Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление),
в результате осуществления внеплановой проверки по обращению
Каннайкова Максима (далее - Заявитель) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок в действиях (бездействии) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - Заказчик) при проведении закупок на поставку стерилизатора парового, поставку автоматического прибора для заключения срезов, поставку оборудования для гистологических исследований, поставку автоматического анализатора для иммуноферментного анализа, поставку лабораторного оборудования (извещения NN 0348200077122000027, 0348200077122000013, 0348200077122000014, 0348200077122000017, 0348200077122000011 (далее - Аукционы)), в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением N 0348200077122000027 об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 12.10.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 206 062,75 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 20.10.2022;
4) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки, которые признаны соответствующими положениям извещения о проведении Аукциона;
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлены сведения о сроках исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее:
"Срок исполнения контракта - 30 календарных дней с даты начала исполнения контракта".
При этом в приложении N 2 к проекту контракта извещения о проведения Аукциона установлено, в том числе следующее:
"Срок начала поставки товара Поставщиком: 0 дн. от даты заключения контракта;
Срок окончания поставки товара Поставщиком: 5 раб. дн. от даты заключения контракта".
На заседании Комиссии Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым: "на общедоступном портале ЕИС в разделе "Информация о сроках исполнения контракта и источник финансирования" Заказчиком был указан срок исполнения контракта 30 календарных дней. Также в ЕИС по рассматриваемой закупке в прикрепленном файле "Приложение N 1. Описание объекта закупки", которое является техническим заданием (Приложением 5 к контракту на поставку), в разделе 2.4. указан срок и порядок поставки - 5 рабочих дней с даты заключения контракта. Аналогичный срок поставки указан и в прикрепленных в ЕИС по указанной закупке файлах "Приложение к проекту контракта" (Приложения
N 1,2,3,4 к контракту). Данные приложения, размещенные в открытом доступе в ЕИС (с возможностью ознакомления неограниченного круга лиц), содержат, в том числе, информацию и о сроке приемки товара Заказчиком и проведения экспертизы, соответствующий 10 рабочим дням; сроке на оплату поставленного товара - 5 рабочих дней от даты подписания документа о приемке.
Таким образом, общий срок исполнения контракта (т.е. взаимных обязательств Заказчика и Исполнителя по поставке товара, его приемке, проведения экспертизы, оплаты) соответствует указанным Заказчиком 30 календарным дням".
При этом, представитель Заявителя не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
Аналогичным образом Комиссией сделаны выводы по закупкам 0348200077122000013, 0348200077122000014, 0348200077122000017, 0348200077122000011.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона неправомерно установлены характеристики товара, не предусмотренные положениями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление N 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, объектом закупки является поставка туалетной бумаги, код позиции КТРУ 32.50.12.000-00000003 "Стерилизатор паровой для жидкостей".
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, позиция КТРУ 32.50.12.000-00000003 обязательна к применению с 18.03.2021, согласно которой обязательные характеристики товара отсутствуют.
Таким образом, Заказчик осуществил описание объекта закупки в соответствии с пунктом 7 Правил и статьей 33 Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
Аналогичным образом Комиссией сделаны выводы по закупкам 0348200077122000013, 0348200077122000014, 0348200077122000017, 0348200077122000011.
3. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены требования к техническим характеристикам товаров, ограничивающие количество участников закупки.
В приложении N 5 к извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки" установлены технические характеристики поставляемого товара "Стерилизатор паровой".
На заседании Комиссии Заказчиком представлены материалы, согласно которым под совокупность технических характеристик товара, установленным в извещении о проведении Аукциона подходят товары двух производителей.
При этом, представитель Заявителя не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
Аналогичным образом Комиссией сделаны выводы по закупкам 0348200077122000013, 0348200077122000014, 0348200077122000017, 0348200077122000011.
4. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом составлена инструкция по заполнению заявок.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки извещения о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее: "Поставщику закупки необходимо указывать конкретные значения показателей характеристики каждого вида (типа) поставляемого товара, товара, применяемого при выполнении работ, оказании услуг указанного в "Требованиях Заказчика к качественным характеристикам и иным характеристикам товаров и предложения участника закупки в отношении объекта закупки".
В форме могут быть использованы, в том числе следующие знаки и обозначения: слова "не более" - означает что, поставщику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, менее указанного значения или равное ему.
На заседании Комиссии Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым: "Приложение 3 к извещению о проведении электронного аукциона, размещенному в ЕИС по рассматриваемой закупке, в разделе "Инструкция по заполнению формы "Требования Заказчика к качественным характеристикам и иным характеристикам товаров и предложения участника закупки в отношении объекта закупки" указывает: слова "не более" - означает что, поставщику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, менее указанного значения или равное ему. Следовательно, слова "не более" применяется к каждому показателю и относится к каждому из трех параметров размера".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу что указанное положение инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
Аналогичным образом Комиссией сделаны выводы по закупкам 0348200077122000013, 0348200077122000014, 0348200077122000017, 0348200077122000011.
5. В Приложении N 1 к Техническому заданию установлены технические характеристики для товара "Стерилизатор паровой", в том числе следующая: "Регистрационное удостоверение - наличие".
При этом, Комиссия отмечает, что указанное требование не является качественной, функциональной, технической характеристикой товара, в связи с чем, установленное Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию требование к товару являются неправомерным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичным образом Заказчиком допущены нарушения по закупкам 0348200077122000013, 0348200077122000014, 0348200077122000017, 0348200077122000011.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действия Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как по результатам Аукционов заключены контракты.
3. Передать материалы дела от 10.02.2023 N 050/06/99-959/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 10 февраля 2023 г. N 050/06/99-959/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2023