Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 08.02.2023 N 42 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ГРУППА ИНДУСТРИЯ" (далее - Комиссия), при участии представителей: заказчика - ОГКУ "Областная клиническая больница Святителя Иоасафа", уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок", заявителя ООО "ГРУППА ИНДУСТРИЯ, рассмотрев материалы дела N 031/06/42-92/2023 по жалобе ООО "ГРУППА ИНДУСТРИЯ" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий: Система эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (N закупки 0826500000923000792) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ГРУППА ИНДУСТРИЯ" (далее - заявитель) на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что объектом закупки является "Поставка медицинских изделий: Система эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий".
При этом, по мнению заявителя, требования к характеристикам поставляемого товара, указанные в Спецификации Приложения 1 "Описание объекта закупки" к извещению об осуществлении закупки (далее - Приложение N1), являются избыточными, уникальными и соответствуют единственному производителю, что исключает возможность поставки аналогичного оборудования.
Таким избыточными требованиями к поставляемому товару, с точки зрения заявителя, являются нижеприведенные характеристики, содержащиеся, в том числе в Приложении N1:
|
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и другие характеристики товара в соответствии со ст. 33 Федерального закона N44-ФЗ |
Максимальные и/или минимальные значения показателей, значения показателей, которые не могут изменяться |
2.2 |
Эндовидеокамера |
Не менее 1 шт. |
2.2.16 |
Видеовыход |
НD-SDI |
2.4 |
Чехол защитный |
Не менее 20 штук |
2.4.1 |
Тип материала |
Полиэтилен, сталь и полиэтилен |
2.5 |
Видеолапраскоп жесткий |
|
2.5.13 |
Головка эндовидеокамеры |
Соответствие |
2.5.14 |
Размер видеосенсфора |
Не менее 1/3 дюйма |
2.5.15 |
Количество кнопок управления на головке видеокамеры |
Не менее 3 шт. |
2.5.16 |
Фокусное расстояние для встроенного оптического объектива в диапазоне |
Не уже 15-28-мм |
2.5.17 |
Кольцо фокусировки |
Наличие |
2.5.18 |
Кольцо зума |
наличие |
2.5.7.6. |
Режим автофокусоровки |
наличие |
Заказчик - ОГБУ "Областная клиническая больница Святителя Иоасафа", уполномоченное учреждение - ОГКУ "Центр закупок" представили возражения на жалобу ООО "ГРУППА ИНДУСТРИЯ", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представил дополнение к жалобе, в котором указано, что оспариваемые требования к товару установлены в извещении об осуществлении закупки в интересах одного производителя, а именно: "Эйнштейн Вижн" 3D Full для объемной визуализации с принадлежностями (производитель "Шёлли Файбероптик ГмбХ", "Aesculap А. G."(ФРГ)).
Представители заказчика, уполномоченного учреждения, поддержали позицию, изложенную в представленных возражениях на жалобу ООО "ГРУППА ИНДУСТРИЯ", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ГРУППА ИНДУСТРИЯ", возражения уполномоченного учреждения и заказчика, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 01.02.2023 размещены извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме.
Объект закупки - поставка медицинских изделий: Система эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий".
Начальная (максимальная) цена контракта 18 090 000, 00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ГРУППА ИНДУСТРИЯ" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145).
Пунктом 3 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В извещении об осуществлении закупки в отношении требуемого к поставке товара Приложения N1 указано:
- код позиции по КТРУ 26.60.12.119-00000374 "Система эндоскопической визуализации";
Из КТРУ следует, что позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374 соответствует Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 26.60.12 .119 "Аппараты электродиагностические прочие". |
Комиссией установлено, что код ОКПД2 - 26.60.12 .119 включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Вместе с тем, в разделе Характеристики товара, работ, услуг сведения позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374 сведения о каких - либо характеристиках отсутствуют.
При указанных обстоятельствах заказчик при описании объекта закупки использовал нормы статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, исходя из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает заказчика обосновывать свою потребность.
Вместе с тем, установленные заказчиком требования к характеристикам товара не должны ограничивать количество участником закупки.
Из пояснений представителя заказчика следует, что оспариваемые характеристики не ограничивают количество участников закупки.
В доказательство вышеприведенного довода пояснил следующее.
При обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком изучен рынок цен на медицинское оборудование, соответствующие заявленным требованиям, составлено описание объекта закупки.
Заказчиком направлен запрос коммерческих предложений четырем организациям, в результате чего получены коммерческие предложения от четырех поставщиков, предложивших требуемый товар разных производителей, таких как система эндоскопической визуализации "Эйнштейн Вижн" 3D Full для объемной визуализации с принадлежностями, производитель (Шёлли Файбероптик ГмбХ", "Aesculap F. G" (ФРГ)) и KARL STORZ SE& Co KG (Германия) (копии представлены в материалы дела).
Согласно протоколу подачи ценовых предложений на участие в закупке подано 2 заявки от участников закупки.
Из анализа представленных заказчиком заявок на участие в закупке следует, что к поставке предложен товар производителя (Шёлли Файбероптик ГмбХ", "Aesculap F. G" (ФРГ)) и производителя KARL STORZ SE& Co KG, Германия.
Таким образом, существует как минимум два производителя товара, требуемого к поставке (доказательства представлены в материалы дела).
Вместе с тем, при рассмотрении дела установлено, что оборудование, производителя KARL STORZ SE& Co KG, Германия не соответствует характеристикам товара, требуемого к поставке по следующим основаниям.
Заявителем в материалы дела представлена копия запроса, направленного в адрес ООО "Карл ШТОРЦ - Эндоскопы ВОСТОК" (исх.N1302ИО/0223 от 13.02.2023) и копия ответа (исх.N 23/155 от 14.02.2023) на направленный запрос из которого следует, что ряд технических параметров продукции, производимой компанией KARL STORZ SE& Co KG (Германия), не соответствуют требованиям технического задания аукциона.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемые требования к товару, указанные в Приложении N1 "Описание объекта закупки" к извещению об осуществлении закупки, являются критически необходимыми для закупаемого заказчиком товара, в материалах жалобы отсутствуют.
При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно пункту 3.33. Приказа ФАС России "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 19.11.2014 N 727/14 по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу об обоснованности доводов жалобы ООО "ГРУППА ИНДУСТРИЯ".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГРУППА ИНДУСТРИЯ" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ОГКУ "Областная клиническая больница Святителя Иоасафа" нарушение части пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 17 февраля 2023 г. N 031/06/42-92/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2023