Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 08.02.2023 N 41 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Белинфоналог.КОМ" (далее - Комиссия), в составе:
в присутствии представителей заказчика - Министерства финансов и бюджетной политики Белгородской области (по доверенности от 14.02.2023 N 01-01/9), (по доверенности от 10.02.2023 N 01-01/8), (по доверенности от 10.02.2023 N 01-01/6), (по доверенности от 10.02.2023 N 01-01/7), представителей уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" (по доверенности от 01.12.2022 N ЦЗ 1-06-521), (по доверенности от 08.02.2023 N ЦЗ 1-06-92), представителей заявителя - ООО "Белинфоналог.КОМ" (приказ N 12-БК о вступлении в должность генерального директора), (по доверенности от 10.02.2023 N БИН-59), (по доверенности от 10.02.2023 N БИН-60), (по доверенности от 10.02.2023 N БИН-61), (по доверенности от 10.02.2023 N БИН-58), рассмотрев материалы дела N 031/06/49-90/2023 по жалобе ООО "Белинфоналог.КОМ" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку программной системы для мониторинга и управления (N закупки 0826500000923000736), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Белинфоналог.КОМ" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку программной системы для мониторинга и управления (N закупки 0826500000923000736) (далее - Электронный аукцион).
Из поступившей жалобы следует, что извещение об осуществлении Электронного аукциона содержит описание объекта закупки, которое является неполным, приводящим к неопределенному толкованию положений извещения о закупке, ограничивающее количество участников закупки.
Заказчик и уполномоченное учреждение представили возражения на жалобу ООО "Белинфоналог.КОМ", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Белинфоналог.КОМ", возражения Заказчика и уполномоченного учреждения, заслушав доводы присутствующих лиц.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 31.01.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - поставка программной системы для мониторинга и управления.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 200 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Белинфоналог.КОМ" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Согласно статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования каталога предусмотрено, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Объекту закупки соответствует позиция из КТРУ 58.29.12.000-00000002 - программная система для мониторинга и управления, однако в каталоге отсутствуют описание и обязательные характеристики по данному товару.
Согласно письму Министерства финансов РФ от 23.03.2020 N 24-06-07/22512 в случае, если в КТРУ не сформировано описание товара в соответствии с пунктом 13 Правил формирования каталога, заказчик использует при осуществлении закупки позицию каталога и при этом самостоятельно осуществляет описание закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги), а предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки в документации о закупке.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Согласно Приложению N 1 к извещению "Описание объекта закупки - Техническое задание на поставку системы управления инцидентами ее установка и настройка. Основные термины, сокращения и определения" (далее - Приложение N 1) Заказчиком установлены показатели и значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, а также обоснования необходимости использования дополнительных показателей, требований и информации.
Исходя из пункта 1 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться, как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Как следует из жалобы ООО "Белинфоналог.КОМ" в пункте 2.2 Приложения N 1 "Система управления инцидентами должна содержать модули": Модуль управления данными об инфраструктуре, Модуль управления Инцидентами, Модуль управления Задачами, Модуль управления СУИ, Модуль интеграции с внешними системами. По мнению Заявителя, данные требования являются избыточными, приводят к ограничению количества потенциальных участников закупки и соответствуют продукту одного производителя Positive Technologies.
При этом, как следует из письменного пояснения Заказчика, при формировании описания объекта закупки Заказчик руководствовался положениями Закона о контрактной системе и указал характеристики, отражающие потребности Заказчика с учётом имеющихся у Заказчика ресурсов по администрированию Системы управления инцидентами, что в полной мере соответствует требованиям законодательства.
Как пояснил представитель заказчика модули не должны являться отдельным независимым от Системы программным обеспечением, а должны быть ее единой составляющей, которая позволит Заказчику получить более расширенную реализацию функций Системы для удовлетворения своих текущих и будущих потребностей в своей деятельности.
Исходя из установленных характеристик, Система должна реализовывать:
- регистрацию пользователей с определенными правами доступа;
- создание карточек организаций, которые участвуют в ГосСОПКА, c реквизитами;
- создание карточек систем, в которых осуществляется мониторинг инцидентов c реквизитами;
- создание карточек инцидентов в ручном режиме;
- создание карточек инцидентов в автоматизированном режиме по данным из внешних систем мониторинга событий и выявления инцидентов ИБ;
- обработку, учет и хранение информации о компьютерных инцидентах;
- информирование лиц, ответственных за выявление инцидентов и реагирование на них;
- автоматизированный обмен информацией об инцидентах и угрозах с НКЦКИ;
- управление и хранение информации об организациях и системах;
- обеспечение работы с инцидентами в СУИ;
- обеспечения работы с задачами в СУИ;
- управление пользователями, настройками, отображением статистических данных, уведомлениями;
- интеграцию с внешними системами посредством REST API.
Вместе с тем Комиссия Белгородского УФАС России изучила представленные в материалы дела запросы коммерческих предложений, направленные Заказчиком в адреса шести потенциальных участников закупки и полученные ответы.
Запрос коммерческого предложения от 18.01.2023 N 5-4-1/125 сопровождался приложением - "Техническое задание", которое являлось Приложением N 1 к извещению об осуществлении Электронного аукциона.
19.01.2023 Заказчик получил коммерческое предложение N 110-5/23, в котором в качестве товара было представлено программное обеспечение Positive Technologies и 30.01.2023 - коммерческое предложение N 852-78 с программным обеспечением - Kaspersky Unified Monitoring and Analysis Platform, GosSOPKA, русская версия (100 событий в секунду).
Комиссией установлено, что Извещение об Электронном аукционе не содержит ссылок на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов либо наименование страны происхождения товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требования, установленные Заказчиком в описании объекта закупки, не ограничивают конкуренцию, так как соответствуют товару разных производителей.
Заявителем доказательств, опровергающих выводы Заказчика, не представлено.
Также в жалобе заявитель указал на пункт 3.3.5 Приложения N 1 "Отображение информации из внешних источников по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак", утверждая, что внешние источники могут быть, в том числе источниками угроз информационной безопасности и просили Заказчика внести изменения в данный пункт, указав точный доверенный источник.
Из письменного пояснения Заказчика и из ответа на запрос разъяснений следует, что в данном пункте подразумевается возможность интеграции с технической инфраструктурой НКЦКИ (национальный координационный центр по компьютерным инцидентам).
Представитель Заказчика пояснил, что Заявитель не принимает во внимание, что в пункте 3.3.5 Приложения N 1 указывается требование к модулю управления задачами, а именно то что, в данном модуле должно быть наличие функции отображения информации полученной из внешних источников по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак.
Следовательно, данный пункт говорит о том, какую информацию модуль должен отображать, а не с какого доверенного внешнего источника она получена.
Довод Заявителя о наличии противоречий между описанием объекта закупки и предоставленным разъяснением положений извещения об осуществлении закупки на запрос, в части пункта 3.4 Приложения N 1 также не нашел своего подтверждения.
В письменном пояснении Заказчика указано, что в пункте 3.4 Приложения N 1 установлено требование к модулю интеграции с внешними системами, а именно:
Встроенные коннекторы для интеграции с системами:
- импорт инцидентов в систему, экспорт объектов, субъектов и статусов инцидентов;
- портал технической инфраструктуры НКЦКИ (для передачи сводной информации по инцидентам в главный центр ГосСОПКА).
Условия о наличии интеграции с "иными" системами, в описании объекта закупки не содержалось.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что Заказчик, полагая, что участник закупки интересуется, с какими ещё системами заказчик в будущем планирует осуществить интеграцию, Заказчик указал в своем ответе на запрос разъяснений, что требуются встроенные коннекторы также к Системе мониторинга ЦОД (региональный центр обработки данных) Правительства Белгородской области PT SIEM, в котором размещены информационные системы (ИС) Заказчика. Заказчик не является собственником PT SIEM. PT SIEM осуществляет сбор и консолидацию событий безопасности с ИС Заказчика.
В то время как закупаемая Заказчиком Система закупается для иных целей, а именно, как указано в Техническом задании для:
- организации процесса расследования компьютерных инцидентов, зафиксированных PT SIEM;
- передачи сведений о расследовании компьютерных инцидентов в НКЦКИ в требуемом формате обмена;
- принятия из НКЦКИ методические рекомендации и информационные сообщения;
- проведения учета информации, направленной в НКЦКИ;
- сокращения времени реагирования на инцидент за счет средств автоматизации регистрации и обработки инцидентов;
- проведения анализа результатов реагирования на инциденты с помощью средств отчетности и визуализации.
Таким образом, довод об имеющейся у Заказчика аналогичной системе мониторинга и управления, принадлежащей третьему лицу, является не доказанным.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что в техническом задании нарушены положения действующего законодательства РФ, которые ведут к ограничению конкуренции, является необоснованным.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Белинфоналог.КОМ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 14 февраля 2023 г. N 031/06/42-90/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2023