Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ИП Кадыковой Ю.В. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по сносу аварийных жилых домов (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300000823000006),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно жалобе Заявитель считает, что извещение о проведении электронного аукциона составлено с нарушениями Закона о контрактной системе и приводит следующие доводы:
1. Имеются противоречия между проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства и проектом контракта в части установления обязанности подрядчика запроса у сторонних организациях информации о наличии (отсутствии) инженерных сетей прилегающей территории.
Так, в соответствии с п. 2.1.9 контракта подрядчик обязуется до начала производства работ запрашивать в сторонних организациях информацию о наличии (отсутствии) инженерных сетей прилегающей территории. Однако в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства здание полностью отключено от инженерных сетей.
2. Указание на заключение договора с конкретным полигоном ТБО является ограничением конкуренции.
3. Требование об оснащении транспортных средств оборудованного системой "ГЛОНАСС" является незаконным.
4. Срок предоставления гарантии качества выполненных работ установлен 1 год, при этом заявителю не ясно в чем заключается гарантия при сносе здания.
Присутствовавшие в заседании Комиссии представители заказчика не согласились с доводами заявителя, считают, что описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, пояснили следующее.
1.В соответствии со статьей 55.31 ГрК РФ, снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 2.1.9 проекта контракта Подрядчик обязуется до начала производства работ запрашивать в сторонних организациях информацию о наличии (отсутствии) инженерных сетей прилегающей территории.
В соответствии с пунктом 3.4 "Проекта организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства" (далее по тексту - ПОД), перед началом производства работ по демонтажу инженерных сетей необходимо уточнить по месту их прокладки, о наличии воды в трубах, которая должна быть спущена.
С целью недопущения повреждения транзитных сетей, расположенных в границах территории демонтажа объекта капитального строительства, ПОДом предусмотрено требование по установлению места прокладки сетей.
На основании вышеизложенного, вывод о том, что имеются противоречия между ПОДом и проектном контракта -является ошибочным.
2. В техническом задании указано, что подрядчик при проведении работ должен, в том числе, осуществлять учет, вывоз строительного и бытового мусора, производить их размещение (утилизацию) на полигоне ТБО, который учитывается в Реестре объектов размещения отходов, указание на заключение договора с конкретным полигоном ТБО не предусмотрено.
Выбор способа обращения с отходами (переработка, утилизация, в том числе сжигание) определяется Заказчиком в соответствии действующим законодательством. ПОДом переработка, обработка отходов, образующиеся в результате сноса не предусмотрена.
3. Пунктом 2.1.30 проекта Контракта предусмотрена обязанность Подрядчика по запросу Заказчика, Учреждения, в течение 2 дней предоставить маршруты движения транспорта из системы "ГЛОНАСС".
Техническим заданием к проекту Контакта предусмотрено наличие транспорта для сбора, вывоза строительного и бытового мусора на полигон ТБО, оборудованного системой "ГЛОНАСС".
Заказчик является собственником образовавшихся отходов от сноса здания и до окончания цикла утилизации (размещения) несет все риски, связанные с возможным ненадлежащим образованием несанкционированных свалок.
Требование об оснащении спецтранспорта системой ГЛОНАСС обусловлено необходимостью осуществления контроля за процессами приема-передачи, взвешивания и транспортировки отходов до места их утилизации, с целью получения точных и достоверных данных относительно объема утилизируемых отходов, что позволит исключить необоснованные затраты бюджетных средств и обеспечит достижение цели закупки, для предостережения образования несанкционированных свалок, что является значимым для заказчика.
4. Пунктом 5.1 проекта Контракта предусмотрено, что срок предоставления гарантий качества выполненных работ установлен продолжительностью 1 (один) год.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчиком при необходимости устанавливаются требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара.
Пунктом 3 статьи 724 ГК РФ определено, что заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
Согласно техническому заданию, снос объекта производится в соответствии с проектной документацией - N 0001-12-2021-ПОД. Локальными сметными расчетами к проекту контракта, являющимися приложением к ПОДу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 "Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства", подрядчик обязан провести снос объекта капитального строительства, в том числе выемку фундаментов, отсыпку ям песком с планировкой территории а также работы по размещению (захоронению) твердых отходов производства и потребления IV, V классов опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам.
Так, гарантия качества распространится на весь объем оказываемых услуг.
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал, с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Указал, что на участие в закупке поступило 13 заявок, 11 заявок признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки. Снижение начальной максимальной цены контракта составило 50,50 %. ИП Кадыкова Ю.В. заявку на участие в закупке не подавала.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 части 2 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ N44; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из материалов дела усматривается, что Администрация города Тобольска, являясь уполномоченным органом, выступила организатором проведения электронного аукциона в интересах МКУ "Имущественная казна города Тобольска" на выполнение работ по сносу аварийных жилых домов.
Информация об электронном аукционе 26.01.2023 размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000823000006.
В Описании объекта закупки (Техническое задание) на выполнение работ по сносу аварийных жилых домов (Приложение N 1 к Извещению о проведении аукциона) установлены следующие требования к выполняемой работе:
Перед началом производства работ:
Произвести общий осмотр строения, выполнить обследование строительных конструкций для уточнения объемов работ.
Обеспечить установку временного ограждения, в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течении 10 дней с даты приема-передачи Объекта.
Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненных работ.
Снос объекта осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу после отключения объекта от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения, выдаваемыми организациями, эксплуатирующими соответствующие инженерные сети. Отключение объекта подтверждается актом, подписанным сетевой организацией.
При проведении работ обеспечить:
- сигнальными огнями опасные участки (участки движения пешеходов и автотранспорта) в темное время суток и в условиях недостаточной видимости;
- обустройство пешеходных переходов над ямами, траншеями и иными препятствующими движению объектами, в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- установку временных дорожных знаков на автомобильных дорогах, в соответствии с требованиями, установленными правилами дорожного движения (требуется, если проведение работ затрагивает участки движения автотранспорта); установку информационных стендов с указанием наименования организации, оказывающей услугу, ее номера телефона и сроков проведения работ.
- по согласованию с эксплуатирующими организациями, собственниками сетей, отключение и демонтаж имеющихся подводящих инженерных коммуникаций;
- выполнение работ по сносу Объекта надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с графиком производства работ;
- при выполнении работ в местах, где проходят действующие инженерные коммуникации, строгое выполнение условий производства работ, указанные владельцами этих коммуникаций;
- уборку, погрузку и вывоз строительного и бытового мусора с территории сноса объекта.
- осуществлять учет, вывоз строительного и бытового мусора, производить их размещение (утилизацию) на полигоне ТБО, который учитывается в Реестре объектов размещения отходов.
- применение мер по уменьшению пылеобразования при разборке Объекта, а также при уборке строительного мусора;
- сбор, временное хранение и вывоз строительного и бытового мусора в соответствии с требованиями содержания мест производства земляных, ремонтных и иных видов работ, установленными законодательством Российской Федерации, Тюменской области.
- производство работ, при проведении которых грязь, мусор и иные предметы, высвободившиеся от сноса Объекта не должны попадать за пределы установленных ограждений;
- не допускать слив в воду жидких отходов, топлива и иных жидких материалов, используемых в ходе работ;
- очистку колес транспортных средств, покидающих место проведения работ от грунта и иных загрязнителей.
- сохранность существующих зеленых насаждений.
- не допускать блокировку движение транзитного автотранспорта более чем на 15 минут. (При необходимости прекращения движения большей продолжительности, данные действия должны быть согласованы в государственном органе надзора за безопасностью дорожного движения, и организован объезд).
- при проведении работ вблизи жилой застройки, работы с повышенным уровнем шума осуществлять в рабочие дни с 8.00 до 22.00 часов, за исключением случаев ликвидации аварийных ситуаций.
- наличие транспорта для сбора, вывоза строительного и бытового мусора на полигон ТБО, оборудованного системой "ГЛОНАСС".
- осуществлять учет, вывоз строительного и бытового мусора, производить их размещение
По окончании работ обеспечить:
- снятие временно установленных дорожных знаков, запрещающих или ограничивающих движение транспорта и (или) пешеходов;
- очистку территории проведения работ от строительного и бытового мусора, освободить территорию от материалов, машин и оборудования.
- восстановление, поврежденных при проведении работ, объектов благоустройства прилегающих территорий, дорог (асфальтового покрытия, бордюров, тротуаров, ограждений, придомовой инфраструктуры, дорожной разметки и иных объектов благоустройства), их уборку от грязи и мусора;
- планировку площадки освободившейся после сноса Объекта и вывоза строительного мусора, с отсыпкой песком по всей территории сноса.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 07.02.2023 на участие в закупке поступило 13 заявок, 11 заявок признаны соответствующими требованиям Извещения о закупке.
1. Довод Заявителя относительно противоречия между Проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства и проектом контракта относительно обязанности Подрядчика о необходимости установления в сторонних организациях информации о наличии (отсутствии) инженерных сетей прилегающей территории, Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
В соответствии со статьей 55.31 ГрК РФ, снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 2.1.9 проекта контракта (Приложение N 2 к Извещению), Подрядчик обязуется до начала производства работ запрашивать в сторонних организациях информацию о наличии (отсутствии) инженерных сетей прилегающей территории.
В соответствии с пунктом 3.4 "Проекта организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства" (далее по тексту - ПОД), перед началом производства работ по демонтажу инженерных сетей необходимо уточнить по месту их прокладки, о наличии воды в трубах, которая должна быть спущена.
С целью недопущения повреждения транзитных сетей, расположенных в границах территории демонтажа объекта капитального строительства, ПОДом предусмотрена обязанность подрядчика об уточнении наличии воды в трубах, подлежащих демонтажу.
Учитывая изложенные нормоположения, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо разночтения между проектом контракта и проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства. В свою очередь, при наличии какой-либо неясности относительно выполнения работ по контракту вправе направить Заказчику запрос на разъяснение положений извещения о закупке, проекта контракта и т.д., что заявителем не сделано.
2. Довод заявителя относительно требования о заключение договора с конкретным полигоном ТБО материалами дела опровергается, в связи с чем является необоснованным, поскольку из Технического задания (Приложение N 1 к Извещению о проведении аукциона) следует, что подрядчик при проведении работ должен, в том числе, осуществлять учет, вывоз строительного и бытового мусора, производить их размещение (утилизацию) на полигоне ТБО, который учитывается в Реестре объектов размещения отходов.
3. Касаемо довода заявителя о неправомерности требования Заказчика об оснащении транспорта для сбора, вывоза мусора на полигон ТБО системой "ГЛОНАСС", Комиссия указывает, следующее.
Из Технического задания (Приложение N 1 к Извещению о проведении аукциона) следует, что Подрядчик при проведении работ должен обеспечить наличие транспорта для сбора, вывоза строительного и бытового мусора на полигон ТБО, оборудованного системой "ГЛОНАСС".
Как следует из пояснения представителя Заказчика, требование об оснащении спецтранспорта системой ГЛОНАСС обусловлено необходимостью осуществления контроля за процессами приема-передачи, взвешивания и транспортировки отходов до места их утилизации, с целью получения точных и достоверных данных относительно объема утилизируемых отходов, что позволит исключить необоснованные затраты бюджетных средств и обеспечит достижение цели закупки, для предостережения образования несанкционированных свалок, что является значимым для заказчика.
Комиссия отмечает, что вопросы исполнения контракта не относятся к процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик самостоятельно определяет условия исполнения контракта исходя из специфики выполнения работ (оказания услуг).
Так, оснащение спецтранспорта системой ГЛОНАСС обусловлено необходимостью осуществления контроля за процессами приема-передачи, взвешивания и транспортировки отходов до места их утилизации, с целью получения точных и достоверных данных относительно объема утилизируемых отходов, для предостережения образования несанкционированных свалок.
Требование об оснащении спецтранспорта системой ГЛОНАСС не противоречит требованиям действующего законодательства и не ограничивает конкуренцию, поскольку названное требование предъявлено в равной степени ко всем участникам торгов и направлено на достижение целей закупки, недопущения образования несанкционированных свалок на территории района.
Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на нарушение заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также свидетельствующие о невозможности подачи заявки на участие в аукционе ввиду установления заказчиком оспариваемого требования, не доказано, что установленное заказчиком требование об оснащении транспорта для сбора, вывоза мусора на полигон ТБО системой "ГЛОНАСС" привело к ограничению количества участников закупки (что также опровергается количеством заявок, поданных на участие в закупке).
4. Касаемо довода заявителя о том, что не ясно в чем заключается гарантия при сносе здания, Комиссия указывает следующее.
Пунктом 5.1 проекта Контракта предусмотрено, срок предоставления гарантий качества выполненных работ установлен продолжительностью 1 (один) год.
Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе закупок требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Согласно техническому заданию (Приложение N 1 к Извещению о проведении закупки) подрядчик обязан провести снос объекта капитального строительства, в том числе выемку фундаментов, отсыпку ям песком с планировкой территории, работы по размещению (захоронению) твердых отходов производства и потребления IV, V классов опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам.
Как следует из пояснений заказчика гарантия качества распространится на весь объем оказываемых услуг.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что требование к гарантии качества выполненной работы Подрядчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Кадыковой Ю.В. на действия МКУ "Имущественная казна города Тобольска" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по сносу аварийных жилых домов (0167300000823000006) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 февраля 2023 г. N 072/06/44/16/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2023