Резолютивная часть решения объявлена 08.02.2023 г.
Решение в полном объеме изготовлено 13.02.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тувинский государственный университет" (далее - государственный заказчик, ФГБОУ ВО "ТувГУ"):
- "_" действующая на основании доверенности от 02.03.2022 года N 4;
- "_" действующая на основании доверенности от 08.02.2023 года N 6;
от индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_" исполнитель),
- ИП "_" - представитель ИП "_" - "_" действующая на основании доверенности от 06.01.2023 года,
рассмотрев обращение (вх. N 379 от 02.02.2023 года) ФГБОУ ВО "ТувГУ" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП Куулар Д.В. (667003, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Островского, д. 10 кв. 2, ИНН: 170106371010, ОГРНИП: 320170000000752, дата присвоения ОГРНИП 15.12.2020 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 19 от 17.08.2022 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100006322000013 "Оказание услуг по уборке помещений", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 03.02.2023 года N 30 и в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312100006322000013.
В ходе заседании Комиссии Тывинского УФАС России представители заказчика поддержали доводы, изложенные в обращении в полном объеме.
Согласно письменным (вх. N 433 от 07.02.2023 года) и устным пояснениям ИП "_" и представителя по доверенности "_" следует, что обязательства по государственному контракту исполнены более чем на 50% от общего объема оказания услуг по уборке помещений, не согласившись с принятым решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 19 от 17.08.2022 года ИП "_" подано исковое заявление в Арбитражный суд Республики Тыва о признании недействительным решения от 19.01.2023 года, которое принято к производству суда (дело N А69-303/23), так же на указанное решение направлялось возражение с гарантией дальнейшего исполнения обязательств по государственному контракту, на замечания заказчика незамедлительно приняты меры по устранению выявленных нарушений, до вступления решения в силу услуги по уборке помещений оказывались в полном объеме.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-07/2023, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Заказчиком - ФГБОУ ВО "ТувГУ" в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 27.07.2022 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312100006322000013 "Оказание услуг по уборке помещений", начальная (максимальная) цена контракта: 9 705 291,67 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений электронного аукциона N 0312100006322000013 от 04.08.2022 года до окончания срока подачи ценовых предложениях поступило 6 заявок со следующими ценовыми предложениями:
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Вид аукциона |
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Вид аукциона |
112375372 |
4 755 592,75 руб. |
понижение |
112354650 |
4 804 119,21 руб. |
понижение |
112368525 |
5 240 857,35 руб. |
понижение |
112378992 |
5 968 754,25 руб. |
понижение |
112368874 |
9 511 185, 82 руб. |
понижение |
112379922 |
9 705 291,67 руб. |
понижение |
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0312100006322000013 от 05.08.2022 года заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе и извещению электронного аукциона N 0312100006322000013, победителем признан участник закупки N 112375372 (ИП "_").
17.08.2022 года между ФГБОУ ВО "ТувГУ" и ИП "_" заключен государственный контракт N 19 "Оказание услуг по уборке помещений".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 9.5 государственного контракта N 19 от 17.08.2022 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9-23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у исполнителя в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 19 от 17.08.2022 года принято 19.01.2023 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС 19.01.2023 года, о чем ИП "_" извещена 19.01.2023 года.
Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, является 31.01.2023 года, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока со дня размещения в ЕИС решения заказчика от 19.01.2023 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 19 от 17.08.2022 года в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
При этом, необходимо различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Кроме того, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 19 от 17.08.2022 года является не выполнение (не надлежащее выполнение) исполнителем своих обязательств по данному контракту.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1.1 государственного контракта N 19 от 17.08.2022 года исполнитель обязуется оказать услуги по уборке помещений (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Пунктом 1.5 государственного контракта N 19 от 17.08.2022 года предусмотрено, что: "Услуги оказываются Исполнителем с 01 сентября 2022 года по 31 августа 2023 года в четком соответствии с условиями настоящего контракта и требованиями законодательства Российской Федерации".
Как следует из представленных в материалы дела документов, ненадлежащее оказание услуг подтверждается: актом о невыполнении услуг по уборки помещений клининговой компанией от 12.09.2022 года, претензией в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта от 22.09.2022 года исх. N 2167, от 04.10.2022 года исх. N 2042, требованием (претензией) об уплате неустойки (штрафа) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом от 22.09.2022 года исх. N 2165, актами о невыполнении услуг по уборки помещений клининговой компанией от 07.10.2022 года, от 11.10.2022 года, требованием (претензией) об уплате неустойки (штрафа) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом от 13.10.2022 года исх. N 2376, от 17.10.2022 года исх. N 2354, актом о ненадлежащем исполнении обязательств, предусмотренных контрактом с фототаблицей и объяснительными от 25.10.2022 года, от 26.10.2022 года, актами о невыполнении услуг по уборки помещений клининговой компанией от 07, 08 и 09 ноября 2022 года, требованием (претензией) об уплате неустойки (штрафа) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом от 15.11.2022 года исх. N 2811, актами о невыполнении услуг по уборки помещений клининговой компанией от 31.12.2022 года, 02, 05, 09, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 24, 25, 26 и 27 января 2023 года, требованием (претензиями) об уплате неустойки (штрафа) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом от 13, 20, и 27 января 2023 года, скриншот переписки в личном кабинете ЕИС.
При этом, как следует из представленных в материалы дела документов (вх. N 433 от 07.02.2023 года), со стороны ИП "_" предпринимались меры по надлежащему исполнению условий контракта в период всего срока исполнения контракта, также в установленный десятидневный срок после принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 19 от 17.08.2022 года ИП "_" направлена в адрес ФГБОУ ВО "ТувГУ" возражение 26.01.2023 года и продолжила оказывать услуги вплоть до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Факт продолжения исполнения условий контракта до вступления в силу решения от 19.01.2023 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 19 от 17.08.2022 года подтвержден в ходе заседания комиссии представителями заказчика.
Кроме того, ИП "_" представила в материалы дела копию определения Арбитражного суда Республики Тыва от 31.01.2023 года по делу N А69-303/23 о принятии искового заявления о признании недействительным решения заказчика от 19.01.2023 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 19 от 17.08.2022 года.
С учетом изложенного, с момента заключения контракта и до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от его исполнения, ИП "_" не теряла интереса к его исполнению, принимала меры по его исполнению.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела документов, действий сторон контракта, в том числе по принятию со стороны ИП "_" мер для надлежащего исполнения условий контракта, судебному обжалованию действий заказчика, специфики предмета контракта фактически не позволяющего устранить выявленные нарушения его условий за предыдущий период, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что несвоевременное исполнения обязательств по контракту в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков, также материалами дела не подтверждается факт совершения подрядчиком недобросовестных действий по умышленному уклонению от исполнения обязательств по контракту как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что ИП "_" осуществляла свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Тувинский государственный университет" в отношении индивидуального предпринимателя "_" (667003, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Островского, д. 10 кв. 2, ИНН: 170106371010, ОГРНИП: 320170000000752, дата присвоения ОГРНИП 15.12.2020 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 19 от 17.08.2022 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100006322000013 "Оказание услуг по уборке помещений", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 13 февраля 2023 г. N 017/06/104-07/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2023