Резолютивная часть решения оглашена 16 февраля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 февраля 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N9 в составе:
<_>
в присутствии от: заказчика - Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых ком-
муникаций Чувашской Республики - <_>, представителей по доверенности, уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" -<_>, представителя по доверенности, заявителя - индивидуального предпринимателя <_> - <_>, пред-
ставителя без доверенности,
Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу - <_>, представителя по доверенности, рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>, Заявитель) на действия комиссии заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке и размещению в сетевом издании информационных материалов об основных событиях общественно-политической жизни Чувашской Республики (изв. N0815500000523000452), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 10.02.2023 обратился ИП <_> с жалобой на незаконные действия комиссии заказчика - Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (далее - Заказчик) и уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке и размещению в сетевом издании информационных материалов об основных событиях общественно-политической жизни Чувашской Республики (изв. N0815500000523000452).
Из жалобы следует, что комиссия необоснованно отклонила заявку Заявителя на участие в электронном аукционе. Заявитель в своей жалобе указал, что в требовании к заявке заказчик и уполномоченное учреждение не установили требование о включении каких-либо дополнительных документов, кроме свидетельства СМИ, хотя отношения редакции и учредителя регулируются либо уставом СМИ, либо договором.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились и просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
27.01.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000523000452 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке и размещению в сетевом издании информационных материалов об основных событиях общественно-политической жизни Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 073 333,10 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу подпункта а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1,
2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств); 6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127- ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Приложением к извещению установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, а также размещено описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, заказчиком установлено, что в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ участником предоставляется:
- копия действующего свидетельства о регистрации средства массовой информации в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" либо выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации (форма распространения: сетевое издание) ;
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.02.2023 NИЭА1 по результатам рассмотрения 4 заявок, поданных на участие в аукционе, заявка с идентификационным номером N 113456451 (ИП <_> ) отклонена.
Основанием отклонения послужило то, что участник закупки в своей заявке не представил документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- копию действующего свидетельства о регистрации средства массовой информации в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" либо выписку из реестра зарегистрированных средств массовой информации (форма распространения: сетевое издание). Представленное свидетельство о регистрации СМИ Эл. N ФС77-56243 выдано на другое лицо.
Из пояснений представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу установлено следующее.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон "О СМИ"), под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), зарегистрированный в качестве средства массовой информации.
Указанное в жалобе свидетельство о регистрации СМИ Эл. N ФС 77 - 56243 принадлежит сетевому изданию "WWW.PG21.RU" (дата выдачи свидетельства о регистрации 28.11.2013, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), доменное имя сайта в сети "Интернет" pg21.ru). Копия свидетельства о регистрации представлена в Управление к заседанию Комиссии Чувашского УФАС России.
Учредителем упомянутого сетевого издания является ООО "Город 21" (ИНН 2130072994). В списках учредителей указанного юридического лица ИП <_> не числится. Копия выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 14.02.2023 представлена в Управление к заседанию Комиссии Чувашского УФАС России.
Вместе с тем, представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу пояснил, что отношения между редакцией и учредителем регулируются уставом либо договорами.
Из пояснений заказчика следует, что при изучении предоставленных документов члены аукционной комиссии Заказчика руководствовались тем, что требуемые документы, в том числе свидетельство о регистрации средства массовой информации либо выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации должны быть выданы на имя участника закупки. Из смысла подпункта н) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ следует, что документы, представляемые в составе заявки, должны подтверждать соответствие самого участника такого аукциона требованиям, установленным статьей 31 Закона N 44-ФЗ, а не третьего лица
В статье 2 Закона о СМИ указаны разъяснения по основным понятиям закона, в том числе статьей установлено, что:
- под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
- под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;
- под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
Статьей 7 Закона о СМИ указано, что учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.
В соответствии со статьей 8 Закона о СМИ редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.
Как следует из статьи 17 Закона о СМИ права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные настоящим Законом, возникают с момента регистрации средства массовой информации, а предусмотренные уставом редакции - с момента его утверждения. Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности. Положения устава и договоров не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства Российской Федерации.
Из положений статьи 22 Закона о СМИ следует, что договором между соучредителями средства массовой информации определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними.
Договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции. Стороной в договоре с редакцией может быть каждый соучредитель в отдельности либо все соучредители вместе.
Договором между редакцией и издателем определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними, взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции средства массовой информации и ответственность сторон.
Учредитель, редакция (главный редактор) и издатель могут заключать также иные договоры между собой, а также с распространителем.
Комиссия Управления, изучив доводы жалобы, письменные возражения Заказчика, аукционной комиссии, документацию об аукционе и заявку Общества не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы Заявителя. Заявителем не представлены доказательства (документы), свидетельствующие о нарушениях со стороны аукционной комиссии требований Закона N 44-ФЗ.
Так, в соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Законом о СМИ определено, что сетевые издания подлежат регистрации как средства массовой информации, а документом, подтверждающим такую регистрацию, является свидетельство о регистрации средства массовой информации или выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации.
Таким образом, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44- ФЗ обязан установить указанные требования в документации о закупке.
Требование о наличии соответствующих разрешительных документов, необходимых для оказания услуг, относится непосредственно к участнику закупки.
Данный вывод подтверждается п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 г., в котором указано, что возможность привлечения соисполнителя по контракту возможно только после заключения контракта, на момент участия в аукционе заявка участника закупки обязана соответствовать всем требованиям аукционной документации и не исключает необходимость наличия соответствующей лицензии у непосредственно участника закупки.
Кроме того, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2016 г. N 309КГ16-12918 по делу N А76-23757/2015, от 12.11.2018 г. N 271-ПЭК18 по делу N А29-2241/2017 отмечено, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника закупки требованиям аукционной документации и возможность участия такого участника закупки в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение содержит требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Подпунктом "н" пункта 1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (Приложение N 3 к извещению) были определены документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: копия действующего свидетельства о регистрации средства массовой информации в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124- I "О средствах массовой информации" либо выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации (форма распространения: сетевое издание).
В составе заявки ИП <_> приложил свидетельство о регистрации СМИ Эл. N
ФС77-56243 выданное на ООО "Город 21". Указанного выше устава в составе заявки не представлено, а также не представлен договор с ООО "Город 21".
Запросов на разъяснение вопросов относительно извещения и иных документов по рассматриваемой закупке от ИП <_> не поступало.
Таким образом, ИП <_>, направляя заявку на участие в аукционе, выразил свое согласие с требованиями заказчика.
Вместе с тем, в заявке Заявителя нет документов, устанавливающих связь между ИП<_> и ООО "Город 21".
Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Представив в составе заявки свидетельство о регистрации средства массовой информации, выданное другому лицу, Заявитель не выполнил требования, установленные извещением об осуществлении закупки, поскольку извещением не предусмотрено представление свидетельства о регистрации средства массовой информации на третьих лиц.
Пп. "а" п. 1 ч. 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, а также несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Из совокупности приведенных норм следует, что в случае непредставления участником в составе заявки на участие в аукционе документа, требование о наличии которого установлено в извещении о закупке, или несоответствия участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан отклонить заявку такого участника в соответствии с положениями ст. 49 Закона N 44-ФЗ. Данный вывод подтверждается письмами Минфина России от 22.04.2020 г. N 24-02-08/32463, от 27.07.2020 г. N 24-02-06/65463.
Таким образом, в действиях комиссии, отклонившей заявку участника N 113456451, отсутствует нарушение законодательства о контактной системе. Жалоба Заявителя признается не обоснованной.
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в требовании к заявке заказчик и уполномоченное учреждение не установили требование о включении каких-либо дополнительных документов, кроме свидетельства СМИ, хотя отношения редакции и учредителя регулируются либо уставом СМИ, либо договором, Комиссия Чувашского УФАС России не рассматривает, т. к. жалоба ИП <_> подана за пределами срока подачи жалоб на положения извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ИП <_> необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя <_> на действия комиссии заказчика - Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики и уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке и размещению в сетевом издании информационных материалов об основных событиях общественно-политической жизни Чувашской Республики (изв. N0815500000523000452) необоснованной.
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 21 февраля 2023 г. N 021/06/49-80/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2023