Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела,
Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителя ООО "Ремстрой" Сазонова А.Л. (доверенность от 12.12.2022 года),
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного заказчика - администрации городского поселения - город Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области,
рассмотрев обращение заказчика - администрации городского поселения - город Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Ремстрой" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона: Выполнение подрядных работ по объекту: "Благоустройство дворовых территорий, расположенных по адресу: Воронежская область, р. п. Новохоперский, пер. Пушкина, д. 16, пер. Пушкина, д. 18, пер. Пушкина, д. 20, пер. Пушкина, д. 22, пер. Пушкина, д. 33, 36, 37, пер. Пушкина, д. 41, пер. Пушкина, д. 43, пер. Пушкина, д. 45, пер. Пушкина, д. 47, пер. Пушкина, д. 49, пер. Пушкина, д. 51" (извещение N0131300027820000049) (ИКЗ: 203361700224336170100100260014399244),
у с т а н о в и л а :
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) приняло к рассмотрению обращение заказчика - администрации городского поселения - город Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Ремстрой" (далее - подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона: Выполнение подрядных работ по объекту: "Благоустройство дворовых территорий, расположенных по адресу: Воронежская область, р. п. Новохоперский, пер. Пушкина, д. 16, пер. Пушкина, д. 18, пер. Пушкина, д. 20, пер. Пушкина, д. 22, пер. Пушкина, д. 33, 36, 37, пер. Пушкина, д. 41, пер. Пушкина, д. 43, пер. Пушкина, д. 45, пер. Пушкина, д. 47, пер. Пушкина, д. 49, пер. Пушкина, д. 51" (извещение N0131300027820000049) (ИКЗ: 203361700224336170100100260014399244) (далее - аукцион).
Ознакомившись с материалами дела, предоставленными доказательствами, пояснениями сторон, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
26.08.2020 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 9038334.17 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 08.09.2020 N 0131300027820000049-3 победителем аукциона признано - ООО "Ремстрой".
21.09.2020 года между администрацией городского поселения - город Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области и ООО "Ремстрой" заключен контракт N 01313000278200000490001: Выполнение подрядных работ по объекту: "Благоустройство дворовых территорий, расположенных по адресу: Воронежская область, р. п. Новохоперский, пер. Пушкина, д. 16, пер. Пушкина, д. 18, пер. Пушкина, д. 20, пер. Пушкина, д. 22, пер. Пушкина, д. 33, 36, 37, пер. Пушкина, д. 41, пер. Пушкина, д. 43, пер. Пушкина, д. 45, пер. Пушкина, д. 47, пер. Пушкина, д. 49, пер. Пушкина, д. 51" (далее - контракт). Цена контракта -8 902 759,16 руб.
Согласно ст.1 контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить подрядные работы по объекту: "Благоустройство дворовых территорий, расположенных по адресу: Воронежская область, р. п. Новохоперский, пер. Пушкина, д. 16, пер. Пушкина, д. 18, пер. Пушкина, д. 20, пер. Пушкина, д. 22, пер. Пушкина, д. 33, 36, 37, пер. Пушкина, д. 41, пер. Пушкина, д. 43, пер. Пушкина, д. 45, пер. Пушкина, д. 47, пер. Пушкина, д. 49, пер. Пушкина, д. 51", в полном объеме и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом и приложениями к нему, проектно-сметной документацией, требованиями действующих нормативных правовых актов, строительных норм и правил, передать результат работ Муниципальному Заказчику, а Муниципальный Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и порядке, предусмотренные Контрактом.
1.2. Место выполнения работ: Воронежская область, р.п. Новохоперский, пер. Пушкина, д. 16, пер. Пушкина, д. 18, пер. Пушкина, д. 20, пер. Пушкина, д. 22, пер. Пушкина, д. 33, 36, 37, пер. Пушкина, д. 41, пер. Пушкина, д. 43, пер. Пушкина, д. 45, пер. Пушкина, д. 47, пер. Пушкина, д. 49, пер. Пушкина, д. 51.
1.3. Подрядчик обязан осуществлять работы в соответствии техническим заданием (приложение N1), графиком производства работ (приложение N 2), локально сметными расчетами (приложение N 3), ведомостями объемов работ (приложение N 4), Проектной документацией (схемами дворовой благоустраиваемой территории) (приложение N5), архитектурным решением (Приложение N6).
Согласно п. 2.5 контракта срок выполнения работ: с 01.04.2021 года по 30.09.2021 года (включительно). Дата начала работ, сроки выполнения отдельных этапов и конечный срок выполнения работы устанавливаются в соответствии с графиком производства работ, являющимся неотъемлемой частью Контракта (разрабатывается и согласовывается с Подрядчиком на этапе заключения контракта) (приложение N 2).
На основании 11.1. расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению Арбитражного суда Воронежской области, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
10.01.2023 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующему основанию: подрядчиком исполнены обязательства по контракту в объемах на сумму 5 243 175,82 руб. (акты о приемке выполненных работ N 1 от 04.10.2021 г., N 2 от 08.11.2021 г.). Просрочка составила 424 дня. Не выполненный объем Работ Подрядчиком по контракту составляет на сумму 2 928 322,34 руб. По состоянию на 29.12.2022 г. Работы не выполнены в полном объеме, не представлена исполнительная документация, МАФ не отвечают предъявленным к ним требованиям.
11.01.2023 года решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
11.01.2023 года решение получено подрядчиком.
23.01.2023 года - дата по истечении десяти дней с даты размещения в ЕИС решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.01.2023 года - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым.
Статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрен порядок одностороннего расторжения контракта.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
На основании ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
На рассмотрении обращения представитель подрядчика просил сведения об ООО "Ремстрой" в реестр недобросовестных поставщиков не включать и пояснил, что ООО "Ремстрой" не имел намерений уклоняться от исполнения контракта, несвоевременное исполнение контракта обусловлено не зависящими от подрядчика обстоятельствами. 21 сентября 2020 года между заключен Контракт на выполнение работ по Благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в р.п. Новохоперск. Согласно дополнительному соглашению N5 от 16.12.2022 общая стоимость работ по Контракту составила 8 171 498,16 руб.
Фактически подрядчиком (далее - Обществом) было выполнено работ на общую сумму 7 900 228,78 руб., что подтверждается:
- актом приемки выполненных работ от 04.10.2021 на сумму 4 288 137,98 руб.;
- актом приемки выполненных работ от 08.11.2021 на сумму 955 037,84 руб.;
- актом приемке выполненных работ от 16.12.2022 на сумму 2 657 052,96 руб.
Выполнение оставшихся работ в размере 271 269, 38 руб. в рамках Контракта было невозможно в связи с фактическим отсутствием предмета работ
Кроме того, Общество выполнило дополнительно работы на общую сумму 390 406,8 руб.
Работы по Контракту не были выполнены в первоначально согласованные Контрактом сроки по независящим от подрядчика обстоятельствам. Так, в середине марта 2021 года (в сроки согласованные Контрактом) Общество приступило к выполнению работ. Вместе с тем около 50 % работ по асфальтированию дворов должны были выполняться по существующим дорожным плитам, которые находились в ненадлежащем состоянии и с большими перепадами по высоте, что не позволяло качественно выполнить работы без проведения дополнительных работ. Письмом N250 от 15.07.2021 года Общество уведомило заказчика, что для выполнения работ по устройству асфальтового покрытия тротуарных дорожек по объекту: р.п. Новохоперский, пер. Пушкина, д. 16, пер. Пушкина, д. 18, пер. Пушкина, д. 20, пер. Пушкина, д. 22, пер. Пушкина, д. 33, 36, 37, пер. Пушкина, д. 41, пер. Пушкина, д. 43, пер. Пушкина, д. 45, пер. Пушкина, д. 47, пер. Пушкина, д. 49, пер. Пушкина, д. 51требуется провести выравнивание основания выполненного из дорожных плит, однако данный вид работ Контрактом не предусмотрен. В связи с чем заказчику было предложено два варианта решения сложившейся проблемы. Указанным письмом N 250 от 15.07.2021 Общество уведомило заказчика о приостановлении работ по асфальтированию тротуаров до принятия проектного решения. В связи с тем, что заказчик оставил вышеуказанное письмо без ответа, Общество разработало проектное решение в соответствии с которым требовалось предоставление заказчиком щебня в количестве 200 куб.м, а также замену щебня, предусмотренного в локально-сметном расчете к Контракту на гранитную щебеночную смесь СЩЦ С-4 (от 5-70 мм) с более высокими техническими характеристиками. Данные изменения были согласованы дополнительными соглашениями N2 от 17.09.2021 и N3 от 24.11.2021.Кроме того, между Администрацией и Обществом был заключен дополнительно договор подряда N105 от 01.09.2021 на выполнение работ (планировка дворовых территорий, разработка грунта, устройства оснований и т.д.) без выполнения которых сделать работы по устройству асфальтового покрытия в рамках Контракта было не возможно. Данные работы выполнялись из материалов Заказчика. Работы в рамках договора N105 от 01.09.2021 были завершены 25.11.2021 о чем был уведомлен Заказчик. Выполнить работы в полном объеме по муниципальному контракту не представлялось возможным в связи с тем, что геометрические размеры детской площадки не позволяли разместить предусмотренные сметой детские качели с безопасной зоной для их функционирования, о чем Заказчик уведомлялся письмами N384 от 16.11.2021, N387 от 17.11.2021, N140 от 24.08.2022. В ходе выполнения работ по освещению дворовых территорий было выявлена необходимость по дополнительной кладке кабеля о чем Заказчик уведомлялся письмами N185 от 14.10.22N208 от 12.12.2022. Корректировки, указанные в п.2.2 и 2.3 отражены в дополнительном соглашении N5 от 16.12.2022. Кроме того, дополнительным соглашением N5 был скорректирован метраж ограждения, которое препятствовало заезду в гаражи жильцов. Дополнительным соглашением N5 была предусмотрена замена сборных конструкций ограждения на болтовых соединениях на их приварку по месту к заранее установленным столбам, что было отражено в локально-сметном расчете к дополнительному соглашению N5. .Таким образом, действия подрядчика были направлены на исполнение контракта.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу указанной нормы основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является нарушение условий контракта подрядчиком, которое предполагает недобросовестное поведение такого подрядчика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Включение информации в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией, которая должна применяться уполномоченным на это органом по результатам всесторонней оценки поведения как заказчика, так и исполнителя.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В силу статьи 708 ГК РФ существенным условием договора подряда является условие о сроке выполнения работы.
Согласно ст. 743 ГК РФ:
1. Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
2. Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
3. Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
В соответствии с п. 1 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией Воронежского УФАС России установлено , что согласно дополнительному соглашению N5 от 16.12.2022 общая стоимость работ - 8 171 498,16 руб. Фактически подрядчиком выполнено работ на общую сумму 7 900 228,78 руб., что подтверждается:
- актом приемки выполненных работ от 04.10.2021 на сумму 4 288 137,98 руб.;
- актом приемки выполненных работ от 08.11.2021 на сумму 955 037,84 руб.;
- актом приемке выполненных работ от 16.12.2022 на сумму 2 657 052,96 руб.
Кроме того, Общество выполнило дополнительно работы на общую сумму 390 406,8 руб.
Работы по Контракту не были выполнены в первоначально согласованные Контрактом сроки по независящим от подрядчика обстоятельства. Письмом N250 от 15.07.2021 года подрядчик уведомил заказчика о том, что для выполнения работ по устройству асфальтового покрытия тротуарных дорожек по объекту: р.п. Новохоперский, пер. Пушкина, д. 16, пер. Пушкина, д. 18, пер. Пушкина, д. 20, пер. Пушкина, д. 22, пер. Пушкина, д. 33, 36, 37, пер. Пушкина, д. 41, пер. Пушкина, д. 43, пер. Пушкина, д. 45, пер. Пушкина, д. 47, пер. Пушкина, д. 49, пер. Пушкина, д. 51требуется провести выравнивание основания выполненного из дорожных плит, однко данный вид работ Контрактом не предусмотрен. Указанным письмом N 250 от 15.07.2021 подрядчик уведомил заказчика о приостановлении работ по асфальтированию тротуаров до принятия проектного решения. Заказчик оставил письмо без ответа, в связи с чем подрядчик самостоятельно разработал проектное решение в соответствии с которым требовалось предоставление заказчиком щебня в количестве 200 куб.м, а также замена щебня, предусмотренного в локально-сметном расчете к Контракту на гранитную щебеночную смесь СЩЦ С-4 (от 5-70 мм) с более высокими техническими характеристиками. Данные изменения были согласованы сторонами дополнительными соглашениями N2 от 17.09.2021 и N3 от 24.11.2021.
Кроме того, между заказчиком и подрядчиком был дополнительно заключен договор подряда N105 от 01.09.2021 на выполнение работ (планировка дворовых территорий, разработка грунта, устройства оснований и т.д.) без выполнения которых не представлялось возможным выполнить работы по устройству асфальтового покрытия. Работы по договору N105 от 01.09.2021 были завершены 25.11.2021, о чем был уведомлен Заказчик. Выполнить работы в полном объеме по муниципальному контракту не представлялось возможным в связи с тем, что геометрические размеры детской площадки не позволяли разместить предусмотренные сметой детские качели с безопасной зоной для их функционирования, о чем Заказчик уведомлялся подрядчиком письмами N384 от 16.11.2021, N387 от 17.11.2021, N140 от 24.08.2022.
В ходе выполнения работ по освещению дворовых территорий было выявлена необходимость по дополнительной кладке кабеля о чем Заказчик уведомлялся письмами N185 от 14.10.22N208 от 12.12.2022.
Корректировки, указанные в п.2.2 и 2.3 отражены в дополнительном соглашении N5 от 16.12.2022. Кроме того, дополнительным соглашением N5 был скорректирован метраж ограждения, которое препятствовало заезду в гаражи жильцов. Дополнительным соглашением N5 была предусмотрена замена сборных конструкций ограждения на болтовых соединениях на их приварку по месту к заранее установленным столбам, что было отражено в локально-сметном расчете к дополнительному соглашению N5.
Из фактических обстоятельств дела следует, что действия подрядчика были направлены на исполнение контракта, выполненные подрядчиком работы имеют потребительскую ценность для заказчика.
Заказчик представителя на рассмотрение обращения не направил, пояснений по существу дела не предоставил.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания действий подрядчика при исполнении обязательств по контракту недобросовестными, что применительно к ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ является необходимым условием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
р е ш и л а:
отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Ремстрой" (394077, г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 44Б, ИНН 3662025355; директор Пышнограев А.В., ИНН 366600381130).
Резолютивная часть решения объявлена: 16.02.2023 года.
В полном объеме решение изготовлено: 21.02.2023 года.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 16 февраля 2023 г. N 036/06/104-237/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2023