Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
в присутствии:
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): ... (представитель по доверенности),
от заявителя МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "АПТЕКИ ЯКУТСКА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЯКУТСК" (далее - МУП "АПТЕКИ ЯКУТСКА" ГО "ГОРОД ЯКУТСК", заявитель): ... (генеральный директор);
от заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" (далее - ГКУ РС(Я) "РЦ ПРИ МЗ РС(Я)", заказчик): _, ... (представители по доверенностям);
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу МУП "Аптеки Якутска" ГО "город Якутск" на действия (бездействие) комиссии уполномоченного учреждения ГКУ РС(Я) "Центр закупок РС(Я)" при проведении электронного аукциона на оказание социальной услуги по приобретению, хранению и отпуску расходных материалов для мониторинга уровня глюкозы детям, страдающим сахарным диабетом 1 типа, по выписанным рецептам врачей бесплатно на территории Республики Саха (Якутия) (извещение N 0816500000623000088), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба МУП "Аптеки Якутска" ГО "город Якутск" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения.
Из сути жалобы заявителя следует, что:
1. Аукционная комиссии неправомерно признала заявку победителя соответствующей требованиям извещения.
2. Заказчиком установлены неправомерные требования к участникам закупок.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители уполномоченного учреждения и заказчика пояснили, что с жалобой заявителя не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
20.01.2023 на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0816500000623000088 на оказание социальной услуги по приобретению, хранению и отпуску расходных материалов для мониторинга уровня глюкозы детям, страдающим сахарным диабетом 1 типа, по выписанным рецептам врачей бесплатно на территории Республики Саха (Якутия).
Начальная (максимальная) цена контракта составила: 31 727 400,00 рублей.
На участие в закупке подана заявка от единственного участника закупки, которая была отклонена комиссией уполномоченного учреждения.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу МУП "АПТЕКИ ЯКУТСКА" ГО "ГОРОД ЯКУТСК" необоснованной на основании следующего.
1. Довод жалобы в части того, что аукционная комиссии неправомерно признала заявку победителя соответствующей требованиям извещения, признан необоснованным на основании следующего.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.02.2023 N0816500000623000088 заявка МУП "Аптеки Якутска" ГО "город Якутск" отклонена в связи со следующим:
"Непредставление информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона N44 ФЗ, несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки: На основании п.п. "а" п.1 ч.5 ст.49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ отклонить заявку на участие в закупке в соответствии с п. 2 ч. 12 ст. 48 указанного закона, в связи с несоответствием документов, представленных в силу п.1 ч. 4 информационной карты к извещению, п.п. 2 п. 1.2.1 подраздела 1.2 раздела 1, п. 3.3.4 раздела 3.3 приложения N3 к извещению согласно п.4 ч.4 ст. 49, п.3 ч.6 ст.43 указанного закона требованиям п.1 ч. 4 информационной карты к извещению. (В лицензии отсутствует вид услуг по перевозке лекарственных препаратов для медицинского применения).".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пп. 1 - 8 ч. 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявки на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно подпункта 2 пункта 1.2.1 подраздела 1.2 раздела 1 приложения N3 к извещению установлено следующее:
"1.2.1. Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке в части информации и документов об участнике закупки должна содержать:
2) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N44-ФЗ, если иное не предусмотрено Законом N44-ФЗ".
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе пункта 1 раздела 4 информационной карты к извещению установлено следующее:
1. |
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
Участник закупки в соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 8 Федерального закона от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 N547 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" должен иметь действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, включающую в себя следующие работы (услуги): В сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения: 2. Хранение лекарственных средств для медицинского применения; 3. Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения; 4. Перевозка лекарственных средств для медицинского применения; 5. Перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения; 6. Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения; 7. Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения; 1. Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения Соответствие требованиям подтверждается предоставлением одним из следующих документов: - выписки из реестра лицензий (или копию такого документа); - уведомления о предоставлении лицензии, содержащее ссылку на сведения о предоставлении лицензии из реестра лицензий, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (или копию такого документа); - копии приказа (распоряжения) лицензирующего органа о принятом решении; - лицензией, выданной до 01.01.2021 г. (или копию такого документа). Достоверность сведений, вышеуказанных документов, проверяется в реестре лицензий (за исключением случаев невозможности доступа членов комиссии к указанным реестрам). |
Таким образом, заказчик в извещении установил требование наличия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, включающую в себя услуги отдельно по перевозке лекарственных средств для медицинского применения и отдельно по перевозке лекарственных препаратов для медицинского применения. При этом, в требованиях не предусмотрена возможность предоставления лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, включающей в себя услуги только по перевозке лекарственных средств для медицинского применения.
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Из представленных оператором сведений следует, что МУП "Аптеки Якутска" ГО "город Якутск" в составе заявки в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, представлена выписка из реестра лицензий на лицензию с N Л042-01179-14/00392534 на осуществление фармацевтической деятельности, в которой отсутствует вид услуг "Перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения".
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок, руководствуясь исключительно требованиями, установленными в извещении, правомерно отклонила заявку участника.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. Довод жалобы в части того, что заказчиком установлены неправомерные требования к участникам закупок, признан не подлежащим рассмотрению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Последний день приема заявок на участие в электронном аукционе, по данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 01.02.2023 года. Поскольку жалоба МУП "АПТЕКИ ЯКУТСКА" ГО "ГОРОД ЯКУТСК" поступила в адрес Якутского УФАС России 06.02.2023 года, по истечении установленного срока, довод жалобы признан не подлежащим рассмотрению.
Жалоба МУП "АПТЕКИ ЯКУТСКА" ГО "ГОРОД ЯКУТСК" признана необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащую требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 N 547 установлен Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, в том числе, в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения:
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе пункта 1 раздела 4 информационной карты к извещению установлено следующее:
2. |
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
Участник закупки в соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 8 Федерального закона от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 N547 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" должен иметь действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, включающую в себя следующие работы (услуги): В сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения: 2. Хранение лекарственных средств для медицинского применения; 3. Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения; 4. Перевозка лекарственных средств для медицинского применения; 5. Перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения; 6. Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения; 7. Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения; 1. Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения Соответствие требованиям подтверждается предоставлением одним из следующих документов: - выписки из реестра лицензий (или копию такого документа); - уведомления о предоставлении лицензии, содержащее ссылку на сведения о предоставлении лицензии из реестра лицензий, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (или копию такого документа); - копии приказа (распоряжения) лицензирующего органа о принятом решении; - лицензией, выданной до 01.01.2021 г. (или копию такого документа). Достоверность сведений, вышеуказанных документов, проверяется в реестре лицензий (за исключением случаев невозможности доступа членов комиссии к указанным реестрам). |
Согласно пункту 28 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" обращение лекарственных средств - разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств.
В пункте 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлено, что фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая субстанция - лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность.
В пункте 4 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
Согласно Извещению о проведении закупки предметом закупки являются услуги по приобретению, хранению и отпуску расходных материалов для мониторинга уровня глюкозы детям, страдающим сахарным диабетом 1 типа, по выписанным рецептам врачей бесплатно на территории Республики Саха (Якутия).
Частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно Описанию объекта закупки, в рамках оказания услуг по контракту, приобретению подлежат следующие медицинские изделия:
Наименование системы непрерывного мониторирования глюкозы |
Состав комплекта |
Частота предоставления |
Guardian Connect |
Трансмиттер Guardian Connect |
Ежегодно |
Guardian Connect |
Сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008 |
61 сенсор (1 сенсор на 6 дней) |
FreeStyle Libre |
Сканер FreeStyle Libre |
Каждые 3 года |
FreeStyle Libre |
Датчик FreeStyle Libre |
26 датчиков (1 датчик на 14 дней) |
НМГ в составе инсулиновой помпы MiniMed 640G |
Трансмиттер Guardian 2 Link |
Ежегодно |
НМГ в составе инсулиновой помпы MiniMed 640G |
Сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008 |
61 сенсор (1 сенсор на 6 дней) |
В составе инсулиновой помпы MiniMed Paradigm VEO или MiniMed Paradigm REAL-Time |
Трансмиттер MiniLink ММТ-7703 |
Ежегодно |
В составе инсулиновой помпы MiniMed Paradigm VEO или MiniMed Paradigm REAL-Time |
Сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008 |
61 сенсор (1 сенсор на 6 дней) |
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что товар (расходный материал), приобретаемый заказчиком в рамках оказания услуг по контракту, не является лекарственным средством, в связи с чем, требование о наличии у участника закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе действующей лицензии на осуществление фармацевтической является неправомерным и нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу МУП "Аптеки Якутска" ГО "город Якутск" на действия (бездействие) комиссии уполномоченного учреждения ГКУ РС(Я) "Центр закупок РС(Я)" при проведении электронного аукциона на оказание социальной услуги по приобретению, хранению и отпуску расходных материалов для мониторинга уровня глюкозы детям, страдающим сахарным диабетом 1 типа, по выписанным рецептам врачей бесплатно на территории Республики Саха (Якутия) (извещение N 0816500000623000088) необоснованной. Довод в части обжалования положения Извещения признан не подлежащим рассмотрению.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 февраля 2023 г. N 014/06/49-148/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2023