Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ПОЛИМЕР-РУС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Раменская областная больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведенияЭТП ТЭК-Торг (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений ГБУЗ МО "Раменская областная больница" в 2023 г. (извещение N 0348500004023000011 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, в части установления извещения о проведении Аукциона в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 27.01.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 21 938 460,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 06.02.2023.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот услуги, функционально и технологически не связанные между собой.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно Извещению о проведении Аукциона объектом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений ГБУЗ МО "Раменская областная больница". в 2023 г.".
Заказчиком в Техническом задании извещения о проведении Аукциона установлено в том числе следующее:
"Услуги включают в себя:
- услуги по уборке помещений;
- услуги по техническому обслуживанию системы отопления и водоснабжения;
- услуги по техническому обслуживанию системы кондиционирования и вентиляции;
- услуги по техническому обслуживанию системы освещения и электроснабжения.
8.1. Уборка помещений:
Уборка помещений производится в целях поддержания санитарно-гигиенического состояния Объекта.
Оказание услуг по подразделениям проводится в рабочем графике работы Объекта. Уборка мест общего пользования, кабинетов, лестниц, туалетов фиксируется в табелях ежедневной уборки с отметкой Исполнителя о выполнении уборки и отметкой Заказчика о приёмке оказанных услуг.
Услуги оказываются в режиме 6 (шести) дневной рабочей недели в амбулаторно - поликлинической службе и по 7(семи) дневной рабочей неделе в стационарных отделениях.
Исполнитель до начала оказания услуг должен будет разработать рабочий график с учетом необходимости уборки:
с 8 час. 00 мин до 20 час. 00 мин ежедневно по рабочим дням
и с 8 час. 00 мин до 16 час. 00 мин. еженедельно по субботам в амбулаторно - поликлинической службе
и с 8.00 до 20.00 часов - ежедневно в стационарах, и представить на согласование Заказчику.
Влажная уборка помещений осуществляется в соответствии с Графиком оказания услуг (Приложение N4 к Техническому заданию) и Порядком и периодичностью уборки, мойки и чистки элементов помещений и имущества Заказчика (Приложение N5 к Техническому заданию).
Удаление грязи с различных поверхностей следует осуществлять с применением соответствующего способа уборки. Не допускается оставлять грязь на ступеньках, в углах и других труднодоступных местах.
Исполнитель осуществляет уборку отходов класса "А".
В период межсезонья (дождь, слякоть, грязь, мокрый снег) входные группы, холлы, коридоры Объекта должны убираться по мере необходимости, но не менее 10 раз в день".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части объединения вышеназванных работ и услуг в один лот приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, поскольку указанные работы, услуги образуют разные товарные рынки и не имеют функциональную и технологическую связь между собой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, представитель Заказчика на заседание Комиссии не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
Аналогичная позиция отражена в решении Федеральной антимонопольной службы по делу от 04 июля 2022 г. N 28/06/105- 2185/2022.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения Аукционов или Конкурсов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе 6 Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции, в том числе позиция 14, 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Согласно позиции 14 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки при оказании услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений предъявляется требование о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно позиции 36 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки при оказании услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий предъявляется требование о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений ГБУЗ МО "Раменская областная больница". в 2023 г.
На заседании Комиссии установлено, что заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено в том числе следующее:
"4 . 1 Требования в соответствии c пунктом 4 ПП РФ от 29.12.2021 N2571
Наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта. Информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов: а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"); б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр); в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.Информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, являются: а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети ""Интернет""); б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр); в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом ""О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг".
Заказчиком в Техническом задании извещения о проведении Аукциона установлены следующие виды оказываемых услуг:
"- услуги по уборке помещений;
- услуги по техническому обслуживанию системы отопления и водоснабжения;
- услуги по техническому обслуживанию системы кондиционирования и вентиляции;
- услуги по техническому обслуживанию системы освещения и электроснабжения".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, а также в требованиях к содержанию и составу заявки не установлены дополнительные требованиям в соответствии с позициями 14, 36 Приложения к Постановлению N 2571.
Таким образом, изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позициями 14, 36 Приложения к Постановлению N 2571 противоречат нормам Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Аналогичная позиция отражена в решении Федеральной антимонопольной службы по делу от 04 июля 2022 г. N 28/06/105- 2185/2022.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПОЛИМЕР-РУС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 09.02.2022 N 050/06/105-3765/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 9 февраля 2023 г. N 050/06/105-3765/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2023