Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
(далее - Инспекция),
в отсутствие представителей заявителя - АСО "Общественный контроль", заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Комсомольская межрайонная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) проведена проверка действий заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Комсомольская межрайонная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница", заказчик) на предмет соблюдения требований Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для лаборатории (Извещение от 20.06.2022 N 0322200030622000097).
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение АСО "Общественный контроль" (далее также - заявитель) от 19.01.2023 N 15649 (вх. от 01.02.2023 N 1506-ЭП/22), указывающее на признаки нарушения КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для лаборатории (Извещение от 20.06.2022 N 0322200030622000097).
По мнению заявителя, заказчиком нарушены законодательно установленные требования к надлежащему описанию предмета закупки, а именно: в техническое задание и в частности в описание объекта закупки "Планшет для лабораторных исследований общего назначения" (Вид 1) [Код позиции КТРУ32.50.50.000-00001725] включены требования, не предусмотренные каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что создает препятствия для корректировки оформления и подачи заявки.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв.
По результатам рассмотрения документов и сведений, представленных заказчиком, установлено следующее.
Заказчиком - КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" проведен электронный аукцион на поставку расходных материалов для лаборатории.
Извещение N 0322200030622000097 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 20.06.2022 (далее также - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта: 78 304,04 рублей.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 28.06.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 30.06.2022.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Как установлено п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Правила N 145).
Согласно п. 1 Правил N 145 настоящие Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - каталог, КТРУ) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с п.п. "б" п. 2 Правил N145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Пунктом 6 Правил N 145 установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из приведенных положений Закона N 44-ФЗ, Правил N 145 следует, что заказчик обязан применять позиции КТРУ в части описания объекта закупки, при этом заказчик вправе указать дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в случае необходимости, однако в документацию необходимо включить обоснование необходимости использования такой информации (дополнительных характеристик).
Согласно извещению о проведении спорного аукциона объектом закупки является поставка расходных материалов для лаборатории.
В извещении к объекту закупки "Планшет для лабораторных исследований общего назначения" (Вид 1) установлен код позиции КТРУ 32.50.50.000-00001725 - Планшет для лабораторных исследований общего назначения, дата начала обязательного применения позиции каталога с 16.05.2022 бессрочно.
Как следует из материалов дела, заказчиком в описании объекта закупки "Планшет для лабораторных исследований общего назначения" (Вид 1) помимо характеристик, установленных в соответствии с кодом позиции КТРУ 32.50.50.000-00001725, установлены дополнительные характеристики, а именно:
1.5 |
Объем лунки |
СМ3;^МЛ |
2.0000 |
1.6 |
Диаметр лунки |
ММ |
15.0000 |
При этом обоснование необходимости использования такой информации (дополнительных характеристик) отсутствует.
Таким образом, Инспекция усматривает в действиях заказчика нарушение ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем, доводы, изложенные в обращении АСО "Общественный контроль" признаются обоснованными.
За нарушение требований ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что исполнение контракта по спорной закупке завершено, Инспекцией принято решение предписание не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы, изложенные в обращении АСО "Общественный контроль" о нарушении заказчиком - КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для лаборатории (Извещение от 20.06.2022 N 0322200030622000097) - обоснованными.
2. Признать заказчика - КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" нарушившим ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящий акт может быть обжалован в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Руководитель Инспекции: |
|
|
Члены Инспекции: |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 15 февраля 2023 г. N 33 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - характеристика - расходный материал - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2023