Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - <_>;
Алексиной А.П. - <_>;
Страхолетовой А.В. - <_>,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дом" (далее - ООО "Дом", общество, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее - ГУКС Омской области, уполномоченный орган) при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по ремонту автомобильной дороги Тобольск - Тара - Томск, участок Тара - Усть-Ишим в Тевризском муниципальном районе Омской области (Реестровый номер 22.12.2693) (извещение N 0152200004722002663) (далее - электронный конкурс, конкурс) для нужд казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (далее - заказчик),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - <_>, начальника, <_> (доверенность N 151 от 31.01.2023),
заказчика - <_> (доверенность 55 АА 1965287 от 14.08.2018 со сроком действия пять лет), <_> (доверенность N 19 от 13.02.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 1257-ЭП/23 от 09.02.2023) жалоба заявителя на действия уполномоченного органа и заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного конкурса следует, что 06.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного конкурса с начальной (максимальной) ценой контракта 7908162,67 руб.
Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 27.12.2022 свидетельствует о том, что комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании вторых частей заявок на участие в закупке соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, а также осуществлена оценка заявок таких участников.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенному 28.12.2022, победителем электронного конкурса признан участник с идентификационным номером заявки 69, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, и который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, установленных в извещении об осуществлении закупки.
16.01.2023 Комиссией Омского УФАС России была рассмотрена жалоба общества с ограниченной ответственностью "СибДорЦентр" на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, связанная с нарушением порядка рассмотрения и оценки заявки общества по данной закупке.
По результатам рассмотрения указанной жалобы уполномоченному органу и заказчику выдано предписание N 055/06/48-18/2023 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Во исполнение предписания N 055/06/48-18/2023 уполномоченным органом 26.01.2023 были внесены изменения в извещение об осуществлении закупки с указанием даты и времени окончания срока подачи заявок - 09.02.2023 в 07:00 час.
Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 13.02.2023 свидетельствует о том, что на участие в конкурсе поступило пять заявок, которые признаны комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, а также осуществлена оценка заявок таких участников.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенному 14.02.2023, победителем электронного конкурса признан участник с идентификационным номером заявки 151, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, и который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, установленных в извещении об осуществлении закупки (ООО "Строительный контроль автомобильных дорог и искусственных сооружений") с ценой контракта 3500000 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного органа, заказчика, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе заявителем указано, что в электронном документе "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", содержащемся в составе извещения об осуществлении закупки, по показателю "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" уполномоченным органом, заказчиком неправомерно установлено требование о возможности предоставления участниками закупки реестровых номеров контракта в качестве подтверждения опыта выполнения работ.
Уполномоченным органом в направленных возражениях на жалобу общества, указано об отсутствии законодательного запрета на принятие к оценке перечня контрактов, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, в связи с чем, считает, что в действиях ГУКС Омской области, а также заказчика отсутствуют нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Федеральный закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения предусмотренных данным законом контрактов и особенностей исполнения контрактов (часть 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным законом.
Комиссией установлено, что извещение, размещенное для целей осуществления рассматриваемой закупки, содержало вышеприведенную информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости.
Также в силу пунктов 3 и 4 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронных документов:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению;
- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с таким законом.
В соответствии с подпунктом "р" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона;
Соответствующие требования и порядок были предусмотрены в электронных документах "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" и "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", размещенных в составе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 9 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В пунктах 2, 3, 24 и 25 Положения закреплены понятие "оценка заявок", критерии оценки, а также показатели оценки заявок по критерию "квалификация участников закупки".
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Пункт 2 раздела II электронного документа "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" предусматривает использование комиссией по осуществлению закупок для оценки заявок участников закупки критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", значимость которого составляет 40 %, при этом одним из показателей оценки по критерию является "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" со значимостью 40 %.
Пунктом 1.1 раздела III электронного документа "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" закреплен перечень документов, подтверждающих квалификацию участника закупки по показателю "наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", а именно:
"К оценке принимается:
- исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по ремонту, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек) (далее - Договор).
- акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), при этом последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Допускается предоставление перечня Договоров сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (сайт http://zakupki.gov.ru) (далее - Реестр контрактов (44-ФЗ).
Перечень должен содержать информацию о реестровых номерах этих договоров/контрактов из Реестра контрактов (44-ФЗ)".
Комиссия считает установление заказчиком, уполномоченным органом условия о возможности предоставления участниками закупки перечня договоров с указанием реестровых номеров договоров/контрактов в качестве подтверждения опыта выполнения работ не соответствующим пункту 28 Положения, поскольку комиссией по осуществлению закупок к оценке должны приниматься исключительно документы (договор, акт приемки оказанных услуг).
При этом Комиссия не может согласиться с позицией уполномоченного органа относительно возможности представления участниками закупки номеров реестровых записей контрактов/договоров в качестве подтверждения опыта выполнения работ по аналогии с возможностью такого представления в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В рассматриваемом случае аналогия закона не применима в связи с тем, что отношения по оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд прямо урегулированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604.
В силу указанного действия заказчика и уполномоченного органа ненадлежащим образом установивших порядок оценки Комиссия признает нарушающими требования части 8 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пункта 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604, в связи с чем признает жалобу заявителя обоснованной.
Вместе с тем, у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанные нарушения повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того следует отметить, что на участие в закупке подано пять заявок от участников закупки, выразивших согласие с условиями извещения об осуществлении закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дом" на действия Главного управления контрактной системы Омской области при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по ремонту автомобильной дороги Тобольск - Тара - Томск, участок Тара - Усть-Ишим в Тевризском муниципальном районе Омской области (Реестровый номер 22.12.2693) (извещение N 0152200004722002663) для нужд казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области".
2. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области, казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" нарушение части 8 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пункта 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604.
В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 февраля 2023 г. N 055/06/106-152/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2023