Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 февраля 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов Комиссии:
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Акционерного общества "Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования" - (на основании доверенности),
представителя Государственного казенного учреждения "Центр по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" - (по доверенности),
представителя ООО "ТОРТЕХМАШ" - (по доверенности),
представители Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены;
рассмотрев жалобу Акционерного общества "Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования" на действия Государственного казенного учреждения "Центр по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" при проведении электронного аукциона на поставку пожарных автомобилей (номер извещения N 0853500000323000154),
УСТАНОВИЛА:
10.02.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба Акционерного общества "Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения "Центр по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку пожарных автомобилей (номер извещения N 0853500000323000154) (далее - Закупка, Аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы следует, что в техническом задании документации об электронном аукционе указано следующее требование к двигателю: "Дизельный, номинальной мощностью не менее 228 л.с. Евро 2". Ниже в техническом задании указано, что "Выхлопная система - оборудована искрогасителем и системой нейтрализации отработанных газов...". Таким образом, в описании объекта закупки выявлено несоответствие требований, так как на дизельных двигателях экологического класса Евро 2 система нейтрализации отсутствует. Директор ООО "Авиланд-Поволжье" поддержал доводы, указанные в жалобе.
Представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной. Более подробно позиция Заказчика изложена в письменных пояснениях.
Представитель ООО "ТОРТЕХМАШ" просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
30.01.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение об электронном аукционе на поставку пожарных автомобилей (номер извещения N 0853500000323000154).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 916 000,00 рублей.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются также аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к наличию у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Техническим заданием об электронном аукционе установлены, помимо прочего, следующие требования к поставляемому товару:
Техническое задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики |
Единица измерения |
Количество |
||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Пожарная автоцистерна |
Технические параметры пожарного автомобиля
Выхлопная система - оборудована искрогасителем и системой нейтрализации отработанных газов, выведена с правой стороны. При ее прокладке должны быть исключено температурное воздействие на коммуникации автомобиля. |
шт. |
2 |
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в "Разъяснении положений извещения об осуществлении закупки от 06.02.2023 г. N РИ2" Заказчиком указана следующая информация:
"Запрос:
В Техническом задании документации об электронном аукционе указано следующее требование к двигателю: "Дизельный, номинальной мощностью не менее 228 л.с. Евро 2".
Ниже в Техническом задании указано, что "Выхлопная система - оборудована искрогасителем и системой нейтрализации отработанных газов_"
Получается несоответствие требований, так как на дизельных двигателях экологического класса Евро 2 система нейтрализации отсутствует.
Таким образом просим исключить из Технического задания требование оборудования системой нейтрализации отработанных газов выхлопной системы шасси.
Просим рассмотреть наш запрос, дать разъяснения и внести соответствующие изменения в документацию об аукционе в электронной форме.
Ответ на запрос:
В Техническом задании была допущена техническая ошибка, но так как регламентированные сроки не позволяют внести изменения или отменить закупку, меры будут приняты по итогам определения поставщика.
Частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Согласно представленным материалам дела и данным с сайта Единой информационной системы изменения в извещение об осуществлении закупки на поставку пожарных автомобилей (номер извещения N 0853500000323000154) Заказчиком не вносились.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что в нарушение требований ч. 3 ст. 7, п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в Техническом задании описание объекта закупки, изложенное вышеуказанным способом, учитывая разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от 06.02.2023 г. N РИ2, не может трактоваться однозначно и не позволяет потенциальным участникам закупки корректно составить заявку на участие в электронном аукционе, вводит их в заблуждение.
На основании вышеизложенного, выявленное в действиях Заказчика нарушение законодательства о контрактной системе является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Необходимость выдачи предписания обусловлена также тем фактом, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0853500000323000154 от 09.02.2023 г. победителем электронного аукциона признано ООО "ТОРТЕХМАШ", предложившее товар со следующей характеристикой:
Дополнительные характеристики | |
Двигатель |
Дизельный, номинальной мощностью не менее 229,8 л.с. Евро 2 |
Выхлопная система - оборудована искрогасителем, выведена с правой стороны. При ее прокладке исключено температурное воздействие на коммуникации автомобиля. |
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что допущенное Заказчиком нарушение требований ч. 3 ст. 7, п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе является существенным, а также повлекло нарушение прав участников закупки, поскольку победителем закупки представлен товар, отличный от указанного в техническом задании, что в дальнейшем может привести к заключению Заказчиком и ООО "ТОРТЕХМАШ" контракта на условиях, не соответствующих документации об электронном аукционе. Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Акционерного общества "Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования" на действия Государственного казенного учреждения "Центр по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" при проведении электронного аукциона на поставку пожарных автомобилей (номер извещения N 0853500000323000154) обоснованной.
2. Признать Государственное казенное учреждение "Центр по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" нарушившим ч. 3 ст. 7, п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Государственному казенному учреждению "Центр по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе
4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
Адрес места нахождения: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, 22 Почтовый адрес: 460046, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64 тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70 e-mail: to56@fas.gov.ru
|
|
||||||
Заявитель: Генеральному директору Акционерного общества "Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования"
Заказчик: Начальнику Государственного казенного учреждения "Центр по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций"
Уполномоченный орган: Директору Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок"
Победитель закупки: Генеральному директору ООО "ТОРТЕХМАШ" | |||||||
|
20.02.2023 |
N |
1467 |
|
|||
|
На N |
|
от |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
20 февраля 2023 года г. Оренбург
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов Комиссии:.,
на основании своего решения по делу N 056/06/49-143/2023 от 20.02.2023 г. по жалобе Акционерного общества "Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования" на действия Государственного казенного учреждения "Центр по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" при проведении электронного аукциона на поставку пожарных автомобилей (номер извещения N 0853500000323000154), и в результате внеплановой проверки в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. Государственному казенному учреждению "Центр по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" в срок до 03.03.2023 г. устранить допущенные нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, указанные в решении N 056/06/49-143/2023 от 20.02.2023 г., для чего:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения закупки (номер извещения N 0853500000323000154);
- внести изменения в извещение (документацию) о закупке N 0853500000323000154 в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе, с учетом выявленных нарушений;
- определить срок окончания подачи заявок на участие в закупке N 0853500000323000154;
- определить срок окончания рассмотрения заявок на участие в закупке N 0853500000323000154;
- определить дату проведения закупки N 0853500000323000154;
- обеспечить возврат поступивших заявок участникам закупки.
Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" следует обеспечить возможность исполнения настоящего предписания.
Оператору электронной площадки следует:
- обеспечить возврат поступивших заявок участникам закупки;
- обеспечить разблокирование денежных средств, внесенных участниками закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке N 0853500000323000154;
- обеспечить возможность исполнения настоящего предписания.
В срок до "06" марта 2023 года проинформировать в письменном виде, а также посредством электронной связи (to56@fas.gov.ru) Оренбургское УФАС России об исполнении предписания (с указанием номера дела).
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 20 февраля 2023 г. N 056/06/49-143/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2023