рассмотрев жалобу ООО "ТЕХПОСТАВКА+" на действия Заказчика МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "РАЙОННЫЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ РОВЕНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" при проведении электронного аукциона N 0360300191423000003 "Капитальный ремонт муниципального бюджетного учреждения "РДК Ровенского района Саратовской области", филиал сельского дома культуры с. Тарлыковка, расположенного по адресу: Саратовская область, Ровенский район, с. Тарлыковка, ул. Рабочая, д. 29",
УСТАНОВИЛА:
11.02.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ТЕХПОСТАВКА+" (далее - Заявитель) на действия Заказчика МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "РАЙОННЫЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ РОВЕНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" при проведении электронного аукциона N 0360300191423000003 "Капитальный ремонт муниципального бюджетного учреждения "РДК Ровенского района Саратовской области", филиал сельского дома культуры с. Тарлыковка, расположенного по адресу: Саратовская область, Ровенский район, с. Тарлыковка, ул. Рабочая, д. 29" (далее - Аукцион).
Представитель Заказчика не присутствовал на рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
01.02.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0360300191423000003 "Капитальный ремонт муниципального бюджетного учреждения "РДК Ровенского района Саратовской области", филиал сельского дома культуры с. Тарлыковка, расположенного по адресу: Саратовская область, Ровенский район, с. Тарлыковка, ул. Рабочая, д. 29".
Заказчиком по данному Аукциону является МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "РАЙОННЫЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ РОВЕНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 478 633,00 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик объединил в один лот товары, на которые распространяется национальный режим, и товары не подпадающие под применение национального режима, также при описании объекта закупки не был использован каталог товаров, работ, услуг.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту муниципального бюджетного учреждения "РДК Ровенского района Саратовской области".
При этом, согласно Описанию объекта закупки Заказчиком включена поставка следующего оборудования: Шкаф офисный для документов полуоткрытый; Стул СМ-7; КРЕСЛО ДЛЯ АКТОВОГО И КОНФЕРЕНЦ - ЗАЛОВ; Швейная машина
Astralux DC8577; Жалюзи Ширина - 1-м.10; Одежда сцены (ткань не горючая) Длина - 6 м 10 см, Ширина - 7 м 70 см, Высота - 3 м 40 см; Стол кафедра; Стеллаж книжный односторонний; Стеллаж книжный двусторонний; Стенд торцевой с наклонными полками; Информационный стенд; Пуф маленький; Шкаф закрытый; JBL JRX225 акустическая система 2 полосы, 500 Вт, 4 Ом; SOUNDCRAFT EPM8 микшерный пульт, 8моно +2 стерео., Ealsem ES-2200W Handheld Профессиональный беспроводной комплект: база + 2 ручных микрофона; Ealsem KT-70B Boom Mic Stand Black - микрофонная стойка-журавль светового оборудования Estrada PRO LED BAR123RGB; Мультимедийный проектор Acer S1283e; Ноутбук Acer Extensa EX2519-10RW черный; МФУ лазерное Brother DCPL2500DR; Швейная машина Astralux DC8577.
Таким образом, в объект проводимой закупки помимо строительно-монтажных работ включены обязательства исполнителя по поставке оборудования, которое является немонтируемым оборудованием, то есть технологически и функционально не связана с объектом строительства.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617) утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 указано, что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в п. 6 настоящего постановления.
В п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 указано, что музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы по перечню согласно приложению, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта (одного лота).
Подобное положение закреплено в п. 7 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
В свою очередь, Заказчик объединил в составе одного лота товары как входящие в перечень товаров, на которых распространяется положения п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617, и положения Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, так и не входящие в него.
Акустическая система с 2-мя динамиками (ОКПД2 - 26.40.31.190), Производственные группы музыкальных инструментов и звукового оборудования - национальный режим установлен Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н; Пульт звукорежиссера, количество входов: до 20 национальный режим установлен Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
При этом в Постановлении Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 отсутствуют такие товары как мебель, входящая в предмет данного Аукциона.
Национальный режим в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений развития государственной политики направленной на экономическое стимулирование отечественных товаропроизводителей к участию в закупках в результате создания для них экономически выгодных условий, а также на защиту внутреннего рынка Российской Федерации, развитие национальной экономики и стимулирования предложений со стороны поставщиков продукции российского производства.
Также согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Правила) Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно списку закупаемого оборудования, позиции 2,3 товаров имеют обязательные для применения КТРУ, характеристики которого не могут быть дополнены ввиду включения товаров в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878.
Вместе с тем заказчик не только не применил наименования и показатели характеристик из КТРУ, но еще и установил дополнительные требования к товару, которые отсутствуют в КТРУ.
По позиции N2 Акустическая система с 2-мя динамиками "Акустическая система с 2-мя динамиками" является по своему назначению акустической системой, относится к коду ОКПД2 26.40.31.190. "Аппаратура для воспроизведения звука прочая".
Под этим кодом в КТРУ внесены три позиции:
КТРУ 26.40.31.190-0000010 - "Акустическая система" подлежит обязательному применению с 30.12.2022 - бессрочно;
КТРУ 26.40.31.190-0000011 - "Акустическая система" подлежит обязательному применению с 30.12.2022 - бессрочно;
КТРУ 26.40.31.190-0000012 - "Акустическая система" подлежит обязательному применению с 30.12.2022 - бессрочно.
Закупка размещена 01.02.2023, то есть при описании данного товара заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, не зависимо от того, как он сам назвал этот товар.
Заказчик уклонился от соблюдения Правил.
Заказчиком в Извещение о проведении Аукциона не указаны характеристики КТРУ которые являются обязательными:
1) Способ размещения: встраиваемая, напольная, настенная, настольная, подвесная, полочная, установка на стойку; 2) Тип: активная или пассивная.
По позиции N3 "Пульт звукорежиссера, количество входов: до 20"
"Пульт звукорежиссера, количество входов: до 20" относится к коду ОКПД2 - 26.40.31.190 - Аппаратура для воспроизведения звука прочая".
Под этим кодом в КТРУ внесены две позиции:
- 26.40.31.190-00000027 "Микшерный пульт", подлежит обязательному применению с 31.12.2022 - бессрочно.
- 26.40.31.190-00000003 "Микшерный пульт", подлежит обязательному применению с 31.12.2022 - бессрочно.
Закупка размещена 01.02.2023, то есть при описании данного товара Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, не зависимо от того, как он сам назвал этот товар.
Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона не указана характеристика КТРУ, которая является обязательной: Вид микшерного пульта: Цифровой или Аналоговый.
Включение в один лот различного несвязанного между собой товара в конечном итоге приводит к нивелированию требований п. 5 ч. 1 ст. 42, статьи 14 Закона о контрактной системе. Предлагаемый подход прямо противоречит последовательно проводимой государством политики импортозамещения, направленной в числе прочего на защиту внутреннего рынка Российской Федерации, стандартизации описания объекта закупки путем использования каталога товаров, работ, услуг, развитие национальной экономики и поддержку российских производителей, что не может быть признано допустимым.
Таким образом, Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, которое технологически и функционально не связано со строительными работами, образуют разные товарные рынки, не обладают какими-либо родовыми, однородными признаками, а также не имеют функциональную и технологическую связь между собой, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Также Комиссией при проведении внеплановой проверки установлено, что согласно Извещению о проведении Аукциона подлежат к поставке следующие товары: SOUNDCRAFT EPM8 микшерный пульт; Ноутбук Acer Extensa EX251910RW черный.
Вместе с тем, согласно информации, размещенной на сайте Федеральной службы по интеллектуальной службы, товарному знаку "SOUNDCRAFT" присвоен регистрационный номер 517208, товарному знаку "Acer" присвоен номер 162276.
Согласно Письму ФАС России от 26.09.2019 N АК/84149/19 в случае, если проектно-сметная документация содержит указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя, то заказчик в документации о закупке с целью соблюдения положений Закона о контрактной системе должен установить условие о возможности использования эквивалентного товара.
Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в приложении к Извещению "Описание объекта закупки", указал товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент", в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки: информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Согласно ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закон о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч. 16 и ч. 16.1 ст. 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований п. 1 - 3 настоящей части, ч. 2 настоящей статьи Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению о проведении Аукциона предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту муниципального бюджетного учреждения "РДК Ровенского района Саратовской области".
Заказчиком в ЕИС размещена проектная документации на выполнение капитального ремонта на объекте Заказчика.
При этом в Извещении о проведении Аукциона Заказчиком установлены следующие требования к содержанию заявки: "Наименование товара (в соответствии с описанием объекта закупки); Информация о товарном знаке; Наименование страны происхождения товара; Показатель; Значение показателя; Единицы измерения".
В связи с тем, что заказчиком разработана и опубликована в ЕИС проектная документация на основании п. 8 ч. 1 ст. 33 Закон о контрактной системе, Заказчиком в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе установлено требование о предоставлении в составе заявки характеристик предлагаемого участником закупки товара.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТЕХПОСТАВКА+" на действия Заказчика
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "РАЙОННЫЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ РОВЕНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" при проведении электронного аукциона N 0360300191423000003 "Капитальный ремонт муниципального бюджетного учреждения "РДК Ровенского района Саратовской области", филиал сельского дома культуры с. Тарлыковка, расположенного по адресу: Саратовская область, Ровенский район, с. Тарлыковка, ул. Рабочая, д. 29" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "РАЙОННЫЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ РОВЕНСКОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" п. 2 ч. 2 ст. 43, п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от
05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с ранее выданным по жалобе ООО "СТРОЙЦЕНТР".
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 16 февраля 2023 г. N 064/06/33-165/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2023