Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в присутствии представителей от:
- заявителя - ИП Кухто Т.А. - представитель не явился (о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом);
- заказчика - КГБУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Хабаровского края - Е.В. Краковой по доверенности от 15.02.2022 Nб/н,
рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Кухто Т.А. (далее - ИП Кухто Т.А., заявитель) и материалы дела N027/06/106-146/2023,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ИП Кухто Т.А. на действия заказчика - КГБУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий для клинико-диагностической лаборатории (извещение N0322200024523000011 от 02.02.2023).
В жалобе заявитель указывает на нарушения Заказчиком при описании объекта закупки по позициям N 1, 13, 14.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения проверочных мероприятий заказчиком представлен мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считают жалобу необоснованной в полном объеме.
В процессе рассмотрения представленных документов и информации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0322200024523000011 о проведении электронного запроса котировок размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 02.02.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 597 268,07 рублей.
Ограничения допуска: Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ. Дополнительная информация к ограничению отсутствует.
Условия допуска: в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном запроса котировок: 09.02.2023 10:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 13.02.2023.
Рассмотрев материалы дела N 027/06/106-146/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной в силу следующего.
1. Относительно описания объекта закупки и отсутствия обоснования применения дополнительных характеристик к товару.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении спорного запроса котировок объектом закупки является поставка медицинских изделий для клинико-диагностической лаборатории.
Так Заказчиком в описании объекта закупки в технической части применил коды позиций КТРУ, а именно:
- по позициям 1 - Наконечник пипетки ИВД (Вид 1) - 32.50.50.190-00002841;
- по позиции 13 - Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом - 32.50.50.000-00000927;
- по позициям 14 - Пробирка вакуумная стерильная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом (ОКПД 32.50.50.190).
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 2 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
П. 12 Правил формирования КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно подп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Как следует из п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При формировании объекта закупки заказчики самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Требования к описанию объекта закупки установлены в Технической части.
В соответствии с п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
Согласно п. 7 Правил использования КТРУ, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Относительно позиции 1 - Наконечник пипетки ИВД (Вид 1) - 32.50.50.190-00002841.
Позиция КТРУ 32.50.50.190-00002841 не содержит характеристик объекта закупки. В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 24.01.2022 N24-03-08/4090 в указанном случае заказчик вправе самостоятельно определять необходимые ему характеристики.
Из пояснений заказчика следует, что в технической части по позиции 1 характеристики сформированы исходя из потребности заказчика. Объем наконечника для данной позиции прописан в диапазонной величине 1-1100 мкл.
Относительно позиции 13 - Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом - 32.50.50.000-00000927.
В соответствии с позицией КТРУ 32.50.50.000-00000927 установлены следующие характеристики объекта закупки:
13.1 |
Материал пробирки |
|
Пластик |
13.2 |
Количество в упаковке |
|
Неважно |
13.3 |
Диаметр |
ММ |
13.0000 |
13.4 |
Концентрация цитрата Na |
ПРОЦ |
3.8000 |
13.5 |
Высота |
ММ |
75.0000 |
13.6 |
Объем |
СМ3;^МЛ |
3.5000 |
13.7 |
Тип крышки: завинчивающаяся |
|
Наличие |
Из пояснений заказчика следует, что заказчик счел все требования законодательства и применил позицию КТРУ 32.50.50.000-00000927, которая содержит полную информацию для идентификации товара.
Характеристика товара соответствует позиции КТРУ и ее установление обусловлено потребностью заказчика.
Относительно позиции 14 - Пробирка вакуумная стерильная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом, заказчиком указаны характеристики высота 98 мм., диаметр, 9 мм.
Из пояснений заказчика следует, что указанный в техническом задании позиция 14 товар имеет характеристики: высота 118 мм и диаметр 9 мм, закупается для определения СОЭ ручным методом для имеющихся в наличии штативов. Технические характеристики данной позиции являются технологической особенностью системы для определения скорости оседания эритроцитов (в подтверждение доводов приложены технический паспорт изделия и регистрационное удостоверение на медицинское изделие).
Описание объекта закупки по указанной позиции производилось заказчиком самостоятельно в соответствии с п. 7 Правил использования КТРУ, в связи с отсутствием в каталоге соответствующего товара.
Таким образом, проверив описание объекта закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о том, что нарушений Закона о контрактной системе не установлено. Таким образом, доводы жалобы являются необоснованными.
Вместе с тем, Комиссией Хабаровского УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 указанных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Как установлено материалами дела, объект закупки сформирован исходя из потребности заказчика для осуществления основной медицинской деятельности, в том числе в рамках государственного задания, устанавливаемого Учредителем, включая лабораторные обследования.
При описании объекта закупки по позиции 1-13 Технической части заказчиком применялись позиции КТРУ. При этом, в том числе включались дополнительные характеристики, не содержащиеся в соответствующих позициях КТРУ, необходимость установления указанных дополнительных характеристик обусловлена потребностью заказчика, обоснование их указания представлена заказчиком в ходе проведения Комиссии Хабаровского УФАС России.
При этом в Технической части заказчиком при описании объекта закупки обоснование установления дополнительных характеристик не содержится.
При этом в случае закупки товаров с дополнительными характеристиками заказчик вправе указать такие характеристики с обоснованием в порядке, предусмотренном п. 6 Правил использования КТРУ.
Однако указанное не освобождает заказчика от соблюдения требований ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, п. 5, 6 Правил использования КТРУ, из которых следует обязанность заказчика применения соответствующей позиции КТРУ при описании объекта закупки, включения в Техническую часть, Извещение о закупке обоснования необходимости дополнительных характеристик.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение требований ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При разрешении вопроса о выдаче предписания, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу предписание не выдавать, в связи с тем, что выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кухто Т.А. на действия заказчика - КГБУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий для клинико-диагностической лаборатории (извещение N0322200024523000011 от 02.02.2023) - необоснованной.
2. Признать заказчика - КГБУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Хабаровского края нарушившим требования ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела N 027/06/106-146/2023 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии:
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 15 февраля 2022 г. N 7-1/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2023