Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - ГБУЗ ЛО "Всеволожская клиническая межрайонная больница":
от Заявителя - ИП Домбровский Д.Д.:
от Третьего лица - ООО "МДТЕХ":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. 1126-ИП/23 от 06.02.2023) на действия субъекта контроля при проведении электронного аукциона N 0345300106323000005 на поставку медицинского оборудования для нужд ГБУЗ ЛО "Всеволожская КМБ" в 2023 г.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 861 940,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен, Заявитель просил признать жалобу обоснованной и выдать предписание на внесение изменений в извещение, Заказчик и Третье лицо (участник, подавший заявку в закупке) просили признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно первому доводу жалобы, поданной в Ленинградское УФАС России, Заявитель считает, что в Описание объекта закупки (Приложение N1) Заказчиком включены дополнительные характеристики и дополнительная информация, которые не предусмотрены позициями соответствующего кода КТРУ, а именно требования о "совместимости и взаимодействии".
Заявитель делает вывод, что Заказчиком установлены требования к характеристикам поставляемого товара, ограничивающие конкуренцию, следовательно, по мнению Заявителя, в действиях Заказчика содержатся признаки нарушения Закона о контрастной системе.
Проанализировав положения извещения, Комиссия признает довод Заявителя необоснованным на основании того, что им не учтено следующее.
Согласно положениям статьи 42, части 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчику, с одной стороны, предоставлено право самостоятельно принимать решение о способе определения поставщиков, содержании объекта закупки, установления функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, соответствующих потребностям Заказчика, с другой стороны, Заказчику запрещено совершать действия направленные на ограничение конкуренции.
Объект закупки настоящего электронного аукциона: "Поставка медицинского оборудования для нужд ГБУЗ ЛО "Всеволожская КМБ" в 2023 г.".
Закупаемый товар "Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга" соответствует коду позиции КТРУ 26.60.12.111-00000033.
В Описании объекта закупки установлено следующее:
N |
|
Наименование характеристики (показателя) |
Значение характеристики (показателя) |
Единица измерения характеристики (показателя) |
1 |
Код позиции КТРУ: 26.60.12.111-00000033
Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга
|
Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга |
4 |
Шт. |
Характеристики товаров, работ, услуг | ||||
Неинвазивное устройство с электропитанием, предназначенное для ношения пациентом во время выполнения обычных повседневных действий для 24-часовой записи электрокардиографических сигналов с целью диагностирования заболеваний сердца (например, аритмий). Записанные измерения могут быть загружены и проанализированы в медицинском учреждении, обычно с использованием компьютера со специальным программным обеспечением. Изделие известно как монитор Холтера; обычно включает в себя дисплей и органы управления и может включать в себя поверхностные электроды, подводящие провода и аксессуары, предназначенные для крепления/удаления (например, салфетки, средство для удаления клея). |
|
|
||
Анализ QT (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
|
||
Анализ дыхания (реопневмограмма) (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
|
||
Беспроводная передача данных (характеристика является обязательной для применения) |
Нет |
|
||
Время непрерывной работы, максимальное (характеристика является обязательной для применения) |
|
час |
||
Измерение артериального давления (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
|
||
Количество отведений, максимальное (характеристика является обязательной для применения) |
12 |
Штука |
||
Контроль соединения электродов (характеристика является обязательной для применения) |
Нет |
|
||
Определение зубца Р (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
|
||
Регистрация импульсов электрокардиостимулятора (характеристика является обязательной для применения) |
Да |
|
||
Комплектация (характеристика является обязательной для применения) |
|
|
||
Кабель ЭКГ |
4 |
Шт. |
||
Кабель USB |
1 |
Шт. |
||
Чехол и ремень для регистратора |
1 |
Шт. |
||
Аккумулятор с зарядным устройством для работы регистратора |
1 |
Шт. |
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг Постановления N 145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Исходя из указанных положений Постановления Правительства N 145 следует, что описание объекта закупки товара, на который распространяются ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 878) и входящего в перечень радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановление Правительства N 878, должно быть ограничено исключительно позицией КТРУ.
Материалами дела подтверждается и сторонами не отрицается, что код позиции 26.60.12.111-00000033 входит в перечень радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства N 878.
Комиссия сопоставила технические характеристики из Описания объекта закупки и выявила, что они полностью описаны Заказчиком по правилам позиций КТРУ без указания иных дополнительных характеристик.
Вместе с тем, в Описании объекта закупки имеется раздел "Ввод в эксплуатацию, инструктаж медицинского и технического персонала, гарантийные обязательства".
В вышеуказанном разделе извещения указана информация о том, что:
- установка и ввод в эксплуатацию с обеспечением совместимости и взаимодействия закупаемого товара с имеющимся у Заказчика Комплексом для многосуточного мониторирования ЭКГ (по Холтеру) и АД "Кардиотехника-07" по ТУ 9441-007-15192471-2006, производства ООО "Инкарт".
- инструктаж медицинского и технического персонала правилам эксплуатации товара;
- инструкция по эксплуатации на русском языке.
Срок гарантийных обязательств Поставщика на поставленное Оборудование составляет не менее 12 месяцев".
Аргумент Заявителя о том, что "обеспечение совместимости и взаимодействия" закупаемого товара является технической характеристикой товара несостоятелен, так как требование не относится к техническим характеристикам товара, а установлено Заказчиком в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе и относится к требованиям безопасности эксплуатации одного медицинского изделия с другим, которое имеется на балансе больницы.
Материалами дела подтверждается, что у Заказчика на балансе уже имеется медицинское оборудование "Комплект Кардиотехника-07".
Заказчик настоящей закупкой приобретает дополнительные регистраторы к имеющемуся комплексу для обеспечения обследования большего количества пациентов, для этого Заказчику необходимо закупить совместимое оборудование.
От ООО "Инкарт" (производитель оборудования "Комплект Кардиотехника-07") Заказчиком получен документ: "КТЛБ.9441.054ИС. Инструкция эксплуатационная специальная. Выбор и применение совместимого оборудования с "Комплексом Кардиотехника-07".
В данной инструкции указано, какие медицинские изделия могут быть совместимы с имеющимся у Заказчика "Комплексом Кардиотехника-07", а именно:
- Комплекс для многосуточного мониторирования ЭКГ (по Холтеру) и АД "Кардиотехника-07", регистрационное удостоверение N ФСР 2008/01748 от 28.06.2012.
- "Комплекс аппаратно-программный носимый с цифровой записью одно-, двух-, трехсуточного мониторирования ЭКГ и АД (по Холтеру) "Декорда", регистрационное удостоверение РЗН 2014/972.
В соответствии с ч. 3 ст. 38 Закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и/или эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в т.ч. техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
Иными словами, использование медицинского изделия допускается строго в соответствии с положениями эксплуатационной документации.
Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия утверждены Приказом Минздрава России от 19.01.2017 N 11н.
В соответствии с указанными требованиями эксплуатационная документация должна содержать (п.6 Требований):
14) информацию, необходимую для идентификации медицинских изделий с целью получения безопасной комбинации, и информацию об известных ограничениях по совместному использованию медицинских изделий (для медицинских изделий, предназначенных для использования вместе с другими медицинскими изделиями и (или) принадлежностями).
В Решении Верховного суда РФ от 16 августа 2021 г. N АКПИ21-444 указано, что: "Возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместность может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников".
Таким образом, вышеуказанное требование о совместимости товара размещено Заказчиком исходя из факта наличия у него на балансе оборудования "Комплект Кардиотехника-07" и с учетом того, что производитель "Комплект Кардиотехника-07" указал какой регистратор амбулаторный будет совместим с ним для его корректной работы.
Кроме того, из пояснений Заказчика следует, что за время эксплуатации Заказчиком "Комплекса Кардиотехника-07" (на балансе с 2019 года) были накоплены большие архивы мониторных записей пациентов, имеется программное обеспечение (ПО) для обработки записей. При повторных обследованиях необходимо обеспечивать возможность автоматизированной совместной обработки новой записи и старой записи этого пациента, уже хранящейся в архиве Заказчика. Такая обработка обеспечивает врача информацией о динамике лечебного процесса. Пациенты с проблемами сердца вынуждены проходить данное обследование с определенной периодичностью (раз в год), это требуется для наблюдения пациента в динамике, как прогрессирует или, наоборот, не прогрессируют болезни для корректировки назначения лечащих препаратов, правильного выбора дозировки, что критически важно, когда речь идет о препаратах для сердца, давления.
Также Заказчик указал, что при отсутствии указания совместимости, он может оказаться в ситуации приобретения неработающего регистратора на его имеющемся комплексе.
Комиссия установила, что позиция Заказчика о необходимости устанавливать взаимодействие в том случае, когда у Заказчика уже имеется оборудование какого-либо производителя подтверждается Заключениями ведущих кардиологических учреждений (приобщены в материалы дела Ленинградского УФАС России).
Таким образом, первый довод признается необоснованным исходя из того, что потребность Заказчика заключаются в приобретении товара, который был бы совместим и обеспечивал взаимодействие с уже имеющимся у Заказчика комплексом и ПО, что не является технического характеристикой товара, а относится к безопасности и возможности эксплуатации одного медицинского изделия с другим исходя из потребностей Заказчика и направлен на охрану здоровья граждан.
Во втором доводе жалобы Заявитель считает, что Заказчик при установлении требований о том, что записи мониторирования обрабатываются на конкретном программном обеспечении "Комплекса Кардиотехника-07" должен был указать "или эквивалент".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Довод Заявителя несостоятелен поскольку, объектом закупки является поставка товара "Регистратор амбулаторный для электрокардиографического мониторинга", а анализ извещения Заказчика указывает на то, что товарный знак именно закупаемого товара Заказчиком не указывался, следовательно, и фраза "или эквивалент" в данном случае в извещении не требовалась.
Анализ извещения указывает, что товарный знак указан именно в отношении оборудования, которое уже имеется у Заказчика ("Комплекса Кардиотехника-07"), а не у закупаемого товара (Регистратор амбулаторный).
То есть Заказчик не требует, чтобы к поставке был предложен товар с конкретным товарным знаком, Заказчику лишь важно, чтобы предлагаемое к поставке оборудование взаимодействовало с уже имеющимся у него комплексом с товарным знаком.
Также Заказчиком не закупается новое программное обеспечение, как видно из описания объекта закупки, поскольку у Заказчика оно уже имеется, установлено на имеющимся "Комплексе Кардиотехника-07".
На основании чего, второй довод Заявителя признается Комиссией необоснованным.
Дополнительно Комиссия отмечает, что рассмотрело дело в своей совокупности и взаимосвязи на действующее извещение Заказчика по которому и была подана жалоба, в результате чего доводы Заявителя о необходимости Ленинградскому УФАС России анализировать и сопоставлять иные извещения (в том числе других заказчиков в других субъектах Федерации), иные жалобы прочих участников контрактной системе или недействующие (ранее отмененные редакции извещения) нацелены не на рассмотрения дела по существу, а на подмену контролирующей функции Ленинградским УФАС России с дачей оценки решениям иных территориальных органов антимонопольной службы, при этом Заявитель вправе подавать соответствующие жалобы в них самостоятельно.
Общие выводы Комиссии по жалобе Заявителя:
Заказчиком в извещении установлено Описание объекта закупки с учетом собственных потребностей в закупке товара и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности (необходимой медицинской манипуляции), и имеющегося у него оборудования.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, при этом Верховный суд отмечено, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к объекту закупки.
В Законе о контрактной системе и иных нормативных правовых актах не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение требований к совместимости медицинского оборудования, являющихся значимыми для Заказчика во исполнения цели охраны здоровья граждан.
В силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения (позиция Северо-Западного арбитражного суда по делу А56-35274/2020 с участием УФАС по Ленинградской области).
Материалами дела подтверждается, что данному техническому заданию соответствует оборудование не менее 2 (двух) производителей: Комплекс "Кардиотехника-07" производства ООО "Инкарт" и Комплекс "Декорда" производства НАО "Институт кардиологической техники". Оба эти медицинские изделия имеют свое собственное регистрационное удостоверения, производятся разными производителями.
Также, объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения об аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
По доводу Заявителя о том, что он может поставить аналоги товара, не могут быть приняты во внимание, потому так, фактически Заказчику предлагается к поставке товар, в котором он не нуждается и который будет несовместим с его комплектом, что может принести вред оборудованию, неправильную постановку диагноза и последующее некорректное лечение пациентам.
Из материалов дела следует, что Заявитель заявку не подавал, по итогам аукциона подано 2 заявки (в том числе Третье лицо), при этом участники аукциона делали шаги на понижение.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 307-ЭС19-12629 контролирующий орган при применении Закона о контрактной системе должен учитывать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Механизм защиты прав участников закупки путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов других лиц.
На основании всего вышеизложенного, заявленные доводы жалобы не подтверждается фактическими обстоятельствами дела и не затрагивают законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель не приводит иных конкретных аргументов, в которых установлены ненадлежащие требования извещения, препятствующие его участию или заполнению заявки.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Домбровский Д.Д. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 9 февраля 2023 г. N 047/06/42-217/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2023