Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<--------->;
Членов Комиссии:
<--------->;
<--------->,
При участии:
от Заявителя, Заказчика, Уполномоченного органа должным образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не представлено,
рассмотрев жалобу АО "ББ ГРУП" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Губкинская городская больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставка расходного медицинского материала", начальная (максимальная) цена контракта - 2 056 630,00 рублей (извещение N 0190200000323000055) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 18.01.2023 08:34 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 09.02.2023 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 09.02.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 13.02.2023;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком при формировании извещения об осуществлении закупки, в нарушение требований постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N620) незаконно объединены в один лот медицинские изделия имеющие различный вид в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что он считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с информацией размещенной на официальном сайте ЕИС объектом закупки N 0190200000323000055 является поставка расходного медицинского материала.
Заказчиком, при формировании объекта закупки использованы следующие позиции КТРУ: 32.50.13.110-00005177 - "Игла инъекционная, одноразового использования, стерильная", 32.50.13.110-00004568 - "Шприц общего назначения", 32.50.13.110-00004565 - "Шприц общего назначения", 32.50.13.110-03189 - "Шприц инсулиновый/убираемая игла".
В приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлены характеристики закупаемого товара.
Проверив установленные в Приложении N 1 характеристики товара, комиссией установлено, что Заказчиком установлены характеристики в соответствии с позициями КТРУ и требованиями постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 31.10.2022) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как указывает в своей жалобе Заявитель, Заказчиком неправомерно объединена в один лот поставка медицинских изделий разного вида, что противоречит требованиям постановления N620.
Согласно п.2 ч.29 ст.34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
П.1 постановления N620 установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Комиссией установлено, что в соответствии с информацией размещенной в ЕИС, начальная максимальная цена контракта по закупке извещение N 0190200000323000055 составляет 2 056 630,00 руб.
П.1 постановления N620 установлено, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
С учетом изложенного выше Комиссией установлено, что требования постановления N 620, при определённых обстоятельствах, допускают объединение в один лот медицинских изделий различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам.
При рассмотрении настоящей жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком закупаются медицинские товары необходимые для введения инъекций больным, а именно шприцы и иглы, что позволяет прийти к выводу о товарообороте данных изделий на одном товарном рынке, что в свою очередь не свидетельствует об ограничении конкуренции.
Ст. 105 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В свою очередь, Верховный Суд РФ в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 32-КГ14-17 сформулировал позицию относительно природы субъективного права:
- назначение субъективного права состоит в предоставлении уполномоченному субъекту юридически гарантированной возможности удовлетворять потребности, не нарушая при этом интересов других лиц, общества и государства;
- если субъективное право осуществляется в противоречии с назначением, происходит конфликт между интересами общества и конкретного лица;
- по смыслу статьи 10 Гражданского кодекса РФ злоупотребление правом, т.е. осуществление субъективного права в противоречии с его назначением, имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки норме, предоставляющей ему соответствующее право, не соотносит поведение с интересами общества и государства, не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность.
При этом, в Определении от 26.10.2015 N° 304-ЭС15-5139 по делу N А27-18141/2013 Верховный Суд РФ также отметил, что формальное соблюдение требований законодательства не является достаточным основанием для вывода о том, что в действиях лица отсутствует злоупотребление правом.
Миссией антимонопольного органа является обеспечение свободы конкуренции и эффективная защита предпринимательства.
Исходя из этого, усилия антимонопольного органа направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.
Основными принципами, применяемыми ко всем видам закупок (для государственных и корпоративных нужд), являются открытость (как разновидности - прозрачность, гласность) закупок, равноправие участников закупки и отсутствие дискриминации, необоснованных ограничений конкуренции, а также эффективность и экономность использования средств, предназначенных для данных целей.
При рассмотрении жалоб на действия субъектов контроля Комиссия антимонопольного органа не должна ограничиваться оценкой соблюдения данными субъектами отдельных формальных требований нормативно правовых актов, а должна объективно оценивать совокупность действий и факторов, направленных на соблюдение прав и законных интересов участников закупок и недопущения ограничения конкуренции, а также достижению основных принципов, применяемых ко всем видам закупок.
Комиссия сообщает, что Заявителем заявка на участие в закупке не направлена, им не представлено доказательств того, что действия Заказчика каким-либо образом нарушают его права и законные интересы, препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и приводят или могут привести к ограничению или устранению конкуренции. Заявителем не представлено доказательств свидетельствующих о безосновательности установления заказчиком требований к товару, о нарушении им основных принципов контрактной системы, а также доказательств подтверждающих наличие объективных препятствий для поставки товара, имеющего характеристики, требуемые в извещении об электронном аукционе, и указывающих на то, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно либо затруднено.
Как установлено Комиссией, на участие в закупке подано три заявки, которые соответствуют потребности Заказчика, требования извещения предъявлены в равной степени ко всем участникам закупки. При проведении аукциона произошло снижение цены контракта на 60.99%, что говорит о полном соблюдении принципа ценовой конкуренции.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "ББ ГРУП" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Губкинская городская больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставка расходного медицинского материала", начальная (максимальная) цена контракта - 2 056 630,00 рублей (извещение N 0190200000323000055) необоснованной.
Председатель Комиссии: <--------->
Члены Комиссии: <--------->
<--------->
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 февраля 2023 г. N 089/06/33-45/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2023