Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 01.04.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронный аукциона на оказание услуг по стирке белья для нужд ЛОГБУЗ "ДКБ" (далее - электронный аукцион).
Начальная максимальная цена контракта: 76 800,00 рублей.
По окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке (п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ) - Участника. Заявка соответствовала требованиям.
По результате чего, между Заказчиком и Участником был заключен контракт N352 от 28.04.2023 (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.12.2022 Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 10.1. Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Также, Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом и Описанием объекта закупки (неотъемлемая часть Контракта), выявила, что в соответствии с п. 1.1. Контракта Исполнитель обязуется в соответствии с условиями Контракта оказать услуги по стирке белья (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.
Согласно п. 1.2. Контракта наименование, количество, требования к качеству, объем услуг определены в описании объекта закупки и в расчете цены оказываемых услуг (Приложение N 1,2 к настоящему Контракту).
Согласно п. 3. Описания объекта закупки сроки оказания услуг:
-начало оказания услуг с момента заключения контракта.
-окончание оказания услуг 31.12.2022 год.
При этом на основании Описания объекта закупки среди прочего имеются требования:
- 9 Периодичность оказания услуг: Понедельник с 9:00 до 12:00 (время местное) - выдача белья на отделение и сбор белья с отделения. Среда с 9:00 до 12:00 (время местное) - выдача белья на отделение и сбор белья с отделения. Пятница с 9:00 до 12:00 (время местное) - выдача белья на отделение и сбор белья с отделений.
- 9.2 В количественный объем услуг, оказываемых Исполнителем, входят следующие виды работ: 9.2.1 Прием белья: - грязное белье из отделения в упакованном виде доставляется в прачечную транспортными средствами Исполнителя. 9.2.2.Дезинфекция белья: - все белье и спецодежда от больных инфекционными заболеваниями, а также белье, загрязненное биологическими выделениями, дезинфицируются; - для удаления специфических загрязнений должны применяться пятновыводные препараты; - способ и режим стирки следует выбирать в зависимости от волокнистого состава ткани, из которого изготовлено изделие (ГОСТ 25652-83 "Материалы для одежды. Общие требования к способам ухода"), и в соответствии с символами по уходу (ГОСТ ISO 3758-2014 "Изделия текстильные. Маркировка символами по уходу"); - стирка белья, загрязненного биологическими субстратами, должна осуществляться отдельно с применением дезинфектантов, не вызывающих порчу тканевой основы белья, на оборудовании, не допускающем нарушение целостности белья; - бельё, требующее предварительной дезинфекции (кровь, биологические, белковые, танинные выделения) прополаскивать до исчезновения запаха дезинфектанта; 11 - стирка, полоскание и отжим в стиральных машинах должны производиться без механических повреждений изделий. На выстиранных изделиях не допускается нарушение целостности ткани; - после стирки изделия должны быть чистыми, без неприятных запахов и деформаций.
- 9.2.3.Сушка белья: осуществляется в сушильных барабанах.
- 9.2.4.Глажение белья и спецодежды: - бельевые изделия из хлопчатобумажных и льняных тканей, стирающиеся без кипячения в целях обеззараживания должны быть выглажены при температуре не ниже 150°С по ГОСТ 25652-83 "Материалы для одежды. Общие требования к способам ухода". - изделия после глажения должны быть сухими и выутюженными, без морщин, заминов, заломов и запала ткани.
- 9.4. Доставка, транспортирование чистого белья: - чистое белье выдается на основании накладной, полученной при сдаче белья в стирку; - выстиранное отсортированное белье возвращается Заказчику не позднее сроков, установленных в накладной; - белье должно быть чистым без пятен, отглаженным и упакованным; - исполнитель отвечает за порчу и пропажу белья, путем возмещения его полной стоимости с учетом процента износа. Факт порчи или пропажи белья устанавливается путем составления акта представителями обеих сторон, с указанием размера и суммы причиненного ущерба. - В случае возникновения количественного недовоза белья, Исполнитель обязан довезти белье в течение 1 (одного) календарного дня. - При приемке и выдаче чистого белья представители Исполнителя и Заказчика должны производить поштучный просчет белья, контроль качества обработки белья, соответствие его ассортименту. - Претензии по качеству и ассортименту белья должны быть предъявлены при получении обработанной партии белья на склад Заказчика в течение 1 (одного) рабочего дня со дня доставки. В случае некачественной обработки белья, Исполнитель принимает его в повторную обработку без дополнительной оплаты; - Белье со штампами других организаций подлежит замене в течение 2 (двух) календарных дней.
Так же согласно Приложению N 1 п. 11.1 Контракта не позднее 5-го числа каждого месяца Исполнитель предоставляет Заказчику акт об объеме оказанных услуг, оказанных в предыдущем месяце, счет-фактуру, счет. Подписание акта Заказчиком является подтверждением приемки им оказанных Исполнителем услуг и основанием для их оплаты.
На основании п. 5.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует по 31.12.2022 года. Контракт подлежит обязательной регистрации в Реестре контрактов.
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС усматривает, что стороны изначально знали обо всех объемах, количестве и качеству, предъявляемому к услугам, которые должны соответствовать требованиям, установленным действующим Контрактом, приложениями к нему и действующим законодательством.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта принято в связи с тем, что Участник с октября 2022 начал оказывать услуги некачественно, многочисленные претензии не повлияли на Участника, что привело к срыву нормального функционирования Заказчика, отчетные документы не предоставлялись.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником, Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет, следующую хронологию событий.
28.04.2022 стороны заключили Контракт.
Из материалов дела следует, что Участник после заключения Контракта начал оказывать услуги, которые принимались Заказчиком (на дату рассмотрения дела из цены Контракта 76 800,00 рублей фактически принято и оплачено Заказчиком услуг на сумму 22 609,92 рублей.
27.10.2022 Заказчик составил Акт о том, что с 17.10.2022 белье привозят 1 раз в неделю (по воскресениям), вместо 3 раз, при этом белье сырое, а отделении сложилась ситуация отсутствия чистого белья.
27.10.2022 Заказчик направил Участнику претензию N01-20/3591 с требованием исполнения Контракта согласно условиям Контракта, а также оплатить штрафные санкции.
15.11.2022 Заказчик направил Участнику претензию N01-20/3843 с указанием на то, что белье не привозится 3 раза в неделю, кроме того с августа 2022 не представлены акты об оказании услуг.
08.12.2022 Заказчик составил Акт, которым установлены нарушения Участника:
1) с 01 ноября 2022 г. белье привозил только 02, 14, 23 ноября, что нарушает п. 9 график оказания услуг, где указано, что доставка осуществляется в понедельник, среду и пятницу.
2) доставка была в 20:00 часов вечера, когда на рабочем месте нет ответственного за прием белья сотрудника, что нарушает п.9 график оказания услуг, где указано, что доставка осуществляется с 9:00 до 12:00 (время местное).
3) белье привозилось сырое, что нарушает п.9.2.3. где указано, что сушка белья осуществляется в сушильных барабанах.
4) белье было не глаженное, что нарушает п.9.2.4, где указано, что бельевые изделия из хлопчатобумажных и льняных тканей, стирающиеся без кипячения в целях обеззараживания должны быть выглажены при температуре не ниже 150°С по ГОСТ 25652-83 "Материалы для одежды. Общие требования к способам ухода". Изделия после глажения должны быть сухими и выутюженными, без морщин, заминов, заломов и запала ткани.
5) белье было в волосах, что нарушает п.9.3. согласно Приложения N1 к Контракту N 352 от 28.04.2022 г., где указаны требования к упаковке, что после стирки и глажения изделия должны быть аккуратно сложены, упакованы в полиэтиленовые пакеты, для обеспечения сохранности их внешнего вида, подобраны по ассортименту, с определенным количеством в каждом полиэтиленовом пакете с вложением описи и упакованы в холщовые мешки Заказчика. Не допускается складывать влажные изделия.
14.12.2020 Заказчик принял решение об одностороннем отказе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта 14.12.2020, разместил решение в Единой Информационной системе, направил его по электронной почте 14.12.2022 в 14:20 (приобщены скриншоты), отправил решение Почтой России (РПО 80082079946638).
Поскольку в адрес Ленинградского УФАС России от Участника представлены необъемные письменные пояснения, то Комиссия считает возможным указать их полный текст в настоящем решении: "По документуN ИМ/886/23 от 09.02.2023 Я являюсь исполнителем контракта. Мною были исполнены все обязательства по данному контракту, за исключением вымещения документов об оплате за август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2022 года в ЕИС, в связи с форс мажорными обстоятельствами, связанными со здоровьем моих детей. Прикрепляю документы об оплате услуг по стирке белья: счёт-фактуру, акт выполненных работ и счёт на оплату".
Представитель Заказчика пояснил, что нуждался в услугах строго согласно Контракту, с октября 2022 Участник привозит сырое белье и в те дни, когда это удобно ему, а не Контракту, Заказчик оказывается в ситуации невозможности заменять белье пациентам и принимать новых больных, при этом большая часть пациентов - дети.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как это не входит в сферу ее компетенции, Комиссия в совокупности оценивала материалы, документы, акты, письма с точки зрения добросовестность/недобросовестность со стороны Участника при исполнении Контракта.
2) Комиссия не принимает аргумент Участника о том, что сложились форс-мажорные обстоятельства связанные со здоровьем детей Предпринимателя, сделавшие невозможным исполнить обязательства по Контракту.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны оказываться в соответствии с согласованными и утвержденными приложениями.
Подписав Контракт, Участник согласился со всеми его условиями (в том числе со всеми положениями проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе).
Весь объем услуг, качество и сроки были изначально известны Участнику, также Комиссии от Участника не представлено документов, подтверждающие его доводы, кроме того Участник не сообщал об этом Заказчику в письменном виде, о данных обстоятельствах Заказчику впервые стало известно лишь на заседании Комиссии, кроме того, Участник не приостанавливал услуги (ст. 716 ГК РФ), действий по задействованию иных исполнителей не предпринималось.
Комиссия ознакомилась с Контрактом и всеми приложениями и выявила, что при надлежащей степени подготовки, документация с достаточной степенью ясности раскрывают потребности Заказчика.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал.
Комиссия, в рассматриваемом деле, приходит к выводу, что доводы Участника не свидетельствуют о возникновении обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы, а свидетельствуют о наступления случая, связанного с предпринимательским риском.
Кроме того, Комиссия применяя и анализируя природу принципа добросовестности не может не отметить тот факт, что защищаясь обстоятельством о болезни свои детей, в настоящем случае Участник фактически срывал услуги, в конечном счете, для поставки белья тем детям, которые оказались в Детской клинической больнице и нуждаются в уходе.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В материалах дела Ленинградского УФАС отсутствуют подобные доказательства о заботливости и осмотрительности Исполнителя с октября 2022 года.
Комиссия исходила из того, что когда от Заказчика стали поступать претензионные письма с требованием привозить белье 3 дня в неделю, при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, Участник мог выполнить эти требования, чего им сделано не было, что в дальнейшем привело к решению об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, указанные обстоятельства позволяют Комиссии сделать вывод о том, что Участник не стремился к поведению, ожидаемому от участника гражданского оборота, учитывающему законные интересы контрагента.
Анализ действий и писем Заказчика, имеющиеся в материалах дела, позволяют Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны предупреждал Участника о необходимости исполнить обязательства в рамках заключенного Контракта в соответствии с его условиями.
3) Довод Участника о том, что он является надежным исполнителем на рынке не может служить основанием для признания его действий в рамках исполнения данного Контракта добросовестными.
Комиссия отмечает, что при принятии решения исходит из каждого конкретного случая, выявляя добросовестной/недобросовестное поведение Участника при исполнении своих обязательств в рамках определенных договорных отношений с Заказчиком.
Ввиду чего, Комиссия не принимает аргумент Участника о выполнении работ, оказании услуг, поставке товара по другим ранее заключенным контрактам, ввиду того, что они не имеют отношения к рассматриваемому делу.
Дополнительно Комиссия считает возможным подчеркнуть, что не может принять доводы о том, что услуги полностью оказаны, что подтверждается тем, что специально для Ленинградского УФАС России они были изготовлены Предпринимателем.
Цель Контракта сводилась именно к оказанию услуг по стирке белья в надлежащем виде, качестве, объеме и в указанные сроки Заказчику, а не к предоставлению отчетных документов контролирующему органу, которые представлены после расторжения Контракта и которых вовсе не видел Заказчик и не опровергают выводы о систематическом нарушении существенных условий Контракта.
4) При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для Исполнителя последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что услуги в необходимом объеме и качестве не оказывались Заказчику.
Комиссия обращает внимание на специфику объекта закупки, при этом, действия (бездействие) Участника нанесли ущерб его нормальному функционированию, поскольку Заказчик не имеет возможности в надлежащей замене белья пациентам, большая часть которых - дети, при его отсутствии, дополнительно Заказчику необходимо формировать новую электронную процедуру, согласовать документы как по выделению бюджетных средств, так и по выполнению утвержденного плана-графика.
То есть, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при подписании Контракта с Участником.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ИП Фомина Анна Сергеевна в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 февраля 2023 г. N 047/10/104-246/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2023