Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Хасуев И.В-В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев заявление Индивидуального предпринимателя Юсуповой Макки Хамзатовны на действия Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.С. Тарамова" на 220 мест при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания (номер извещения 0194200000523000106),
в отсутствие представителей Заявителя и Заказчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России поступило заявление Индивидуального предпринимателя Юсуповой Макки Хамзатовны (ИНН 200506913709) на неправомерные, по мнению заявителя, действия Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.С. Тарамова" на 220 мест при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания, на начальную (максимальную) цену контракта 2 187 480,00 рублей (номер извещения 0194200000523000106), выразившиеся в нарушении требований статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в части нарушения правил описания объекта закупки и установления несоответствующих условий документации требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что могло привести, привело к необоснованному ограничению участников закупки, а именно в применении СанПиН 2.4.1.3049-13, дата окончания срока действия которого истекла 01.01.2021.
В результате рассмотрения заявления, представленных материалов, письменных пояснений Заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки (Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний, представлений N 2023001А8500000003) Комиссия установила следующее.
Заявитель полагает, что документация указанного электронного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона "О контрактной системе".
Из заявления следует, что "Аукционная документация по данной закупке размещена с нарушением требований действующего законодательства о закупках, а именно, в техническом задании, являющемся приложением N 2 к контракту (проекту контракта), заказчик установил следующее требование: "Продукция рекомендована для использования в питании детей в дошкольных образовательных организациях согласно приложению N 11 к СанПин 2.4.1.3049-13.". Срок действия указанного документа (СанПин 2.4.1.3049-13) истек 01.01.2021 года. Таким образом, заказчик установил требование о соответствии поставляемого товара документу, не имеющему юридической силы.".
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Комиссией установлено, что постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 утвержден СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
При этом, постановление от 15 мая 2013 г. N 26 утратило силу с 1 января 2021 года на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 и отменено с 1 января 2021 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1631.
Таким образом, Заказчиком установлено описание объекта закупки в соответствии с положениями СанПиН, утратившего силу.
В таких условиях высок риск поставки некачественной или откровенно фальсифицированной продукции, что недопустимо при организации питания детей.
В силу пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Изучив представленную информацию, Комиссия отмечает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать заявление Индивидуального предпринимателя Юсуповой Макки Хамзатовны - обоснованным.
2. Признать в действиях Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.С. Тарамова" на 220 мест при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания, на начальную (максимальную) цену контракта 2 187 480,00 рублей (номер извещения 0194200000523000106) нарушение статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Государственному бюджетному учреждению "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.С. Тарамова" на 220 мест обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
И.В-В. Хасуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 22 февраля 2023 г. N 020/06/33-04/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2023