Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ФГБУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии представителей ИП Суворовой Маргарет Витальевны (далее - Участник, ИП Суворова М.В.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3367-ЭП/23 от 09.02.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению доступа к сервисам Creative Cloud for enterprise All Apps (извещение N 0372100003422000661),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 03.10.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению доступа к сервисам Creative Cloud for enterprise All Apps (извещение N 0372100003422000661) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 292 850,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.10.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Суворова М.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Суворовой М.В. заключен государственный контракт N 362/22/ОАЭ/44/МП от 25.10.2022 на сумму 3 243 457,25 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 25.01.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Суворовой М.В.
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по предоставлению доступа к сервисам Creative Cloud for enterprise All Apps (далее - Услуги) в период с 07.11.2022 по 14.11.2022 (п. 1.2 Контракта).
Между Заказчиком и Участником было подписано Дополнительное соглашение к Контракту от 14.11.2022 на изменение способа предоставления (передачи) доступа к сервисам Creative Cloud for enterprise All Apps.
По результатам проверки оказанных Участником Услуг Заказчиком составлено Экспертное заключение от 09.01.2023, согласно которому объем и качество оказанных Услуг не соответствует условиям Контракта. Таким образом Контракт не был выполнен Участником.
В связи с вышеизложенным на основании ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.2 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.01.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Суворовой М.В. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.02.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что вследствие введенных с начала 2022 года иностранными государствами против Российской Федерации и российских хозяйствующих субъектов запретительных мер и санкционных ограничений нарушены логистические цепочки по доставке, импортируемой из-за рубежа компьютерной техники и программного обеспечения. В частности, основные поставщики (дистрибьюторы) программного обеспечения иностранных компаний отказываются своевременно осуществлять ранее запланированные поставки. При этом отказ мотивируется последствиями введенных иностранными государствами в отношении Российской Федерации и российских организаций санкций. Негативное экономическое воздействие указанных обстоятельств непосредственно влияет на своевременность исполнения внутрироссийских договорных обязательств, в том числе в рамках сублицензионных договоров. Согласно информации, представленной на официальном сайте, американская компания Adobe приостановила бизнес-операции в России, заблокировала доступ к своим коммерческим услугам. С российскими юридическими и физическими лицами было прекращено полноценное сотрудничество, а программные продукты компании и сервисы в значительной степени деактивированы. Само программное обеспечение легально приобретено ИП Суворовой М.В. в рамках системы параллельного импорта.
Согласно п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14) обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) - чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).
В частности, к таким обстоятельствам относятся, среди прочих, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
Таким образом, представитель Участника считает, что несвоевременное исполнение обязательства в рамках Контракта не вызвано виновным действием или бездействием ИП Суворовой М.В., а обусловлено независящими от нее объективными причинами. Несмотря на указанные фактические обстоятельства непреодолимой силы ИП Суворовой М.В. добросовестно принимались разумно ожидаемые меры для предотвращения (минимизации) возможных рисков. ИП Суворова М.В. в итоге фактически выполнила свое обязательство, оказав Услуги Заказчику.
На основании Экспертного заключения от 09.01.2023 Заказчиком установлена неработоспособность 2 (двух) из 50 (пятидесяти) переданных ИП Суворовой М.В. учетных записей.
В целях устранения выявленных недостатков учетных записей и полного исполнения своих обязательств по Контракту 18.01.2023 (то есть еще до принятия Заказчиком Решения) ИП Суворова М.В. направила Заказчику повторное предоставление доступа посредством новых (замененных) 50 (пятидесяти) учетных записей на предоставленный Заказчиком адрес электронной почты.
Однако повторное предоставление также не было принято Заказчиком (экспертное заключение от 31.01.2023) ввиду неработоспособности 1 (одной) из 50 (пятидесяти) переданных учетных записей.
В самих экспертных заключениях Заказчика не приведены сведения об использованных в ходе экспертизы методиках и критериях проверки учетных записей, а также не имеется каких-либо сведений о наличии статуса (признаков) эксперта (экспертного учреждения) в соответствующей сфере у Заказчика либо его сотрудников, отсутствуют документы о наличии у эксперта компетенций (сертификата, аттестации) на право проведения исследований и экспертиз именно в сфере программного обеспечения (программных продуктов).
Вместе с тем, за исключением 1 (одной - spadvertuser10@techsystems-ajk.com) неработоспособных учетных записей, остальные Заказчиком были активированы, претензии к ним не предъявлялись.
При этом Заказчиком не сформировано с использованием единой информационной системы и не размешено мотивированного отказа от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа (п. 5.9 Контракта). Исходя из чего имеются основания утверждать, что фактически состоялось принятие Заказчиком указанных учетных записей.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Суворовой М.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Участником были нарушены сроки оказания Услуг, что является существенным нарушением условий Контракта, при этом документов, подтверждающих невозможность оказания Услуг в соответствии с условиями Контракта Участником на заседание Комиссии УФАС представлено не было.
Также п. 5.4 Контракта установлено, что для проверки предоставленных Участником результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами.
С целью установления соответствия оказанных Участником Услуг условиям Контракта Заказчиком дважды проводилась экспертиза путем выборочной проверки учетных записей. При этом Заказчиком дважды установлено, что учетные записи не имеют оплаченных планов подписки, а также доступа к сервисам Creative Cloud for enterprise All Apps (Экспертное заключение от 09.01.2023 и от 31.01.2023). Далее мер по устранению недостатков Участником предпринято не было.
Таким образом, Участник не выполнил обязательства по Контракту и не устранил нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Участника о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Суворовой Маргарет Витальевны, ИНН: 773167773053, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Суворовой Маргарет Витальевны в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
09.02.23 |
13.02.23 |
09.02.23 |
0 |
09.02.23 |
16.02.23 |
15.02.23 |
0 |
20.02.23 |
20.02.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 февраля 2023 г. N РНП-78-252/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2023