Контракта и необходимых для выполнения работ, Подрядчик вправе выполнить работы, составляющие предмет Контракта, на основании имеющихся сведений и документов в объеме, соответствующем этим сведениям и документам.
Согласно пункту 4.3 Контракта место выполнение работ: ГБУЗ АО "Областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой", консультативная поликлиника по адресу: ул. Татищева, 2А, литер 27.
Пунктом 3.2 Контракта установлено, что Подрядчик обязан обеспечить выполнение работ в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение N1 к Контракту), локально-сметным расчетом (Приложение N2 к Контракту) в предусмотренный Контрактом срок.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N01-02-11/0207 от 25.01.2023 (далее - Решение) Заказчик решил расторгнуть Контракт в связи с неисполнением Обществом своих обязанностей.
ГБУЗ АО "ОДКБ им. Н.Н. Силищевой" не однократно направляло в адрес Подрядчика акт передачи объекта, однако по настоящее время он не подписан Подрядчиком.
Согласно акту ГБУ АО "Управление по материально-техническому обслуживанию медицинских организаций", составленному в рамках строительного контроля, фактически Подрядчик преступил к выполнению работ в ноябре 2022 года.
Как следует из Решения, по состоянию на 25 января 2023 года работы по Контракту Подрядчиком не выполнены.
Согласно письменным пояснениям ООО НПО "Феррит" Общество действительно приступило к фактическому исполнению контракта в ноябре 2022 года, до подписания акта передачи объекта, который поступил к Подрядчику 12.01.2023, после регламентированного Контрактом срока. До настоящего времени данный акт не подписан.
Обществом были начаты работы по объекту, закуплены материалы, однако актами ГБУ АО "Управление по материально-техническому обслуживанию медицинских организаций" при осуществлении строительного контроля выявлены недостатки в связи с которыми Общество приостановило исполнение Контракта.
По мнению Общества, дальнейшему выполнению работ помешали также недостатки в технической документации, а именно отсутствовала ведомость объема работ и ведомость материалов.
Также Подрядчик представил Комиссии письма Общества к Заказчику (исх. N92 от 23.11.2022, исх. N93 от 23.11.2022, исх. N98 от 13.12.2022, исх. N 104 от 23.12.2022, исх. N108 от 28.12.2022, исх. N114 от 30.12.2022, исх. N1 от 11.01.2023, исх. N4 от 13.01.2023, исх. N8 от 24.01.2023), которые по мнению ООО НПО "Феррит" подтверждают отсутствие у Подрядчика умысла на уклонение от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 13.7 Контракта Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8-11, 13-19, 21-23 и 25 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно пункту 3.3 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик 25.01.2023 года принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение было сформировано Заказчиком, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещено в Единой информационной системе 25.01.2023.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Подрядчика о Решении является 25.01.2023, Решение вступило в силу 07.02.2023.
На момент вступления Решения в силу Подрядчиком его обязательства по Контракту полностью не исполнены.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения ООО НПО "Феррит" обязательств по контракту на выполнение работ по ремонту кровли здания консультативной поликлиники по адресу: ул. Татищева, 2А, литер 2 (ИКЗ 222301600731030190100104950014391244) (реестровый номер 2301600731022000460).
Разрешение данной ситуации (правомерности / неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО НПО "Феррит" недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО НПО "Феррит" свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у Общества умысла на нарушение условий Контракта.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения ООО НПО "Феррит" умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту кровли здания консультативной поликлиники по адресу: ул. Татищева, 2А, литер 2 (ИКЗ 222301600731030190100104950014391244) (реестровый номер 2301600731022000460), недобросовестного его поведения, отсутствуют.
Доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО НПО "Феррит", Заказчиком не представлено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об ООО НПО "Феррит" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления ГБУЗ АО "ОДКБ им. Н.Н. Силищевой" о внесении сведений об ООО НПО "Феррит" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения ГБУЗ АО "ОДКБ им. Н.Н. Силищевой" требований Закона о контрактной системе отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии Балтыкова Е.М.
Крупина Е.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14 февраля 2023 г. N РНП-30-20-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2023