Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ПМК-Сервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Осинкая ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту эндоскопического оборудования для нужд ГБУЗ ПК "Осинская центральная районная больница" (изв. N 0356300118323000001),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 20.02.2023 г. в 10:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 22.02.2023 г. с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300118323000001 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по ремонту эндоскопического оборудования для нужд ГБУЗ ПК "Осинская центральная районная больница".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.01.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 268 500,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 17.02.2023 г.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
- информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
31.01.2022 г. Пермским УФАС России была рассмотрена жалоба ООО "Техника" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Осинкая ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту эндоскопического оборудования для нужд ГБУЗ ПК "Осинская центральная районная больница" (изв. N 0356300118323000001).
В целях устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчику, Единой комиссии (далее - Аукционная комиссия), АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) совершить следующие действия.
1. Заказчику, Аукционной комиссии:
- отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.01.2023 NИЭА1;
2. Заказчику:
- внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона, в приложения к нему с учетом решения Комиссии от 31.01.2023 г. по жалобе Заявителя и требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- разместить соответствующую информацию в Единой Информационной Системе.
- совершить дальнейшие действия с учетом требований Закона о закупках;
3. Оператору электронной площадки:
- обеспечить возможность Заказчику, Аукционной комиссии исполнить пункты 1,2 настоящего предписания.
4. В срок до 14.02.2023 г. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки исполнить настоящее предписание.
5. В срок до 15.02.2023 г. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения настоящего предписания (с указанием заявителя жалоба).
Вместе с тем, Комиссия установила, что Заказчиком соответствующие изменения в документацию об электронном аукционе не внесены в полном объеме.
Так, установлено, что описание объекта закупки содержится в приложении к извещению "Техническое задание".
Согласно разделу N 1 Технического задания, исполнителю необходимо оказать услугу по ремонту видеогастроскопа "SonoScape", модель EG 300, серийный номер 701007812.
Так, техническое задание содержит сведения о наименовании медицинского изделия (далее - МИ), модели, серийном номере, инвентарном номере и производителе.
Согласно п. 7 ГОСТ Р 57501-2017, перечень медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию должен иметь указание на:
- наименования МИ согласно документации изготовителя (производителя);
- модели (марки) МИ согласно документации изготовителя (производителя);
- наименования изготовителя (производителя);
- номера регистрационного удостоверения МИ;
- года выпуска;
- заводского/сервисного номера;
- инвентарного номера;
- места размещения в медицинской организации (корпус, кабинет или структурное подразделение).
Вместе с тем, в нарушение положений п. 7 ГОСТ Р 57501-2017, Техническое задание не содержит сведений о номере регистрационного удостоверения МИ, годе выпуска, заводском номере и т.д.
Согласно положениям Технического задания, в соответствии с частью 1 статьи 33 N 44-ФЗ от 05.04.2013 и в связи с конструктивными особенностями и техническими характеристиками оборудования, при выполнении ремонта должны использоваться детали и запасные части торгового знака "SonoScape" или эквивалентные запасные части, совместимые с видеогастроскопом "SonoScape", модель EG 300, серийный номер 701007812.
Комиссия отмечает, что отсутствие надлежащей идентификации МИ влечет невозможность определения МИ, а также запасных частей, необходимых для его ремонта. Определение эквивалентных запасных частей также не представляется возможным, ввиду того, описание объекта закупки не содержит характеристик оригинальных запасных частей.
Совокупность вышеуказанных обстоятельств не позволяет потенциальным участникам определить объем оказания услуг.
На основании указанного выше, поскольку изменения в извещение и приложения к нему не были внесены, в действиях Заказчика, не исполнившего предписание Пермского УФАС России от 25.11.2022 г., имеются нарушения п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках. Доказательств обратного не представлено.
Кроме того, в ходе рассмотрения доводов жалобы Заявителя, Комиссией установлено следующее.
1. Так, Заявитель указывает, что в приложениях к извещению имеются противоречия в части требований к используемым запасным частям, которые вводят участников закупки в заблуждение.
Заказчик с доводом Заявителя не согласен, о чем указал в своих пояснениях.
Согласно положениям раздела 2 Технического задания, "все заменяемые запасные части, детали должны быть новыми, не бывшими в эксплуатации, произведенными заводом-изготовителем оборудования не раньше 2022 г. В соответствии с частью 1 статьи 33 N 44-ФЗ от 05.04.2013 и в связи с конструктивными особенностями и техническими характеристиками оборудования, при выполнении ремонта должны использоваться детали и запасные части торгового знака "SonoScape" или эквивалентные запасные части, совместимые с видеогастроскопом "SonoScape", модель EG 300, серийный номер 701007812".
Таким образом, вышеуказанные положения Технического задания не коррелируют между собой, так как с одной стороны требуются только запасные части, произведенные заводом-изготовителем оборудования, а с другой стороны, допускаются и эквивалентные запасные части.
Следует отметить, что иными положениями извещения не предусмотрен порядок, которым предусматривается применение вышеуказанных положений.
Приведенные выше обстоятельства вводят в заблуждение участников закупки, что усложняет подачу заявки на участие в аукционе.
Относительно ответа Заказчика на запрос разъяснений положений извещения (от 10.02.2023 NРИ1), согласно которому "в соответствии с разделом 1 Технического задания Производитель оборудования: "SonoScape". Соответственно, заводом-изготовителем оборудования является организация из авторизованных заводов производителя", Комиссия отмечает, что из указанных разъяснений не представляется возможным однозначно установить каким требованиям должны соответствовать запасные части.
Таким образом, довод Заявителя признан обоснованным, в действиях Заказчика имеются нарушения положений п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
2. Заявитель указывает также, что Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии оказываемых услуг положениям Письма Минздрава РФ от 27.10.2003 N29322/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники", так как указанный акт утратил силу, а также о том, что Сотрудники Исполнителя должны быть аттестованы по правилам электробезопасности (Основание ПТЭЭП Гл.1.4. п.1.4.30), ввиду того, что Приказ Минэнерго России от 12.08.2022 N 811 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии" (далее - Правила, ПТЭЭП), не содержит в себе Гл.1.4. п.1.4.30.
Заказчик с указанным доводом Заявителя не согласен, о чем указал в своих пояснениях.
Согласно положениям Технического задания, Сотрудники Исполнителя должны быть аттестованы по правилам электробезопасности (Основание ПТЭЭП Гл.1.4. п.1.4.30).
В ходе анализа положений Правил, Комиссией установлено, что указанный акт не содержит в своем составе п. 1.4.30 гл. 1.4.
Указанное обстоятельство не позволяет определить потенциальным участникам закупки какими именно правилами электробезопасности надлежит руководствоваться специалистам исполнителя.
Комиссия отмечает, что формулировки, указанные в приложениях к извещению должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик должен быть заинтересованным в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
Таким образом, довод Заявителя признан обоснованным, в действиях Заказчика имеются нарушения положений п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
3. По мнению Заявителя, требование Технического задания о том, что исполнитель обязан при сдаче-приемке услуг предоставить документы, подтверждающие качество заменяемых деталей и запасных частей установлено неправомерно, так как приложениями к извещению не предусмотрен необходимый перечень документов, подтверждающих качество заменяемых деталей и запасных частей.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о закупках, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что в ответе на соответствующий запрос разъяснений положений извещения, Заказчиком было уточнено, что запасные части и расходные материалы, для которых законодательством установлены требования о наличии сопроводительных документов (регистрационное удостоверение, декларация соответствия, паспорт безопасности, качества и т. п.), должны быть снабжены указанными документами и переданы в медицинскую организацию в комплекте с указанными документами.
Согласно положениям раздела 3 Технического задания, исполнитель обязан при сдаче-приемке услуг предоставить документы, подтверждающие качество заменяемых деталей и запасных частей, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в ходе анализа Технического задания, иных приложений к извещению, Комиссией установлено, что приложениями к извещению не определен перечень документов, которые исполнителю необходимо предоставить в адрес Заказчика в целях подтверждения качества заменяемых деталей и запасных частей в порядке, предусмотренном разделом 3 Технического задания.
Относительно довода Заказчика о том, что вышеуказанный перечень документов был приведен Заказчиком в ответе на запрос разъяснений положений извещения (от 10.02.2023 NРИ1), Комиссия сообщает, что предусмотренные положениями ч. 2 ст. 42 Закона о закупках документы являются приложениями к извещению о проведении закупки и не могут быть размещены в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 42 Закона о закупках.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с п. 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416) (далее - Правила регистрации), государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
В соответствии с положениями ГОСТ Р 57501-2017, запасная часть: Составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия.
На основании указанного, запасные части и расходные материалы не могут быть отнесены к медицинским изделиям, ввиду того, что их применение в медицинских целях не представляется возможным, а, следовательно, указанные объекты не подлежат государственной регистрации.
Таким образом, требование о предоставлении РУ в отношении запасных частей и расходных материалов является неправомерным.
Таким образом, довод Заявителя признан обоснованным, в действиях Заказчика имеются нарушения положений п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно положениям Технического задания, работы должны проводиться в соответствии с действующими нормами: ГОСТ Р 57501-2017, ГОСТ Р МЭК 60601-2-18-2014, ГОСТ 18305-83 (СТ СЭВ 3928-82), ГОСТ 20831-75, ГОСТ 18322-2016 и Письмом Минздрава РФ от 27.10.2003 N29322/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники".
В соответствии с положениями Письма Минздрава России от 26.12.2022 N 25-3/И/2-22418 "Об отзыве письма Минздрава России от 27.10.2003 N 293-22/233", Министерство здравоохранения Российской Федерации информирует об отзыве письма Минздрава России от 27 октября 2003 г. N 293-22/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники".
Таким образом, Заказчиком неправомерно применены недействующие положения законодательства в части установления требований к оказываемым услугам.
Следовательно, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены нарушения положений п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПМК-Сервис" на действия ГБУЗ ПК "Осинкая ЦРБ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту эндоскопического оборудования для нужд ГБУЗ ПК "Осинская центральная районная больница" (изв. N 0356300118323000001) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по жалобе ООО "Техника".
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 февраля 2023 г. N 2308/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2023