Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:
с участием:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский клинический центр фтизиопульмонологии" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (далее - ГБУЗ "РКЦФП" МЗ РСО-Алания) - представителя ООО ПК "Ярославич"
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "ПК "Ярославич" на действия государственного заказчика - ГБУЗ "РКЦФП" МЗ РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000323000114 на поставку сшивающих аппаратов и кассет со скобами (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
08 февраля 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ПК "Ярославич" на действия ГБУЗ "РКЦФП" МЗ РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что документация о проведении Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что описанию объекта закупки по поз. N6 "Электрод пациента возвратный" по совокупности установленных требований соответствует только эксклюзивный товар - возвратный электрод пациента "Valleylab" Polyhesive для взрослых, с системой REM, 9' (2,7 м), производства "Ковидиен ЛЛС", США, РЗН 2021/13920).
Заявитель утверждает, что с учетом анализа медицинского рынка по данному направлению, в рамках данной закупки ограничено количество возможных участников, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве. При закупке нескольких позиций приобретается эксклюзивный товар без возможности поставки эквивалентов или аналогичных изделий, что свидетельствует об ограничении конкуренции на данных торгах.
Не согласившись с доводами жалобы ГБУЗ "РКЦФП" МЗ РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1 февраля 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом было размещено извещение N0310200000323000114 о проведении электронного аукциона на поставку сшивающих аппаратов и кассет со скобами (далее - Извещение) и техническое задание (далее -ТЗ).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен руководствоваться в том числе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В описании объекта закупки Извещения установлены технические требования к поставляемому товару, в том числе по пункту N6: электрод пациента возвратный. клеящийся рассеивающийся, возвратный, нейтральный электрод пациента двухсекционный, липкий с токонепроводящим липким ободком и кабелем длиной 2,7 метра. Область применения - операции с применением электрохирургического оборудования у взрослых и детей. Минимальный вес тела пациента - 13,6 кг. Особенности липкого покрытия - гидрогель (при намачивании (высыхании) восстанавливает липкие свойства). Площадь пластины - 114 х 183 мм. Разъем кабеля для генератора электрохирургического. Не содержит ПВХ и латекса. Поставляется в стерильной упаковке. Инструкция на русском языке.
В рамках данной закупки осуществляется поставка, а не производство товара, то есть участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих невозможность подачи заявки при установлении оспариваемых требований, а также подтверждающих, что Заказчиком в составе ТЗ установлены неисполнимые характеристики товара.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие что требуемый к поставке товар невозможно поставить производителями и поставщиками.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление в описании объекта закупки извещения о проведении Аукциона вышеуказанных требований обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Также следует отметить, что на участие в Аукционе было подано три заявки с предложением поставить товар различных производителей, аукцион состоялся, падение по цене составило более 27% от начальной цены контракта.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего указанные требования в описании объекта закупки извещения о проведении Аукциона, не противоречат Закону о контрактной системе.
Заявитель не представил доказательств того, что требования к товару, указанные в Аукционной документации нарушают требования части 2 статьи 8 и статьи 33 Закона о контрактной системе и ограничивают количество участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
признать необоснованной жалобу ООО "ПК "Ярославич" на действия государственного заказчика - ГБУЗ "РКЦФП" МЗ РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000323000114 на поставку сшивающих аппаратов и кассет со скобами.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 15 февраля 2023 г. N А12-02/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2023