16 февраля 2023 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 08.02.2023 N 45/23 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании получения сообщения осуществляющего общественный контроль объединения юридических лиц о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия, Комиссия Омского УФАС России) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при проведении внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения казенным учреждением Омской области "Региональный информационно-аналитический центр системы образования" (далее - заказчик, КУОО "РИАЦ") требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Оказание услуг по предоставлению неисключительных прав (лицензий) на использование средств криптографической защиты информации (СКЗИ) "КриптоПро CSP" версии 5.0 (Реестровый номер 2022.060306)" (извещение N 0352200033622000004)
УСТАНОВИЛА:
1. 23.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352200033622000004 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 180000 руб.
29.08.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Протокол подачи ценовых предложений от 31.08.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы тремя участниками закупки, лучшее ценовое предложение 150289 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 112524059 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.09.2022 заявки трех участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 112524059 (ООО "СКБ") с ценой контракта 150289 руб.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, на момент проведения проверки между КУОО "РИАЦ" и ООО "СКБ" заключен контракт N ЭА.0004.2022 от 13.09.2022 (реестровый номер 2550409069022000021) (https://zakupki.gov.ru/epz/contract/printForm/view.html?contractInfoPfId =456669189) (далее - контракт), также в ЕИС размещена информация об исполнении контракта:
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
30.01.2023 в Омское УФАС России поступило (вх. N 942/23) обращение АСО "Общественный контроль" (далее - заявитель), перенаправленное прокуратурой Центрального административного округа г. Омска.
По мнению заявителя, заказчик обязан был установить в извещении об осуществлении закупки предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства от 16.11.2015 N 1236) запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, или приложить обоснование невозможности его применения.
09.02.2023 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии или отсутствия в действиях заказчика нарушений Федерального закона о контрактной системе был направлен (исх. N ТШ/881/23) запрос о предоставлении письменных пояснений по доводу, указанному в обращении.
На указанный запрос КУОО "РИАЦ" представлены (вх. N 1477-ЭП/23 от 15.02.2023) пояснения: "Заказчиком установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в документе "Описание объекта закупки", являющимся приложением к извещению. Программное обеспечение, требуемое Заказчику содержится в реестре российского программного обеспечения (номер реестровой записи (N 4332)".
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 предусмотрено, что запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливается, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2 (1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 данного постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является оказание услуг по предоставлению неисключительных прав (лицензий) на использование средств криптографической защиты информации (СКЗИ) "КриптоПро CSP" версии 5.0.
Электронным документом "Описание объекта закупки" (приложение к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено:
N п/п |
Наименование услуг |
Характеристики услуг |
Объем услуг, единица измерения |
1. |
Оказание услуг по предоставлению неисключительных прав (лицензий) на использование средств криптографической защиты информации (СКЗИ) "КриптоПро CSP" версии 5.0* |
В рамках оказания услуг передается простая (неисключительная) лицензия на право использования СКЗИ "КриптоПро CSP" версии 5.0 на одном рабочем месте. Программное обеспечение СКЗИ должно быть сертифицировано ФСБ России как средство криптографической защиты информации и средство электронной подписи. Требования к реализации криптографических стандартов: - Наличие поддержки применения электронной подписи (ЭП) и шифрования в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и поддерживать алгоритм ГОСТ Р 34.10-2012. - Наличие поддержки эксплуатации на операционных системах, используемых Заказчиком: Microsoft Windows версий 7/8/8.1/10 (x86/x64). Требования к поддерживаемым ключевым носителям: - Наличие поддержки функциональных ключевых носителей, предназначенных для хранения неизвлекаемых ключей электронной подписи с защитой канала связи с ключевым носителем с помощью протокола выработки общего ключа с аутентификацией на основе пароля - протокола SESPAKE Рутокен ЭЦП 2.0 3000. Срок действия: 15 месяцев. Тип: для работы с ключами и сертификатами шифрования. Форма предоставления: заверенные надлежащим образом копии лицензий на бланке производителя средства криптографической защиты информации; |
300, штука |
* эквивалент не предусмотрен в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения полного взаимодействия с программным средством криптографической защиты информации "КриптоПро CSP" версии 5.0" и оборудованием, имеющимся у Заказчика
Средство криптографической защиты информации "КриптоПро CSP" версии 5.0" номер реестровой записи в реестре Минкосвязи N 4332
Материалами проверки установлено, что сведения о Средстве криптографической защиты информации "КриптоПро CSP" версии 5.0 включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных https://reestr.digital.gov.ru (реестровая запись от 29.03.2018 N 4332).
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 не содержит каких-либо исключений для случаев закупки конкретного российского программного обеспечения, включенного в реестр отечественного программного обеспечения.
Вместе с тем Комиссией установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. При этом одновременно обоснование невозможности соблюдения такого запрета на официальном сайте ЕИС не размещено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия КУОО "РИАЦ" нарушают часть 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Региональный информационно-аналитический центр системы образования" нарушение часть 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
2. Предписание казенному учреждению Омской области "Региональный информационно-аналитический центр системы образования" об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с заключением контракта N ЭА.0004.2022 от 13.09.2022 (реестровый номер 2550409069022000021).
3. По фактам выявленного нарушения законодательства о контрактной системе передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 февраля 2023 г. N 055/10/99-141/2023 (ключевые темы: защита информации - иностранные государства - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2023