Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "ААНИИ" (далее - Заказчик):
ООО "ТК Сокол" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3365-ЭП/23 от 09.02.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку дизельного топлива для нужд 68 Российской антарктической экспедиции ФГБУ "ААНИИ" (извещение N 0372100002122000147),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 19.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку дизельного топлива для нужд 68 Российской антарктической экспедиции ФГБУ "ААНИИ" (извещение N 0372100002122000147) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 78 050 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.08.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ТК Сокол".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТК Сокол" заключен государственный контракт N ЭА-22-123 от 12.08.2022 на сумму 78 038 800,00 рублей (максимальное значение цены контракта) (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 3.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТК Сокол".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку дизельного топлива для нужд 68 Российской антарктической экспедиции ФГБУ "ААНИИ" (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
Пунктом 1.2 Контракта установлен срок поставки Товара: Товар поставляется по заявке Заказчика в количестве, установленном в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту). Заявка направляется поставщику не позднее, чем за 15 календарных дней до планируемой даты поставки товара. В заявке Заказчик указывает наименование судна Заказчика и сроки поставки, которые могут находиться в интервале дат от 01.10.2022 по 10.12.2022. Заявка направляется Участнику по электронной почте, указанной в Контракте.
Согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) максимальная цена единицы Товара (1 тонны) составляет 65 800 рублей.
Пунктом 2.3 Контракта установлено, что цена контракта включает в себя стоимость дизельного топлива, затраты по хранению его на складе поставщика, доставку и перевалку в адрес Заказчика, погрузочно-разгрузочные работы, перекачку топлива в танки судна, оплату услуг сюрвейера, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, то есть является конечной.
Порядок и условия поставки Товара, предъявления Товара к приемке определен Контрактом и разделом 3 Описания объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту).
09.09.2022 Заказчиком в порядке, предусмотренном п. 1.2 Контракта, в адрес Участника была направлена заявка на поставку Товара (исх. N 02/16-1542), в которой Участнику было предложено сообщить адрес и дату предъявления Товара в отдельном резервуаре для проверки его качества в соответствии с п. 3.6 Приложения 2 к Контракту, не позднее 12.09.2022.
Так, согласно п. 3.6 Приложения N 2 к Контракту для проверки качества Товара Участник в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения заявки Заказчика на поставку предъявляет Заказчику Товар в отдельном резервуаре с возможностью его опломбирования.
При предъявлении Товара в отдельном резервуаре представитель Участника своими силами в присутствии представителя Заказчика отбирает не менее 2 (двух) представительных проб в соответствии с требованиями ГОСТ 31873-2012 "Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб" в объеме 1 (один) литр каждая, которые передаются Заказчику для проведения независимой экспертизы. После взятия проб резервуар и взятые пробы пломбируются Участником в присутствии Заказчика. По факту опломбировки резервуара составляется акт с указанием номера пломбы. По факту опломбировки проб составляется акт с указанием номеров пломб каждой пробы (п. 3.7 Приложения N 2 к Контракту).
После получения представительных проб Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней за свой счет силами аттестованной экспертной организации проводит лабораторные испытания топлива из одной пробы на соответствие качества предъявленного Товара требованиям Контракта и нормативной документации (п. 3.8 Приложения N 2 к Контракту).
В нарушение вышеуказанных пунктов Контракта Участником Товар для проверки качества предъявлен не был. Соответственно, Заказчик был лишен возможности взятия проб топлива и проведения независимой экспертизы относительно качества Товара.
При этом Участник при подписании Контракта был поставлен в известность, что в связи с критическим влиянием качества дизельного топлива на жизнедеятельность полярных станций, расположенных в Антарктиде, Участник несет ответственность за последствия для работы технических средства на станциях и жизни и здоровья людей, являющиеся следствием невыполнения им требований Контракта, если такая связь будет установлена (п. 6.1 Приложения N 2 к Контракту).
28.09.2022 Заказчиком совместно с представителем Участника было проведено совещание относительно исполнения Участником Контракта, на котором Участнику была озвучена необходимость неукоснительного соблюдения условий Контракта, озвучено требование незамедлительно предоставить Товар для проверки его качества и документы, относящиеся к Товару. В свою очередь, представителем Участника была выражена готовность исполнения им своих обязательств в строгом соответствии с условиями Контракта.
Однако, несмотря на данное обстоятельство Участником не были исполнены возложенные на него Контрактом обязательства: подлежащий поставке Товар для проверки его качества, так и не был представлен.
Более того, 17.10.2022 в адрес Заказчика поступило письмо от Участника (без номера и без даты), из которого следует, что Участник отказывается от поставки Товара на оговоренных Контрактом условиях, а именно по цене Товара, предложенной самим Участником по итогам выигранного им Аукциона.
Описанные выше обстоятельства, связанные с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств по поставке Товара, повлекли существенные нарушения условий Контракта: неоднократное нарушение сроков предъявления Товара к приемке для проверки качества Товара, а также привели к негативным последствиям, в том числе, к ненадлежащему и несвоевременному обеспечению уставной, научной и экспедиционной деятельности ФГБУ "ААНИИ" (с учетом того обстоятельства, что срок поставки Товара является существенным условием Контракта от которого напрямую зависит выход экспедиционного судна в рейс (п. 6.2 Приложения N 2 к Контракту).
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание существенное нарушение ООО "ТК Сокол" условий Контракта, Заказчиком было принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 18.10.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.11.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в ходе исполнения Контракта ООО "ТК Сокол" было установлено несоответствие предъявляемых Заказчиком требований к объекту закупки (дизельному топливу), изложенных в Приложении N 1 к Контракту и ГОСТ 32511-2013 "Топливо дизельное евро". Участник после того, как его заявка была признана соответствующей требованиям документации об аукционе, после получения заявки на поставку, до наступления срока поставки обратился к Заказчику за разъяснением характеристик предмета закупки, и именно:
- о типе необходимого топлива и его соответствия ГОСТ 32511-2013;
- об уточнении порядка внесения изменений в Контракт в части предмета Контракта в целях недопущения нарушения Закона о контрактной системе.
Указанным Запросом Участник уведомил Заказчика о том, что получил ответы от поставщиков о невозможности поставки дизельного топлива с запрашиваемым характеристиками по причине того, что топливо с указанными характеристиками не существует. А также уведомил Заказчика о том, что не отказывается от исполнения своих обязательств.
В связи с отсутствием ответа от Заказчика на указанный запрос, Участник был вынужден обратиться в ООО "Центр независимой экспертизы "Аспект".
Позиция об отсутствии дизельного топлива с запрашиваемыми характеристиками подтверждается Заключением специалиста N 1952/23-НЭ от 10.01.2023.
Так согласно тексту (стр. 2. Заключения) указанного заключения, на разрешение специалиста поставлен следующий вопрос: "Соответствует ли ГОСТ 32511-2013 "Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия" зимнее дизельное топливо не ниже 3 класса, имеющее экологический класс не ниже К5, с температурой вспышки в закрытом тигле: не менее 40 градусов?".
В ходе проведенного исследования специалистом сделан следующий вывод (стр. 9 Заключения): "Товар, именуемый "Топливо дизельное, экологического класса К5, 3 (третьего) класса, имеющее температуру вспышки в закрытом тигле 40 градусов С" не соответствует ГОСТ 32511-2013 "Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия". Названный товар не существует на топливном рынке ЕАЭС, так как не производится и не может быть произведен без изменения класса качества_. Страница 6 из 6 _ Продукция, соответствующая требованиям ГОСТ 32511-2013, для топлива дизельного зимнего, имеющая экологический класс К5 и характеризующегося значением температуры вспышки в закрытом тигле 40 градусов С, может относиться только ко 2 (второму) классу качества".
Таким образом, в действиях Участника отсутствуют признаки недобросовестности, поскольку ООО "ТК Сокол" стремилось к исполнению Контракта, и в отсутствии поставки несуществующего вида топлива осуществляло действия для его исполнения, представило доказательства невозможности поставки указанного в Техническом задании Товара.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТК Сокол" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку умысла в уклонении от исполнения Контракта у ООО "ТК Сокол" не было.
Вместе с тем в ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика не настаивал на включении ООО "ТК Сокол" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "ТК Сокол" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "ТК Сокол" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТК Сокол" (ИНН: 7811699008), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 февраля 2023 г. N РНП-78-250/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2023