На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при заключении Заказчиком государственного контракта на выполнение работ по развитию подсистем "Федеральный реестр электронных медицинских документов", "Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения", подсистемы ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, подсистемы автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности, интеграционных подсистем единой государственной информационной системы в сфере здравоохранении в 2021-2022 годах (номер реестровой записи контракта в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 1770777824621000134) (далее - Контракт),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части действий Заказчика при заключении Контракта в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения внеплановой проверки 14.02.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 17.02.2023.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации. В таких правовых актах указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком с ООО "Цифровые медицинские сервисы" на основании пункта 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 N 2957-р заключен Контракт от 12.11.2021 N К-18-Т/68-3 по цене 942 204 900,95 руб.
В соответствии с Контрактом предметом закупки является выполнение работ по развитию подсистем "Федеральный реестр электронных медицинских документов", "Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения", подсистемы ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, подсистемы автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности, интеграционных подсистем единой государственной информационной системы в сфере здравоохранении в 2021-2022 годах.
При этом пунктом 13.1 Контракта предусмотрено, что действие Контракта распространяется на отношения сторон, возникшие с 21.10.2021.
Вместе с тем Контракт заключен 12.11.2021.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что выполнение обязательств по Контракту осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что фактическое исполнение Контракта началось 21.10.2021.
Вместе с тем, исходя из комплексного толкования положений Закона о контрактной системе, применение положений пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом о контрактной системе, в связи с тем, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) начинаются исключительно с момента заключения контракта.
Кроме того, распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 N 2957-р не содержит указание на необходимость заключения контракта позднее срока начала выполнения работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего положение о распространении действия Контракта на отношения сторон, возникшие до заключения Контракта, нарушают часть 1 статьи 34
Закона о контрактные системы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 34
Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 февраля 2023 г. N П-37/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2023