Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская клиническая больница N 31" (далее - Заказчик):
ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3564-ЭП/23 от 13.02.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинских изделий для вирусологического центра (извещение N 0372200000922000232),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.10.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий для вирусологического центра (извещение N 0372200000922000232) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 604 517,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.10.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" заключен государственный контракт N 03722000009220002320001 от 11.11.2022 на сумму 1 940 364,91 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 30.01.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку медицинских изделий для вирусологического центра (далее - Товар) в установленные Контрактом сроки.
Согласно п. 5.1 Контракта поставка Товара должна была быть произведена Участником в течение трех рабочих дней с даты подачи Заказчиком письменной заявки.
Заказчик направил в адрес Участника заявки на поставку Товара, на общую сумму 1 940 З64,91 рублей. Из них:
1. Заявка N 1793 от 14.11.2022 22 позиций Товара на сумму 335 659,10 рублей. Поставка должна быть произведена Участником в срок до 17.11.2022.
2. Заявка N 1872 от 25.11.2022 23 позиций Товара на сумму 1 604 705,81 рублей. Поставка должна быть произведена Участником в срок до 30.11.2022.
Участником произведены следующие поставки Товара:
- 24.11.2022 по накладной УПД N 508 от 18.11.2022 на сумму 170 616,40 рублей;
- 07.12.2022 по накладной УПД N 618 от 07.12.2022 на сумму 324 501,20 рублей;
- 19.12.2022 по накладной УПД N 658 от 14.12.2022 на сумму 973 365,11 рублей;
- 22.12.2022 по накладной УПД N 721 от 22.12.2022 на сумму 259 000,00 рублей.
Специалистами СПб ГБУЗ "Городская клиническая больница N 31" в соответствии с п. 6.3 Контракта и п. 3. ст. 94 Закона о контрактной системе была проведена экспертиза поставленного Товара на предмет его соответствия условиям Контракта.
Согласно экспертных заключений Заказчика от 30.11.2022 и 20.12.2022 выявлены несоответствия части поставленного Товара условиям Контракта, Спецификации и требованиям установленных Техническим заданием (нарушение ассортимента), а также установлено нарушение правил транспортировки такого рода Товара (нарушение правил стерильности).
Общая сумма Товара, не соответствующего техническим требованиям и условиям Контракта и подлежащая возврату Участника, составила 495 217,60 рублей. Из них:
- на сумму 170 616,40 рублей, Товар поставленный по накладной УПД N 508 от 18.11.2022;
- на сумму 324 501,20 рублей, Товар поставленный по накладной УПД N 618 от 07.12.2022.
Товар, соответствующий условиям Контракта, на общую сумму 1232 366,11 рублей был принят Заказчиком в полном объеме. Из них:
- на сумму 973 365,11 рублей, Товар поставленный по накладной УПД N 658 от 14.12.2022,
- на сумму 259 000,00 рублей, Товар поставленный по накладной УПД N 721 от 22.12.2022.
С учетом стоимости Товара не надлежащего качества, не соответствующего условиям Контракта и подлежащего возврату, и стоимости не поставленного Товара, Участник не произвел поставку Товара на сумму 707 999,80 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 11.4 Контракта, и ст. 95 Закона о контрактной системе, а также ст.ст. 310, 450 523 ГК РФ, Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 30.01.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.02.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика по следующим основаниям.
Действуя добросовестным образом, ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" незамедлительно, после признания его победителем Аукциона, приступило к исполнению своих обязательств, в связи с чем заказало и оплатило медицинские изделия, предусмотренные Контрактом.
15.11.2022 и 25.11.2022 Заказчиком были направлены заявки на поставку Товара.
В соответствии с Приложением N 1 к Контракту поставке подлежат Товары производства Китайской Народной Республики.
Однако, указанный в Спецификации Товар (Приложение N 1 к Контракту), приобретенный для исполнения Контракта, на склад ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" в установленные сроки не поступил. Медицинские изделия, предусмотренные Контрактом в адрес ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" не поступили в связи с возникшей сложной внешнеполитической ситуацией и введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц импорт Товара европейского (американского) производства приостановлен до неопределенного времени. Одновременно, по причине возросшего спроса на продукцию, а также срыва сроков поставки оборудования, оснастки и комплектующих со стороны как зарубежных, так и отечественных поставщиков, возник дефицит медицинских изделий, что так же привело к задержке сроков исполнения обязательств по Контракту.
Об изложенных выше обстоятельствах во исполнение п. 3.1.4. Контракта, ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" было сообщено Заказчику в письме N 85 от 24.11.2022, в связи с чем была достигнута договоренность о продлении сроков поставки Товара до 09.12.2022.
Согласно п. 5.1. Контракта поставка товара осуществляется за счёт Участника, транспортом Участника, с разгрузкой товара по месту хранения, в соответствии с Заявкой в течение 3-х рабочих дней с даты подачи Заказчиком письменной Заявки на поставку товара и переданной посредством факсимильного или электронного сообщения, в соответствии с номенклатурой, характеристиками, количеством и ценой, указанными в заявке.
Одновременно, понимая, что допускается просрочка поставки Товара по указанным выше причинам, ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" изыскало дополнительные источники и организовало в адрес Заказчика по двум заявкам четыре отгрузки Товара на общую сумму 1 727 581,71 рублей, что составляет 89 % от всей суммы Контракта. Товар по указанным выше поставкам Заказчиком был принят и оплачен на сумму 1 232 365,24 рублей. Товар на сумму 495 216,00 рублей Заказчиком принят не был.
Во исполнение п. 6.4 Контракта Заказчик в срок не более 20 рабочих со дня поступления документа о приемке Товара в соответствии с прилагаемыми документами, поименованными в п. 5.6 Контракта, и на основании результатов экспертизы, проведенной в соответствии с п. 6.3 Контракта, осуществляет одно из следующих действий:
- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке Товара;
- формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок мотивированный отказ от подписания документа о приемке Товара с указанием причин такого отказа, перечня недостатков и сроков их устранения Участником.
А также в соответствии со ст. 95, п. 13, б Закона о контрактной системе после подписания членами приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает их в единой информационной системе. Если члены приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта не использовали усиленные электронные подписи и единую информационную систему, заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов.
Однако, в нарушение указанного выше пункта Контракта и требования Закона о контрактной системе Заказчик свои обязанности не исполнил.
30.01.2023 года на Официальном сайте появилось решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании изложенного, представитель Участника считает, что Участником предпринимались все меры для исполнения Контракта. Вместе с тем мотивированный отказ от поставки Товара, до настоящего времени на Официальном сайте отсутствует, при этом, Заказчик признает поставку медицинских изделий в указанном выше объеме в размещенных требованиях о замене Товара. Таким образом, изложенные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" не уклонялось от исполнения Контракта, а напротив выполняло принятые на себя обязательства.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку умысла в уклонении от исполнения Контракта у ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" не было.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МЕРКАТОР МЕДИКА" (ИНН: 5948051478), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 февраля 2023 г. N РНП-78-253/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2023