Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Дедова В.Г.- государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Эдутех", Лукьяненко Николая Анатольевича путем видеоконференции,
от заказчика - КГБОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Кокшинская общеобразовательная школа-интернат" Чаплыгиной Анастасии Дмитриевны путем видеоконференции,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Олюниной Екатерины Викторовны путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ООО "Эдутех" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0817200000323000933 "Шифр 01-2023-нр5172 Поставка интерактивных панелей для обновления материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в 2023 году" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Эдутех" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0817200000323000933 "Шифр 01-2023-нр5172 Поставка интерактивных панелей для обновления материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в 2023 году".
Заявитель указывает, что заказчику следовало установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1236 от 16.11.2015 г., установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 616 от 30.04.2020 г., в обоснование своих доводов заявитель ссылается на письмо ФАС России от 09.02.2021 г. N 17/8991/21. А также заказчик не вправе был в описании объекта закупки указывать характеристики, непредусмотренные соответствующей позицией КТРУ.
Представитель уполномоченного учреждения, представитель заказчика с доводами жалобы не согласились, представили устные, письменные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные письменные пояснения и иные документы в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
06.02.2022 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000323000933 "Шифр 01-2023-нр5172 Поставка интерактивных панелей для обновления материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в 2023 году", а также описание объекта закупки, проект контракта и др. Начальная (максимальная) цена контракта - 897 000,00 руб.
Согласно извещению, описанию объекта закупки к поставке требуется интерактивная панель, код ОКПД/КРТУ 26.20.13.000-00000002 в количестве 3 штук.
В извещении запреты, ограничения допуска иностранных товаров не установлены.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с п. 2 и 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
В соответствии с письмом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 15.12.2022 N П11-2-05-106-94501, если предметом закупки является поставка электронного оборудования с предустановленным программным обеспечением без которого применение данного оборудования невозможно и в извещении о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения, запрет, установленный постановлением N 1236, не применяется.
Согласно письму ФАС России от 09.02.2021 г. N 17/8991/21, на которое ссылается заявитель в обоснование своих доводов, запрет на допуск ПО из иностранных государств, установленный Постановлением Правительства РФ N 1236 от 16.11.2015 г., применяется в случае закупки компьютеров с ПО, если данное ПО подлежит установке в результате исполнения контракта.
В соответствии с описанием объекта закупки требований об установке программного обеспечения в рамках исполнения контракта не установлено, таким образом, основания для установления запрета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 отсутсвуют.
Код ОКПД 26.20.13 - Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных указан в п. 25 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее по тексту - "Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616").
Согласно подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установленные указанным постановлением запреты не применяются в том числе в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19 - 21, 28, 50, 142 и 145 перечня).
Так как стоимость единицы закупаемого товара согласно обоснованию НМЦК составляет 299 000 рублей, а суммарная стоимость закупки составляет 897 000 рублей, то в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 запрет, предусмотренный данным постановлением не подлежит применению.
Таким образом, доводы заявителя являются необоснованными.
Вместе с тем Комиссия в ходе внеплановой проверки установила следующее.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 4 и 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Код ОКПД 26.20.13 перечнем радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 не предусмотрен.
Заказчиком в описании объекта закупки установлены дополнительные характеристики такие как ширина и высота видимой части экрана (отображающей цифровой сигнал), угол обзора экрана по горизонтали и вертикали, суммарная мощность встроенной акустической системы, тип адаптера беспроводной связи Wi-Fi стандарта 802.11a/b/g/n/ac и Bluetooth, поддержка адаптером Wi-Fi работы в 2-х диапазонах (2.4 и 5 ГГц) и 2х2 MIMO, версия Bluetooth и прочее (всего более 90 дополнительных характеристик).
При этом заказчиком приведено обоснование установления дополнительных характеристик- "Дополнительные характеристики установлены для обеспечения нужд заказчика в организации образовательной деятельности. Такие характеристики уточняют предъявляемые заказчиком требования к поставляемому товару и обеспечивают возможность поставки необходимого оборудования, уточняя тип, габаритные размеры и иные эксплуатационные характеристики поставляемого товара".
Комиссия считает, что такое обоснование содержит общие формулировки и не является надлежащим, поскольку не раскрывает потребность заказчика в наличии у закупаемого оборудования то или иной конкретной функции, технической характеристики.
Действиями заказчика были нарушены требования п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Комиссия установила, что на участие в закупке было подано две заявки, снижение НМЦК составило 17%. В связи с чем, выдача предписания об устранении правонарушения нецелесообразна.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу ООО "Эдутех" необоснованной;
2. признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, неправомерными;
3. предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе заказчику не выдавать в связи с нецелесообразностью.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
____________________________ |
В.Г. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 15 февраля 2023 г. N 022/06/14-145/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2023