Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 06.02.2023 N 37 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Технологии образования" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - министерства образования Белгородской области (по доверенности от 11.01.2023 N 17-09/11/0035), (по доверенности от 21.04.2022 N 17-09/11/1368), уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок" (по доверенности от 08.02.2023 N ЦЗ 1-06-92), заявителя ООО "Технологии образования" (по доверенности от 07.02.2023 N 1/23), рассмотрев материалы дела N 031/06/49-84/2023 по жалобе ООО "Технологии образования" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона "Поставка продукции радиоэлектронной промышленности "14-2023-нр5172"" (N закупки 0826500000923000442) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Технологии образования" (далее - заявитель) на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что Заказчиком нарушены положения пункта 1-3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145).
Кроме того, по мнению заявителя, Заказчику необходимо было установить ограничения в извещении об осуществлении закупки предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), так как позиция закупки относится к коду ОКПД2 26.20.40.190, подпадающему под действие указанного постановления Правительства РФ.
Заказчик - министерство образования Белгородской области, уполномоченное учреждение - ОГКУ "Центр закупок" представили возражения на жалобу ООО "Технологии образования", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, содержащиеся в жалобе.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения, поддержали позицию, изложенную в представленных возражениях на жалобу ООО "Технологии образования", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Технологии образования", возражения уполномоченного учреждения и заказчика, представленные документы, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 27.01.2023 размещены извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме.
Объект закупки - поставка продукции радиоэлектронной промышленности "14-2023-нр5172".
Начальная (максимальная) цена контракта 3 052 500,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Технологии образования" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
1. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Таким образом, исходя из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает заказчика обосновывать свою потребность.
Вместе с тем, установленные заказчиком требования к характеристикам товара не должны ограничивать количество участником закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) утверждены Постановлением N 145.
Пунктом 3 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой дополнительной информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу подпункта "д" пункта 10 Правил в позицию каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
На основании подпункта "д" пункта 10 Правил код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) указывается в справочной информации, включенной в позицию каталога, которая не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки.
Вместе с тем силу пункта 12 Правил на основе кода ОКПД 2 на каждую позицию каталога формируется уникальный цифровой код. При этом такой код указывается в позиции каталога исключительно в целях нумерации и кодирования (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 2022 года N 24-03-07/11125).
Согласно пункту 12 Правил код позиции каталога является уникальным машиночитаемым кодом и основан на ОКПД 2.
При этом требование о соответствии кода позиции каталога информации, содержащейся в справочной информации такой позиции, не установлено, в том числе поскольку в справочной информации может содержаться (в зависимости от товара, работы, услуги) несколько различных кодов ОКПД 2.
Коды ОКПД 2, как указанные в коде позиции каталога, так и в справочной информации такой позиции, в настоящее время не образуют описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2020 года N 24-06-07/75155).
В извещении об осуществлении закупки в отношении требуемого к поставке товара по позиции 1 Спецификации Приложения 1 "Описание объекта закупки" указано:
- наименование товара по КТРУ 26.20.40.190-00000022 "Цифровая лаборатория для школьников";
Из КТРУ следует, что позиции 26.20.40.190-00000022 содержит справочную информацию, согласно которой применение включенных в нее сведений возможно также для товаров, подпадающих под следующие коды ОКПД 2: - 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки", - 26.51.43.119 "Приборы цифровые электроизмерительные прочие", - 26.51.52.130 "Приборы для измерения или контроля давления жидкостей и газов", - 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные". В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика сообщил, что при осуществлении закупки цифровых лабораторий для школьников по нейротехнологии применен код ОКПД2 - 32.99.53.130 - Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные, что также отражено в идентификационном коде закупки - 23 2 3123316994 312301001 0051 001 3299 244. Кроме того, применена информация о товаре, включенная в позицию каталога 26.20.40.190-00000022, обязательная к применению в соответствии с пунктом 4 Правил, а именно: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 Правил Заказчиком указана в извещении об осуществлении закупки (Приложение N 1 "Описание объекта закупки) дополнительная информация, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. Также Заказчиком в описание товара, где предусмотрена дополнительная информация в соответствии с пунктом 5 Правил указано обоснование необходимости использования такой информации, что соответствует пункту 6 Правил. |
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки соответствует требованиям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а положения Правил, утвержденных Постановлением N 145 Заказчиком не нарушены, что указывает на необоснованность довода заявителя в исследуемой части. |
2. Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств в рамках постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 года N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617), а также условие допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации в рамках приказа Министерства финансов РФ от 04 июня 2018 года N 126н.
На заседании Комиссии представитель уполномоченного учреждения отметил, что в нормативных правовых актах, устанавливающих запрет или ограничение при проведении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, помимо кода ОКПД2 установлено в том числе наименование товара.
Стоит отметить, что при установлении соответствующих запретов или ограничений необходимо руководствоваться в совокупности как кодом в соответствии с ОКПД2, так и наименованием вида товара.
При этом исходя из положений Закона о контрактной системе выбор кода КТРУ не влияет на применение или неприменение национального режима.
Комиссией установлено, что исследуемый код ОКПД2 32.99.53.130 не включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Учитывая изложенное следует отметить, что выбранный Заказчиком код ОКПД 2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" подпадает под действие Постановления N 617, а не постановления Правительства N 878, в связи с чем установлено соответствующее ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Также необходимо отметить, что ограничения по Постановлению N 617 не входят в исключительные случаи, отраженные в пункте 5 Правил, запрещающие указывать дополнительные характеристики. Следовательно, заказчик при описании объекта закупки использовал описание товара, включенное в позицию каталога 26.20.40.190-00000022, а также дополнительную информацию, с указанием обоснования необходимости использования такой информации.
При указанных обстоятельствах, Комиссия считает, что довод заявителя в части необходимости установления ограничения в извещении об осуществлении закупки предусмотренные Постановлением N 878 несостоятельным, так как выбранный Заказчиком код ОКПД 2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" подпадает под действие Постановления N 617.
Согласно пункту 3.33. Приказа ФАС России "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 19.11.2014 N 727/14 по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
Таким образом, на основании имеющихся в деле материалов Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Технологии образования" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 9 февраля 2023 г. N 031/06/49-84/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2023