Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
_. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
_. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
_. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
заказчика Государственного казенного учреждения "служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия) (далее также - ГКУ "СГЗ РС (Я)", заказчик): Ноговицына О.М. (представитель по доверенности);
уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия) (далее также - ГКУ РС (Я) "ЦЗ РС (Я)", заказчик): Стручкова А.Д. (представитель по доверенности);
в отсутствие:
заявителя индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее - ИП Тожибаев З.П, заявитель): не участвовал, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П на действия (бездействие) заказчика ГКУ "СГЗ РС (Я)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий, выполнению работ по объекту: "Строительство уличных сетей освещения в с. Харыялах Верхневилюйского улуса" (извещение N 0816500000623000279), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика.
Из сути жалобы ИП Тожибаева З.П. следует, что заказчик неправомерно установил дополнительные требования к участникам закупки;
Просит признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика установлено, что с жалобой не согласны.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000623000279 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО РТС-тендер - 30.01.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 23 415 565,90 рублей;
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя необоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" принято постановление Правительства N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571).
Согласно приложению "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к постановлению Правительства от 29.12.2021 N2571 (далее - приложение к постановлению Правительства от 29.12.2021 N2571) позицией 8 установлены дополнительные требования по "Работам по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги".
Требование по позиции 8 приложения к постановлению Правительства от 29.12.2021 N 2571 установлены в п. 2 раздела 4 Информационной карты к извещению об осуществлении закупки "Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям":
2. |
Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 установлены "Дополнительные требования к участникам закупки" в виде наличия у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги; 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 указанной позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 указанной позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 указанной позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. |
Объектом закупки является выполнение работ по объекту: "Строительство уличных сетей освещения в с. Харыялах Верхневилюйского улуса". Позицией 8 приложения к постановлению N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки по "Работам по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги".
В силу ч. 10.1 ст. 1 Градостроительный кодекс РФ линейными объектами признаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 20 ГОСТ Р 59511-2021 "Освещение искусственное. Информационное обеспечение для инвентаризации объектов систем освещения. Термины и определения" (далее - ГОСТ Р 59511-2021) система наружного освещения (СНО) - сложная, пространственно-распределенная организационно-техническая структура, объединяющая совокупность инженерных комплексов, систем энергоснабжения, зданий и сооружений, предприятий и подразделений управления и обслуживания, а также установок наружного освещения, оборудованных на определенной территории и предназначенных для обеспечения утилитарного (функционального) освещения, архитектурно-художественной подсветки, ландшафтного освещения, праздничной и декоративной иллюминации, освещения автомобильных дорог общего пользования.
Согласно пункту 30 ГОСТ Р 59511-2021 опора стационарного электрического освещения - конструкция для закрепления кронштейнов, светильников наружного освещения, а также подвески кабелей электрической сети наружного освещения.
В силу пункта 3.18 ГОСТ Р 52765-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация" стационарное электрическое освещение - искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Включает в себя стационарные осветительные устройства и линии электропередачи.
Следовательно, линии стационарного электрического освещения являются линейным объектом капитального строительства.
Отдельное строительство элемента обустройства, к которым относятся объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, признаваемых линейным объектом, не может быть отнесено к числу работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, а является строительством линейного объекта.
Проектная документация получила положительное заключение государственной экспертизы в ГАУ "Управление Госэкспертизы РС(Я)" на объект: "Строительство уличных сетей освещения с. Харыялах Верхневилюйского улуса" (далее - Заключение государственной экспертизы).
Согласно пункту 2.1.2 Заключения государственной экспертизы указано: "Вид строительства: нежилой. Тип объекта: линейный. Назначение объекта по ОК 013-2014: 220.41.20.20.170 - сооружения электрических и тепловых сетей". В п. 2.10 Заключения государственной экспертизы указаны сведения о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В связи с этим характер работ подрядчика по контракту предусматривает вновь созданные линии электроосвещения, предназначенные для освещения дороги, что относится к линейным объектам.
В данном случае заказчиком закупаются работы по строительству новой линии наружного освещения, не затрагивающей существующие автомобильные дороги, что следует из размещенной проектной документации.
Само по себе выполнение работ на полосе отвода автомобильной дороги, функциональное назначение предполагаемого к строительству объекта, не может являться безусловным обстоятельством, свидетельствующим о наличии в рамках выполнения закупаемых работ, работ по строительству, ремонту (капитальному ремонту), реконструкции автомобильных дорог.
Исполнителем по данному контракту будет проводиться строительство только линии электроосвещения, которое является линейным объектом, без учета автомобильной дороги. Заказчиком в извещении правомерно установлено дополнительное требование в соответствии с позицией 8 приложения к постановлению N 2571 "Работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги".
Исходя из объекта закупки, установление в извещении дополнительных требований к участникам закупки, не относящихся к объекту закупки, влечет невозможность определения наиболее квалифицированного участника, в связи с чем у заказчика возникают необоснованные риски срыва выполнения работ исполнителем, не подтвердившим наличие у него опыта, необходимого для надлежащего выполнения обязательств.
Позиция 17 приложения к постановлению N 2571, на которую ссылается заявитель, в данном случае неприменима, поскольку устанавливает требования к участникам закупки, выполняющим работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, линии стационарного электрического освещения являются линейным объектом капитального строительства, подлежащим самостоятельному бухгалтерскому учету как самостоятельный инвентарный объект. Отдельное строительство элемента обустройства, к которым относятся объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, признаваемых линейным объектом, не может быть отнесено к числу работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, а является строительством линейного объекта. Само по себе выполнение работ на полосе отвода автомобильной дороги, функциональное назначение предполагаемого к строительству объекта, не может являться безусловным обстоятельством, свидетельствующим о наличии в рамках выполнения закупаемых работ, работ по строительству, ремонту (капитальному ремонту), реконструкции автомобильных дорог. Работы не затрагивают существующей автомобильной дороги, а также отсутствуют работы, имеющие отношение непосредственно к строительству, реконструкции или капитальному ремонту автомобильных дорог.
Жалоба ИП Тожибаева З.П. признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия (бездействие) заказчика ГКУ "СГЗ РС (Я)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий, выполнению работ по объекту: "Строительство уличных сетей освещения в с. Харыялах Верхневилюйского улуса" (извещение N 0816500000623000279) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии: _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 февраля 2023 г. N 014/06/49-156/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2023