Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО "Интеллектуальные системы управления" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Из материалов дела следует, что Заказчиком 03.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0145200000422001346 на Выполнение комплексного специального обследования автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Волосовском, Кингисеппском, Лужском и Сланцевском районах Ленинградской области, разработку паспортов автомобильных дорог и проектов организации дорожного движения (далее - электронный аукцион).
НМЦК составила: 13 048 561,67 рублей
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 0264 от 25.11.2022 (далее - Контракт) на сумму 12 852 833,24 рублей.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.01.2023, Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 18.07.2022 в 09:20 в формате видеоконференцсвязи.
Однако, Комиссия отмечает, что в направленных документах Заказчика намерено не изложены существенные обстоятельства дела, имеющие значения для принятия решения, более того, часть документов вообще не представлена Заказчиком в адрес Управления.
Так, Уведомлением N ИМ/891/23 от 09.02.2023 Управление запрашивало у Заказчика, в том числе:
1. Письменные пояснения доводов: пояснения, подтверждающие факты недобросовестности в действиях лица, в отношении которого подается заявление на включение в РНП со стороны Заказчика со всем документальными подтверждениями;
2. Документацию закупки со всеми приложениями (в том числе все внесённые в неё изменения);
3. Копию заключенного контракта со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;
4. Документы об оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, составленные в ходе исполнения контракта, акты приёмки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, составленные в ходе исполнения контракта (при наличии);
5. Заключения проводимых экспертиз, всю почтовую и электронную переписку между сторонами (с подтверждением отправки/получения);
6. Документы, подтверждающие надлежащее исполнение Заказчиком порядка, предусмотренного частями 12, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе".
Вместе с тем, пояснения Заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (на 3-х страницах) с приложением лишь малой части писем, при этом Заказчиком не представлялось других дополнительных документов, не содержится какой-либо последовательной хронологии событий, также не содержится данных о том, реагировал ли Участник на претензии (если они вообще выставлялись), в какой форме с ним осуществлялось взаимодействие, нет доводов, пояснений и документов запрошенных Управлением, не представлено всех писем от Участника.
При том, что материалами дела подтверждается существенное наличие документов, которые представлены Участником (в том числе связанные с тем, что работы по Контракту были вовсе приостановлены).
Подобное отношение Заказчика к предоставлению документов в адрес Ленинградского УФАС является стандартным и доказывает лишь нежелание Заказчика в вынесении правомерного решения со стороны Комиссии с учетом всех обстоятельств дела (в дальнейшем при обжаловании решения Заказчик приобщает суду полный комплект и строит свою позицию на том, что часть фактов не исследовано).
Таким образом, Комиссия выявляет, что запрошенные документы не представлены в полном объеме, то есть Заказчик представил тот пакет документов, которым располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу, чем и будет руководствоваться Комиссия, предоставить иные доводы Заказчик не счел необходимым.
Таким образом всю правовую позицию Заказчик изложил в письменных пояснениях (исх. N 80-юо/2023 от 13.02.2023), большая часть обстоятельств при этом не описана, документы не представлены.
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленную часть Заказчиком и полный комплект Участником документов и пояснений, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 9.2. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращения Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 27.01.2023 на основании того, что Участник не исполнил обязательства по 1 этапу, в отчетных документах Общества имеются ошибки и замечания.
Ввиду выявленных, по мнению Заказчика, фактов неисполнения обязательств по Контракту, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, ознакомившись с документацией, Комиссия выявила, что п. 1.2. Контракта установлено, что Исполнитель обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по комплексному специальному обследованию автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Волосовском, Кингисеппском, Лужском и Сланцевском, районах Ленинградской области, разработку паспортов автомобильных дорог и проектов организации дорожного движения (далее - Работы), в сроки, предусмотренные Контрактом, а Заказчик обязуется принять надлежащим образом выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 1.3. Контракта Работы выполняются в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), Расчетом стоимости (Приложение N 2 к Контракту), условиями Контракта и требованиями законодательства Российской Федерации, установленными для данного вида Работ.
Согласно п. 1.4. Контракта результатом Работ является: выполнение надлежащим образом работ по комплексному специальному обследованию автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Волосовском, Кингисеппском, Лужском и Сланцевском, районах Ленинградской области, разработку паспортов автомобильных дорог и проектов организации дорожного движения с высоким качеством, в полном объеме и в срок, в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) и требованиями, предъявляемыми к таким видам Работ, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, на основании п. 2.1. Контракта Исполнитель обязан оказать Услуги по Контракту в следующие сроки:
1 этап. Начало работ - с момента заключения контракта;
Окончание работ - 05.12.2022 г;
2 этап - с момента заключения контракта.
Окончание работ 01.07.2023 г.
В обязанности Участника по Контракту входит в том числе:
- 6.3.1. Обеспечить выполнение Работ в соответствии с требованиями, установленными в Описании объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) и в Контракте, а также с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, установленными для данного вида Работ.
- 6.3.2. Выполнить Работы в установленные Контрактом сроки. 6.3.3. В случае, если в период гарантийной срока обнаружатся недостатки (дефекты), то Исполнитель обязан их устранить безвозмездно в порядке и сроки, установленные Контрактом.
- 6.3.4. Выполнять иные обязательства, предусмотренные Контрактом, Описанием объекта закупки (Приложение N1 к Контракту) и действующим законодательством Российской Федерации.
- 6.3.5. При обнаружении не зависящих от Исполнителя обстоятельств, которые создают невозможность завершения Исполнителем работ в установленный срок, Исполнитель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней письменно предупредить Заказчика об указанных обстоятельствах. В случае, если Исполнитель своевременно не предупредил Заказчика о таких обстоятельствах в установленный срок, ответственность за не невыполнение, ненадлежащее выполнение работ возлагается на Исполнителя.
Согласно п. 9.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2023 включительно. В случае, если к моменту окончания срока действия Контракта, обязательства Сторон не исполнены, окончание срока действия Контракта не влечет прекращение исполнения Сторонами обязательств по Контракту. В этом случае Контракт признается действующим до момента надлежащего исполнения Сторонами обязательств по Контракту.
Нп основании п. 6. Описания объекта закупки этапы работ и сроки выполнения работ по Контракту:
Первый этап: Подготовительные работы и натурные обследования, камеральные работы (в
соответствии с п. 7.1-7.2 данного описания объекта закупки).
Начало работ - с момента заключения Государственного контракта;
Окончание работ - 05.12.2022 г.;
Второй этап: Камеральные работы - разработка технических паспортов и проектов
организации дорожного движения ((в соответствии с п. 7.3-7.4 данного описания объекта закупки)
Начало работ - с момента заключения Государственного контракта;
Окончание работ - 01.07.2023 г.
Перечень работ по комплексному специальному обследованию включает в себя:
- 7.1 Подготовительные работы 521,055 км - запрос исходных данных; - определение местоположения и трассировок каждой автомобильной дороги (участков дороги, сегментов дорожной сети) и согласование с Заказчиком точек начала и конца обследуемых дорог; - определение местоположения и трассировок транспортных развязок (фиксация точек начала и конца основных направлений, съездов); - согласование формы отчётных данных, в случае, если протяжённость направления дороги по титулу и в обратном направлении различаются, либо протяжённость транспортной развязки превышает протяжённость участка, на котором проводятся работы; - планирование полевых работ с учетом данных о проводимых и намечаемых ремонтных работах; - согласование графика обследования автомобильных дорог с Заказчиком;
- 7.2 Натурные обследования. 521,055 км - фиксация геометрических параметров автомобильных дорог; - производство видеобанка; - осмотр искусственных сооружений с фиксацией необходимых данных.
- 7.3 Камеральные работы. 521,055 км - формирование отчетной документации о натурных изысканиях.
- 7.4 км - разработка проектов организации дорожного движения; - разработка технических паспортов.
Комиссия УФАС Ленинградской области установила следующую хронологию событий взаимодействия сторон.
25.11.2022 стороны заключили Контракт.
Из материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), следует, что Участник приступил к исполнению свих обязательств сразу после подписания Контракта.
Так, во исполнение первого этапа работ по Контракту письмом от 25.11.2022 N723/11-2022 у Заказчика были запрошены исходные данные.
Письмом от 29.11.2022 г. N 725/11-2022 Обществом была запрошена у Заказчика информация о концентрации ДТП, обращения и предписаниях за последние 3 года на автомобильных дорогах согласно приложенному списку.
Как указывает Общество запрашиваемая информация на первом этапе исполнения контракта была необходима для выявления и фиксации тех объектов, которые невозможно либо сложно определить в результате визуального осмотра. К примеру, водопропускных труб, которые на дату заключения контракта находились под слоем снега.
Учитывая, непредставление информации Заказчиком, 1 этап контракта был выполнен путем проведения визуального осмотра и натурных измерений, так Общество выехало непосредственно на место проведения работ, провело полевые обследования, визуально выявило водопропускные сооружения путем досконального изучения местности и рельефа. Работы велись непрерывно в составе 4 бригад по два человека. Между тем, в местах водопропускных труб в большинстве случаев отсутствует организация дорожного движения, в частности, направляющие столбики и прочие опознавательные знаки, повсюду устойчивый снежный покров, который препятствует визуальному определению и обследованию водопропускных труб.
05.12.2022 письмом N728/12-2022 Общество предоставило результаты работ Заказчику в той части в которой это было возможно, Заказчику направлены материалы:
- данные видеосъемки автомобильных дорог вместе со специализированной программой просмотра видеосъемки в 1 экз. на электронном носителе;
- отчет о выполнении натурных изысканий в бумажном переплетенном виде (книги-альбома в цветном изображении).
13.12.2022 письмом N18-9794/2022-0-1 Заказчик сообщило о наличии замечаний, выраженных, в частности в отсутствии некоторых сведений в отчете о выполнении натурных изысканий, а также в том, что не все имеющиеся водопропускные трубы были обследованы.
14.12.2022 Общество письмом от N740/11-2022 сообщило о рассмотрении представленных замечаний, повторно запросив документы, указанные в письме от 25.11.2022 N723/11-2022, одновременно сообщив о приостановлении работ по Контракту N 0264 до получения недостающей исходной документации, а также, до наступления благоприятных погодных условий бесснежного периода.
27.12.2022 Заказчик направил письмо Участнику N 18-10186/20220-1, из которого усматривается, что Заказчик с приостановкой работ не согласен и не принимает выполненные работы (Участник указывает, что получил их от Заказчика лишь 26.01.2023, со стороны Заказчика доказательств получения Участником письма ранее этого срока не представлено).
10.01.2023 к исх. письму от 27.12.2022 г. N18-10186/2022-0-1 Заказчик направил письмо с дополнительными замечаниями N18-10186/2022-0-2.
16.01.2023 Общество направило письмо Заказчику N2/01-2023 с откорректированным отчет о выполнении натурных изысканий на автомобильных дорогах, при этом, документация откорректирована по ранее полученным полевым обследованиям, так как в связи с неблагоприятными погодными условиями (установившийся снежный покров) и непредставлением исходных данных работы были приостановлены, о чем сообщалось в Исх.N740/11-2022 от 14.12.2022.
При этом в письме, Общество сообщило Заказчику, что при наступлении благоприятных погодных условий фотоматериал будет собран повторно для включения данной информации в технические паспорта.
Кроме того, Общество просило выделить сотрудника для очного согласования и утверждения местоположения и количества водопропускных труб по каждой автомобильной дороге, которые войдут в технический паспорт, ввиду того, что при выполнении работ было выявлено множество объектов в ненадлежащем состоянии.
19.01.2023 письмом N07/01-2023 Общество в очередной раз запросило у Заказчика исходные данные.
27.01.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
31.01.2023 Заказчик направил Участнику письмо N18-286/2023-0-1, которым сообщил о невозможности принятия работ, потому как Контрактом не предусмотрено направление работ в виде ссылки на электронный файлообменник.
03.02.2023 Заказчиком (без привлечения Участника) были составлены комиссионные осмотры с указанием замечаний в документах Участника.
06.02.2023 письмом N 15/01-2023 Общество сообщило Заказчику, что ранее, ответы на замечания, направлены письмом N2/01-2023 от 16.01.2023 в форме ссылки на электронный файлообменник (облачное пространство) по адресу: https://cloud.mail.ru/public/tZ6i/. Учитывая значительный объем представленной информации, а также короткие сроки для корректировки и подготовки ответа (замечания, оформленные письмом Заказчиком от 10.01.2023 N18-10186/2022-0-2, поступили на электронную почту 10.01.2023 (вторник) 13:54, при этом ответ требовался к 15.01.2023 (воскресение), то есть Обществу было дано 3 рабочих дня).
В целях сокращения сроков на пересылку информация была направлена в форме ссылки на электронный файлообменник. При этом, часть информации (данные видеосъёмки автомобильных дорог, а также специализированная программа просмотра видеосъёмки и основной отчет) была передана ранее и принята ГКУ "Ленавтодор".
В связи с чем, Общество просило в письме отозвать Заказчика уведомление об отказе от исполнения Контракта, направленное письмом N 17-247/2023 от 27.01.2023 и предоставить ранее запрошенные сведения в целях устранения замечаний и окончательного завершению работ.
Заказчик не отозвал решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 27.01.2021.
Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, Участник был надлежащим образом уведомлен, поскольку просил Заказчика отменить его.
Представители Заказчика настаивали на включении сведений в РНП об Участнике, считая, что односторонний отказ принят им правомерно, так как работы по 1 этапу выполнены некачественно, по мнению Заказчика, Участник намеренно не исполнял свои обязательства.
Представитель Участника пояснил, что Участник планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства:
- Участник выполнял работы по первому этапу и стремился закончить и передать результат Заказчику, намерений уклониться от обязательств у него не имелось, при этом общий срок обязательств по Контракту не истек (01.07.2023), он готов был завершить работы при передаче запрошенных данных или в случае наступления благоприятных погодных условий, а в связи с тем, что Заказчик не представил их, работы пришлось приостановить, по первому этапу представлены обязательства в той части, где это было возможно;
- Участник просит обратить внимание, что качество и аккуратность работ - первоочередная задача, он планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, что не свидетельствует о его намерении Участника целенаправленно сорвать Заказчику закупку.
На основании чего, просит сведения о нем в РНП не включать.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссией установлено, а также материалами дела подтверждается, что между Заказчиком и Участником существует гражданско-правовой спор.
Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала данный гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП, таким образом, настоящее решение не предрешает исход гражданско-правового спора.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
2) Верховный Суд РФ в Определении по делу N А32-47028/2018 от 12.03.2020 перечислил обязанности антимонопольного органа, которые сводятся к проверке, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли существенным такое нарушение. Сам по себе отказ заказчика от исполнения контракта не имеет как такового значения для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений от заказчиков к контролирующему органу.
Комиссия принимает во внимание факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которые могли оказать влияние на возможность исполнения обязательств, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
Комиссия Ленинградского УФАС, согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
При этом, в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
Комиссия находит данные подтверждения и доказательства в том, что Участник приступил к выполнению работ по первому этапу, с Заказчиком активно велась переписка и запрашивались данные, необходимые для надлежащего исполнения Контракта.
Согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с Гражданским кодексом и Контрактом об указанных обстоятельствах Участник письменно информировал Заказчика и приостановил исполнение обязательств (14.12.2022, о чем на письме Участника имеется отметка Заказчика).
Согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Таким образом, Комиссия руководствуется тем, что в ходе исполнения Контракта могли возникнуть обстоятельства, разрешение которого возможно лишь при надлежащем содействии Заказчика.
Участник также просил Заказчика в случае невозможности представить данные, выделить сотрудника для совместного обследования (письмо от 16.01.2023), вместе с тем, Заказчик проигнорировал данное требование, сделав комиссионные осмотры самостоятельно (03.02.2023), без привлечения к ним Общества.
Последовательность действий, намерение и желание Исполнителя выполнить обязательства, исправить документы и внести в них изменения, взаимодействовать с Заказчиком являются для Комиссии доказательством его стремления исполнить возложенные на себя обязательства, что не может трактоваться как недобросовестное поведение.
Таким образом, Комиссия подчеркивает Заказчику, что не делает выводы о том, что первый этап полностью выполнен Обществом, Комиссия лишь принимает аргумент Исполнителя, что первый этап выполнялся и представлен в той части и с учетом тех документов, которые имелись у Участника, а без содействия Заказчика, исполнить ни один Контракт не представляется возможным, даже в случае ненадлежащего исполнения Обществом условий Контракта законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что является в данном случае достаточной мерой по сравнению с включением сведений в РНП.
Анализ дела в своей совокупности не позволяет Комиссии усмотреть прямого умысла в действиях Участника сорвать обязательства перед Заказчиком.
3) Комиссия считает, что существенным моментом при принятии решения служит тот факт, что конечный срок исполнения обязательств по Контракту не истек (поскольку установлен Контрактом до 01.07.2023), при этом заседание Комиссии состоялось 14.02.2023.
Комиссия считает, что само по себе окончание срока исполнения 1 этапа, не может свидетельствовать о безусловной необходимости включения сведений об Обществе в РНП, поскольку Участник имел возможность к указанному общему сроку мобилизовать имеющиеся мощности и завершить все работы, завершив первый этап на последующем.
Анализ судебной практики подтверждает, что нарушение исполнителем промежуточных сроков выполнения работ, предусмотренных календарным графиком производства работ, может является основанием для принятия одностороннего отказа, но не является безусловным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (Определение Верховного суда N 306-ЭС20-20447 от 24.12.2020 г.).
Комиссия дополнительно обращает внимание, что пояснения Заказчика (на 3 страницах) в адрес Управления, которые не содержат хронологии событий с момента заключения Контракта (первый упомянутый документ после заключения Контракта значится 16.01.2023), а также не представлено документов, запрошенных Управлением, таким образом Уведомление антимонопольного органа проигнорировано Заказчиком.
Кроме того, в ходе выполнения работ Участником были обнаружены сложности, не позволяющие исполнить обязательства в полном объеме, что привело к приостановке работ, при этом Заказчик попытался "умолчать" данный факт от Ленинградского УФАС, указывая лишь на неисполнение 1 этапа и не поясняя какие-либо обстоятельства, которые привели к данному факту, также не раскрыты причины невозможности пригласить Участника на комиссионное обследования, для возможности учета неучтенных труб, если Заказчик знал их точное количество и т.д.
4) Комиссия также основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последним каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Общество обязательств в рамках заключенного Контракта.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела в полной совокупности и взаимосвязи не находит безусловных действий Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "Интеллектуальные системы управления" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 февраля 2023 г. N 047/10/104-248/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2023