Резолютивная часть объявлена 20 февраля 2023 г.
Изготовлено в полном объеме 22 февраля 2023 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в отсутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Медес" (далее - ООО "Медес"), в отсутствии представителей заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Пристенская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области (далее - ОБУЗ "Пристенская ЦРБ"), уведомленных в том числе о технической возможности дистанционно принять участие с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/7952324772, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. N477 от 15.02.2023 г.,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - ОБУЗ "Пристенская ЦРБ" обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "Медес" (адрес: 620085, г. Екатеринбург, ул. Титова, строение 19, помещение 121; ИНН: 6679151674), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 14.02.2023 г. (вх. N630) поступило обращение заказчика - ОБУЗ "Пристенская ЦРБ" о включении сведений в отношении ООО "Медес" (адрес: 620085, г. Екатеринбург, ул. Титова, строение 19, помещение 121; ИНН: 6679151674) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по предмету: "Поставка перчаток медицинских" (закупка N0744200000222004797).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
10.06.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N0744200000222004797 для нужд заказчика по предмету: "Поставка перчаток медицинских", проект контракта, ИКЗ:222461900246646190100100320012219244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 108 920 руб. 00 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.06.2022 NИЭА1, победителем закупки было признано ООО "Медес" (идентификационный номер заявки 22).
08.07.2022 г. по результатам электронного аукциона между заказчиком - ОБУЗ "Пристенская ЦРБ" и ООО "Медес" был заключён Контракт N4797 от 08.07.2022 по предмету: "Поставка перчаток медицинских" на сумму 19 455 руб. 40 коп. (реестровый номер контракта 24619002466 22 000039) (далее - Контракт).
Пунктом 5.1. Контракта определено: "Товар поставляется по заявке Заказчика с даты заключения контракта по 31.08.2022 г.
Поставка товара осуществляется в течение 5 рабочих дней с момента поступления заявки (предварительно согласовав по телефону дату и время поставки)
Режим поставки товара: в рабочие дни с 8-00 до 17-00 часов".
В материалы дела Заказчиком заявки на поставку товара представлены не были.
Как следует из документов, представленных в материалы дела, на дату 23.12.2022 г. товар поставлен не был, в связи с чем ОБУЗ "Пристенская ЦРБ" направило в адрес ООО "Медес" претензию N903 от 23.12.2022 г., из которой следует, что "Представитель заказчика, 17 ноября 2022 г. связался с вашим представителем по телефону +7 (343) 288 - 55 - 92, для уведомления о необходимости поставки товара. В результате была достигнута договорённость о скорой поставке товара. По истечении месяца, 20 и 22 декабря, не был поставлен товар. Неоднократные попытки дозвониться до поставщика им игнорировались.
Период просрочки исчисляется начиная с первого дня после истечения срока, в который обязательство должно было быть исполнено, до даты его фактического исполнения включительно.
Просрочка поставки товара составляет 114 дней.
Предлагаем вам исполнить свои обязанности по поставке товара в кратчайшие сроки. В противном случае будет рассматриваться вопрос о судебном урегулировании спора".
Кроме того, 23.12.2022 г. ОБУЗ "Пристенская ЦРБ" направило в адрес ООО "Медес" требование об уплате неустойки N905 от 23.12.2022 г.
Как следует из сведений, представленных в материалы дела Заказчиком, претензионная переписка велась ОБУЗ "Пристенская ЦРБ" посредством ЕИС.
23.12.2022 г. в связи с неисполнением ООО "Медес" условий Контракта, ОБУЗ "Пристенская ЦРБ" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено ч.ч. 8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.3. Контракта: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Частью 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано, подписано и размещено с использованием единой информационной системы 23.12.2022, получено Поставщиком - 23.12.2022.
Следовательно, датой поступления Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" считается дата размещения в единой информационной системе такого решения - 23.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика (поставщика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 10.01.2023 г.
В то же время, в карточке Контракта открытой части ЕИС в разделе "Информация об исполнении (расторжении контракта)", дата расторжения контракта N4797 от 08.07.2022 г. указана - 16.01.2023 г.
При таких обстоятельствах, действия Заказчика по исчислению сроков - даты расторжения контракта, не соответствуют порядку исчисления сроков, определенных в ч.13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_".
При таких обстоятельствах, заказчиком нарушен порядок размещения в ЕИС информации о расторжения контракта относительно даты расторжения Контракта.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При проведении внеплановой проверки в действиях заказчика установлено нарушение ч. 16 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", которое заключается в следующем.
В силу ч. 16 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как было установлено ранее материалами дела, решение Заказчика - ОБУЗ "Пристенская ЦРБ" об одностороннем отказе от исполнения контракта N4797 от 08.07.2022 г. вступило в законную силу 10.01.2023 г.
Следовательно, Заказчику в силу ч. 16 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" следовало направить обращение в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок в срок до 12.01.2023.
Однако, как подтверждается материалами дела, Заказчик только 13.02.2023 г. направил в Курское УФАС России обращение о включении информации о поставщике в РНП, чем допустил нарушение требований ч. 16 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", что содержит признаки совершения административного правонарушения.
Указанное нарушение ФЗ "О контрактной системе_" содержит признаки совершения административного правонарушения.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Медес" является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - микропредприятие.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Учитывая, что материалами дела подтверждается нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку размещения заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, положения подпункта абз. 2 пп. а п. 15 Правил, информация в отношении ООО "Медес" не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Отказать заказчику - Областному бюджетному учреждению здравоохранения "Пристенская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Медес" (адрес: 620085, г. Екатеринбург, ул. Титова, строение 19, помещение 121; ИНН: 6679151674) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Признать Заказчика - Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Пристенская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области нарушившим требования ч. 16 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 22 февраля 2023 г. N РНП-46-719
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2023