Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление),
в результате осуществления внеплановой проверки по обращению
Чишко Сергея Николаевича (далее - Заявитель) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок в действиях (бездействии) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - Заказчик) при проведении закупки на поставку стерилизатора парового (извещение N 0348200077122000027 (далее - Аукцион)), в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 12.10.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 206 062,75 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 20.10.2022;
4) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки, которые признаны соответствующими положениям извещения о проведении Аукциона;
5) по результатам Аукциона заключен контракт от 31.10.2022
N 2772003174222000068.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлены сведения о сроках исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее:
"Срок исполнения контракта - 30 календарных дней с даты начала исполнения контракта".
При этом в приложении N 2 к проекту контракта извещения о проведения Аукциона установлено, в том числе следующее:
"Срок начала поставки товара Поставщиком: 0 дн. от даты заключения контракта;
Срок окончания поставки товара Поставщиком: 5 раб. дн. от даты заключения контракта".
На заседании Комиссии Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым: "на общедоступном портале ЕИС в разделе "Информация о сроках исполнения контракта и источник финансирования" Заказчиком был указан срок исполнения контракта 30 календарных дней. Также в ЕИС по рассматриваемой закупке в прикрепленном файле "Приложение N 1. Описание объекта закупки", которое является техническим заданием (Приложением 5 к контракту на поставку), в разделе 2.4. указан срок и порядок поставки - 5 рабочих дней с даты заключения контракта. Аналогичный срок поставки указан и в прикрепленных в ЕИС по указанной закупке файлах "Приложение к проекту контракта" (Приложения
N 1,2,3,4 к контракту). Данные приложения, размещенные в открытом доступе в ЕИС (с возможностью ознакомления неограниченного круга лиц), содержат, в том числе, информацию и о сроке приемки товара Заказчиком и проведения экспертизы, соответствующий 10 рабочим дням; сроке на оплату поставленного товара - 5 рабочих дней от даты подписания документа о приемке.
Таким образом, общий срок исполнения контракта (т.е. взаимных обязательств Заказчика и Исполнителя по поставке товара, его приемке, проведения экспертизы, оплаты) соответствует указанным Заказчиком 30 календарным дням".
При этом, представитель Заявителя не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона неправомерно установлены характеристики товара, не предусмотренные положениями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление N 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, объектом закупки является поставка туалетной бумаги, код позиции КТРУ 32.50.12.000-00000003 "Стерилизатор паровой для жидкостей".
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, позиция КТРУ 32.50.12.000-00000003 обязательна к применению с 18.03.2021, согласно которой обязательные характеристики товара отсутствуют.
Таким образом, Заказчик осуществил описание объекта закупки в соответствии с пунктом 7 Правил и статьей 33 Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены требования к техническим характеристикам товаров, ограничивающие количество участников закупки.
В приложении N 5 к извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки" установлены технические характеристики поставляемого товара "Стерилизатор паровой".
На заседании Комиссии Заказчиком представлены материалы, согласно которым под совокупность технических характеристик товара, установленным в извещении о проведении Аукциона подходят товары двух производителей.
При этом, представитель Заявителя не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом составлена инструкция по заполнению заявок.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки извещения о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее: "Поставщику закупки необходимо указывать конкретные значения показателей характеристики каждого вида (типа) поставляемого товара, товара, применяемого при выполнении работ, оказании услуг указанного в "Требованиях Заказчика к качественным характеристикам и иным характеристикам товаров и предложения участника закупки в отношении объекта закупки".
В форме могут быть использованы, в том числе следующие знаки и обозначения: слова "не более" - означает что, поставщику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, менее указанного значения или равное ему.
На заседании Комиссии Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым: "Приложение 3 к извещению о проведении электронного аукциона, размещенному в ЕИС по рассматриваемой закупке, в разделе "Инструкция по заполнению формы "Требования Заказчика к качественным характеристикам и иным характеристикам товаров и предложения участника закупки в отношении объекта закупки" указывает: слова "не более" - означает что, поставщику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, менее указанного значения или равное ему. Следовательно, слова "не более" применяется к каждому показателю и относится к каждому из трех параметров размера".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу что указанное положение инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В Приложении N 1 к Техническому заданию установлены технические характеристики для товара "Стерилизатор паровой", в том числе следующая: "Регистрационное удостоверение - наличие".
При этом, Комиссия отмечает, что указанное требование не является качественной, функциональной, технической характеристикой товара, в связи с чем, установленное Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию требование к товару являются неправомерным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действия Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как по результатам Аукциона заключен контракт.
3. Передать материалы дела от 10.02.2023 N 050/06/99-1760/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 10 февраля 2023 г. N 050/06/99-1760/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2023