Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Тельпов И.А. - заместитель начальника отдела;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический онкологический диспансер" (БУЗ ВО "ВОКОД") Ныныч М.М. (доверенность от 10.02.2023 года), Седова Д.В. (доверенность от 10.02.2023 года),
уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Шаталовой О.А. (доверенность от 16.01.2023 года), Григоряна АС. (доверенность от 10.02.2023 года),
заявителя - ООО "Центр Атом Тех Сервис" Васильева Г.В. (доверенность от 13.02.2023 года),
рассмотрев жалобу ООО "Энергия" на действия заказчика -БУЗ ВО "ВОКОД", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования с заменой запасных частей (извещение N 0131200001023000255),
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "Центр Атом Тех Сервис" (далее - заявитель) на действия заказчика - БУЗ ВО "ВОКОД" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона: Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования с заменой запасных частей (извещение N 0131200001023000255) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, уполномоченного органа, выразившимися в неустановлении в извещении о проведении аукциона требований к наличию у участника закупки лицензии на вид работ: Эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Представители заказчика, уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного органа соответствующими законодательству о закупках.
При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв - до 15.02.2023 года.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
30.01.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 12691876.86 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - РТС-тендер.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 09.02.2023 NЦПА1на аукционе поступили ценовые предложения от двух участников закупки.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.02.2023 NИЭА1по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки идентификационный N 113497846.
Согласно Описанию объекта закупки на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования с заменой запасных частей перечень медицинского оборудования (далее - МО), передаваемого на техническое обслуживание (далее - ТО):
N п/п |
Наименование оборудования |
Кол-во МО, шт. |
1.1. |
Рентгенотерапевтический аппаратXstrahl |
1 |
1.2. |
Однофотонный эмиссионный компьютерный томограф с принадлежностями вариант исполнения "SymbiaIntevoBold" |
1 |
Техническое обслуживание включает: Визуальный и органолептический осмотр аппарата и рабочего места оператора. Проверка наличия экранов, ограждений, защитных устройств, средств предупредительной сигнализации Проверка состояния узлов заземления, целостности сетевых шнуров, кабелей, соединительных проводников, приборных вилок, других коммутирующих устройств и защитных блокировок Проверка органов управления и контроля на целостность, четкость фиксации, отсутствие люфтов Контроль состояния устройств индикации и сигнализации. Проверка сенсоров ограничения вращения гентри. Смазка кольца вращения ОФЭКТ гентри. Полная проверка силовых несущих болтов: Узел каудального наклона детектора - Присоединение стопора (Детектор 2). Caudal Tilt Pivot Connections (Detector 2). Присоединение оси каудального наклона детектора (Детектор 2). Узел крепления неподвижного детектора - Присоединение кронштейнов держателя к корпусу детектора (Детектор 1). Места соединения кронштейнов держателя неподвижного и поворотного детекторов. Место крепления держателя к оси поворота. Место крепления оси поворота к приводу короткой оси. Место крепления привода короткой оси к приводу длинной оси. Рёбра жёсткости. Место крепления кольца к раме основания. Место крепления мотора. Место крепления обвязки мотора.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п.1 ч.1 ст.31 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с п. 12 ч.1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Извещение о проведении аукциона установлено требование: наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случаев, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также случаев технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения по видам оказываемых услуг: - по техническому обслуживанию групп медицинских изделий класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма-терапевтического оборудования и эмиссионной томографии) -Наличие действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (техническое обслуживание источников ионизирующего излучения).
Заявитель считает, что услуги, являющиеся предметом контракта представляют собой работы со средствами радиационной защиты, которые выполняются на включенном (эксплуатируемом) источнике ионизирующего излучения (ИИИ).Таким образом, работы, техническое обслуживание ИИИ должно проводится сторонней не медицинской организацией при наличии лицензий, предусмотренных перечнем постановления Правительства РФ от 24 января 2022 г. N 45: Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих); Эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих). Требования о наличии у участника закупки лицензии на вид работ: Эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих) извещением о проведении аукциона не установлено. Таким образом, нарушены требования п. 12 ч. 1 ст. 42, п.1, ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
На рассмотрении жалобы представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с пунктом 3.8. ГОСТ Р 57501-2017 техническое обслуживание - комплекс регламентированных нормативной, технической и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению работоспособности или исправности МИ при их использовании по назначению, предусмотренному изготовителем (производителем).
В соответствии с пунктом 5.1.1. ГОСТ Р 57501-2017 заказчиком приведено обязательное требование к наличию у Исполнителя разрешительных документов на проведение ТО МИ, выданных уполномоченными государственными органами. Соответственно все виды работ, которые содержатся в аукционной документации относятся именно к проведению работ по техническому обслуживанию оборудования. Довод жалобы: "Данные услуги представляют собой работы со средствами радиационной защиты (согласно требований проекта), которые выполняются на включенном (эксплуатируемом) источнике ионизирующего излучения (ИИИ)" является необоснованным. Средства радиационной защиты являются самостоятельными средствами защиты, такими, как например экранированные стены кабинета, системы пожаротушения, контроля и предупреждения аварийных ситуация, то есть то, что окружает медицинский аппарат, однако, данные виды средств радиационной защиты не являются конструктивными частями медицинского аппарата. Довод жалобы ООО "Энергия" о том, закупаемые услуги представляют собой работы со средствами радиационной защиты (согласно требований проекта), которые выполняются на включенном (эксплуатируемом) источнике ионизирующего излучения (ИИИ) не соответствует действительности. Включение источника ионизирующего излучения является элементом планового контроля технического состояния аппарата в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, т.е. проводится именно в период проведения технического обслуживания, и не требует лицензии на эксплуатацию оборудования. Техническое обслуживание такого рода аппаратов всегда предусматривает обслуживание во включенном состоянии, если принять довод заявителя за верный, то все закупки на техническое обслуживание, поскольку работы в рамках этих контрактов проводятся на включённом оборудовании, должны включать в себя лицензию, дающую право на эксплуатацию радиационных источников. Кроме того в соответствии с подпунктом а) пункта 4 "Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.01.2022 N45 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии(лицензиату) на осуществление лицензируемой деятельности, является наличие (за исключением организаций, осуществляющих техническое обслуживание непосредственно в месте размещения и эксплуатации радиационных источников) на праве собственности или ином законном основании производственных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и отвечающих требованиям статьи 19 Федерального закона "О радиационной безопасности населения", а также статей 20, 22, 24 и 27 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Следовательно, организации, осуществляющие эксплуатацию источников ионизирующего излучения (генерирующих) должны иметь на праве собственности или ином законном основании производственные объекты по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, что не распространяется на данную закупку, т.к. предметом закупки являются услуги по техническому обслуживанию медицинских изделий, содержащих источники ионизирующего излучения. В соответствии с пунктом 3.6 ГОСТ Р 58451-2019 исполнитель работ - субъект хозяйственной деятельности (юридическое или физическое лицо), которому в установленном порядке разрешено осуществлять деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий, фактически проводящий работы по техническому обслуживанию медицинских изделий. На основании вышесказанного Заказчиком правомерно в состав требований к участникам закупки не включено требование о наличии лицензии в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) с разрешенным видом работ - эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Ознакомившись с содержанием извещения о проведении аукциона, пояснениями сторон, представленными доказательствами, Комиссия Воронежского УФАС России признает доводы жалобы несостоятельными по следующему основаниям.
В соответствии с пунктом 3.8. ГОСТа Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" техническое обслуживание - комплекс регламентированных нормативной, технической и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению работоспособности или исправности МИ при их использовании по назначению, предусмотренному изготовителем (производителем).
В соответствии с пунктом 5.1.1. ГОСТ Р 57501-2017 заказчиком приведено обязательное требование к наличию у Исполнителя разрешительных документов на проведение ТО МИ, выданных уполномоченными государственными органами. Соответственно все виды работ, которые содержатся в аукционной документации относятся именно к проведению работ по техническому обслуживанию оборудования.
Средства радиационной защиты являются самостоятельными средствами защиты, не относятся к конструктивными частями медицинского аппарата.
Включение источника ионизирующего излучения является элементом планового контроля технического состояния аппарата в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, т.е. проводится именно в период проведения технического обслуживания, и не требует лицензии на эксплуатацию оборудования.
В соответствии с подпунктом а) пункта 4 "Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.01.2022 N45 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) на осуществление лицензируемой деятельности, является наличие (за исключением организаций, осуществляющих техническое обслуживание непосредственно в месте размещения и эксплуатации радиационных источников) на праве собственности или ином законном основании производственных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и отвечающих требованиям статьи 19 Федерального закона "О радиационной безопасности населения", а также статей 20, 22, 24 и 27 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Следовательно, организации, осуществляющие эксплуатацию источников ионизирующего излучения (генерирующих) должны иметь на праве собственности или ином законном основании производственные объекты по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 3.6 ГОСТ Р 58451-2019 исполнитель работ - субъект хозяйственной деятельности (юридическое или физическое лицо), которому в установленном порядке разрешено осуществлять деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий, фактически проводящий работы по техническому обслуживанию медицинских изделий.
На основании вышесказанного в состав требований к участникам закупки правомерно не включено требование о наличии лицензии в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) с разрешенным видом работ - эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Таким образом, Комиссией Воронежского УФАС России не находит оснований для признания нарушений в действиях заказчика, уполномоченного органа в части невключения в состав требований к участникам закупки требования о наличии лицензии в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) с разрешенным видом работ - эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих).
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
признать жалобу ООО "Энергия" на действия заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический онкологический диспансер", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования с заменой запасных частей (извещение N 0131200001023000255) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 15.02.2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 20.02.2023 года.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены Комиссии И.А. Тельпов
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 15 февраля 2023 г. N 036/06/33-178/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2023