17 февраля 2023 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 09.02.2023 N 49/23 и подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_"- начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
"_"- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения Администрацией Павлоградского городского поселения Павлоградского муниципального района Омской области (далее - заказчик) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки "Благоустройство общественной территории "Аллея Гимназистов" в р.п. Павлоградка" (извещение N 0152300023622000008) (далее - электронный аукцион)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 02.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение об осуществлении закупки N 0152300023622000008 с начальной (максимальной) ценой контракта 371000 руб.
05.12.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
12.12.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому ценовые предложения поданы двумя участниками закупки, наименьшее ценовое предложение сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 113222245, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 29,50%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.12.2022 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник с идентификационным номером заявки 113222245 с ценой контракта 261555 руб.
23.12.2022 между заказчиком и индивидуальным предпринимателем "_" заключен муниципальный контракт N МК.2023.0003.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2.1. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно статье 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Пунктами 1 и 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
проект контракта.
Согласно электронному документу "Описание объекта закупки", размещенному в составе извещения об осуществлении закупки, заказчиком закупаются товары: "Металлическая опора освещения", "Фундаментная часть металлической опоры освещения", "Светильник парковый", "Лампа светодиодная", "Болт", "Гайка", "Шайба", "Кабель".
Из содержания описания объекта закупки и пункта 1.1 проекта контракта, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, Комиссия приходит к выводу, что объектом закупки является поставка осветительного оборудования.
Вместе с тем в нарушение положений статьи 7, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки фактически в качестве наименования объекта такой закупки указано благоустройство общественной территории и применен код ОКПД2 42.99.29.100 "Работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки, кроме работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия".
В совокупности данные сведения, по мнению Комиссии, могли ввести потенциальных участников закупки в заблуждение относительно объекта закупки.
2.2. В соответствии с пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи (подпункты "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе).
В нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки не были установлены требования к содержанию заявки в части предоставления характеристик товара и наименования страны происхождения товара, предлагаемого к поставке, а также отсутствует инструкция по заполнению такой заявки в указанной части.
2.3. Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ, Правила использования КТРУ).
Пунктами 4, 5 и 6 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Как было указано выше, заказчиком в описании объекта закупки сформированы отдельные позиции закупаемых товаров, а именно "Металлическая опора освещения", "Фундаментная часть металлической опоры освещения", "Светильник парковый", "Лампа светодиодная", "Болт", "Гайка", "Шайба", "Кабель".
Комиссией установлено, что в КТРУ имеются позиции, например, код КТРУ 25.11.22.110-00000003 "Опора наружного освещения металлическая", код КТРУ 27.40.15.150-00000003 "Лампа светодиодная" и другие.
В своих пояснениях (вх. N 1492-ЭП/23 от 15.02.2023) заказчик указывает, что им закупается единый комплекс, который отсутствует в КТРУ.
Вместе с тем описание объекта закупки свидетельствует об обратном, так как каждая позиция товара выведена отдельно.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение пункта 4 Правил использования КТРУ, утвержденных, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
2.4. В соответствии с частями 1 и 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52516) (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н).
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что товары с кодами ОКПД 2:
- 27.40 (за исключением 27.40.39, 27.40.9) "Оборудование электрическое осветительное";
- 25.9 (за исключением 25.91.9, 25.92.9, 25.93.9, 25.94.9, 25.99.9) "Изделия металлические готовые прочие";
- 27.3 (за исключением 27.31.9, 27.32.9, 27.33.9) "Кабели и арматура кабельная";
- 25.1 (за исключением 25.11.9, 25.12.9) "Металлоконструкции строительные" подпадают под действие Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Однако, в нарушение частей 1 и 4 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н соответствующие условия допуска в извещении об осуществлении закупки не были установлены.
2.5. Согласно части 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
05.12.2022 заказчиком размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки следующего содержания: ""Металлическая опора освещения: диаметр d1 и d2 указаны минимальные? Труба с наружным диаметром 78 и 60 отсутствуют в сортовом черном металлопрокате. Возможна ли замена на трубу 76 и 57 соответственно (либо на диаметр большего сечения 89 и 76 соответственно). Так же касаемо фундаментной части?"
Ответ.
Администрация Павлоградского городского поселения Павлоградского муниципального района Омской области (далее - Заказчик), рассмотрев запрос на разъяснение положений документации об электронном (извещение N 0152300023622000008), сообщает следующее:
Предложенная вами замена возможна. Главное, чтобы все поставляемые опоры были одного размера и все детали нормально соединялись в работоспособный фонарь.".
Вместе с тем согласно электронному документу "Описание объекта закупки", размещенному в составе извещения об осуществлении закупки, спорные показатели "Нижний диаметр опоры (d1) 78 мм" и "Верхний диаметр опоры (d2) 60 мм" указаны как неизменяемые. Извещение об осуществлении закупки не содержит какой-либо информации о возможности предложения иных значений таких показателей.
Таким образом, заказчиком в нарушение статьи 7, части 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе даны разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, изменяющие его суть и вводящие в заблуждение потенциальных участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Администрации Павлоградского городского поселения Павлоградского муниципального района Омской области нарушение статьи 7, частей 1 и 4 статьи 14, пунктов 5 и 15 части 1, пункта 3, части 2, части 5 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования КТРУ, утвержденных, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Предписание Администрации Павлоградского городского поселения Павлоградского муниципального района Омской области не выдавать в связи с заключением контракта N МК.2023.0003 от 23.12.2022.
2. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 февраля 2023 г. N 055/10/99-150/2023 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - участники закупок - ктру - иностранные государства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2023