Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Поповой А.В.,
в присутствии представителей:
- заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Центр обеспечения действий по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности в Камчатском крае" (далее - Заказчик): директора Самойлюка С.Н., Селезневой С.А. (по доверенности от 17.02.2023 N 1.2./422), Роговенко И.Н. (по доверенности от 17.02.2023 N 1.2./424), Векшина В.Н. (по доверенности от 17.02.2023 N 1.2./423),
- заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ИНКОМ" (далее - Заявитель): Сонькина Д.М. (по доверенности от 15.02.2023), Печерской Е.И. (по доверенности от 15.02.2023),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации "Реконструкция региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Камчатского края" (закупка N 0338200009923000009), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем ЭА на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации "Реконструкция региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Камчатского края" (далее - Работы) (закупка N 0338200009923000009) (далее - Закупка). Извещение о Закупке (с изменениями) размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) 06.02.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 963 333,33 рублей.
13.02.2023 в Камчатское УФАС России поступила поданная через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика, который по мнению Заявителя в извещении о Закупке неправомерно установил:
1) дополнительные требования к участнику Закупки, в части опыта работы по оказанию услуг,
2) требование к участнику Закупки о наличии у него лицензии ФСБ на распространение шифровальных (криптографических) средств информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств,
3) требование к участнику Закупки о наличии у него лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, без возможности привлечения субподрядчика.
Заказчик с доводами жалобы, за исключением первого довода, не согласился, пояснив в письме от 17.02.2023 N 4.2/428 следующее.
1. Заказчиком при формировании извещения о Закупке допущена техническая ошибка, в части установления дополнительного требования к участнику Закупки о наличии опыта работы. Данная ошибка не повлияла на результат Закупки.
2. Применение лицензии на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) осуществляется в объеме "разработка, производство, распространение информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств".
При проектировании системы оповещения регионального уровня 2 класса защищенности необходимо учитывать требования об использовании шифровальных (криптографических) средств, указание на которые содержится в приказе ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 и Методическом документе "Меры защиты информации в государственных системах" (утв. ФСТЭК России 11.02.2014).
При этом на основании указа Президента РФ от 03.04.1995 N 334 государственным организациям запрещено использование в информационно-телекоммуникационных системах шифровальных средств, включая криптографические средства обеспечения подлинности информации (электронная подпись), и защищенных технических средств хранения, обработки и передачи информации, не имеющих сертификата Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ранее - ФАПСИ, ныне - ФСБ России).
3. Требование о наличии лицензии ФСТЭК России у участника Закупки прямо предусмотрено пунктом 10 приказа ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17.
При этом система оповещения должна быть спроектирована таким образом, чтобы избежать факторов воздействия на защищенную информацию, результатом которых могут быть утечка, искажение, уничтожение защищаемой информации, блокирование доступа к ней (п. 3.1.16 ГОСТ Р 51624). Соответственно работы по защите информации не могут быть выделены в отдельную закупку в отрыве от основного объема проектирования.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
1. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок, в том числе к опыту работы, связанного с предметом контракта, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 31.10.2022) "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг установлены дополнительные требования (согласно приложению).
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.
В извещении о Закупке в требованиях "к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" установлено, что "в соответствии с ч. 4.1 статьи 48 ГрК РФ, организация должна быть членом саморегулируемых организаций, в соответствии с видами работ (инженерно-геодезические изыскания, осуществление подготовки проектной документации). Опыт работы по оказанию данных услуг должен составлять не менее 2 лет".
Постановлением N 2571 дополнительных требований к участникам закупки Работ, в частности к опыту работы, не установлено.
Таким образом, Заказчик, установив требование к участникам Закупки о наличии у них опыта по оказанию услуг, нарушил тем самым часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", а именно: пунктом 2 "разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем".
Приказом ФСБ России от 29.12.2020 N 641 утвержден Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно пункту 14.4 приказа ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2013 N 28608) (далее - Приказ N 17) требования к системе защиты информации информационной системы определяются в зависимости от класса защищенности информационной системы и угроз безопасности информации, включенных в модель угроз безопасности информации.
Методическим документом "Меры защиты информации в государственных информационных системах", утвержденным ФСТЭК России 11.02.2014 предусматриваются, в том числе криптографические методы защиты информации (далее - Методический документ).
В извещении о Закупке в требованиях "к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" установлено требование о наличии у участников закупки "лицензии ФСБ на распространение шифровальных (криптографических) средств информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (Приказ ФСБ России от 29.12.2020 N 641".
Поскольку приказом N 17 и Методическим документом предусмотрены меры защиты информации в государственных информационных системах, в том числе криптографические методы защиты информации, а разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем входит в перечень работ, составляющих лицензируемую деятельность в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, установление Заказчиком требования о наличии у участника Закупки лицензии ФСБ на распространение шифровальных (криптографических) средств информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств при выполнении Работ, не противоречит требованиям законодательства.
Заявитель доказательств обратного не представил.
Таким образом, довод жалобы N 2 не нашел своего подтверждения.
3. В соответствие с пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию.
В силу части 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат:
а) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам:
в средствах и системах информатизации;
в технических средствах (системах), не обрабатывающих конфиденциальную информацию, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается;
в помещениях со средствами (системами), подлежащими защите;
в помещениях, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (далее - защищаемые помещения);
б) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
в) услуги по мониторингу информационной безопасности средств и систем информатизации;
г) работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
защищаемых помещений;
д) работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
защищаемых помещений;
е) услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).
Согласно пункту 10 Приказа N 17 для проведения работ по защите информации в ходе создания и эксплуатации информационной системы обладателем информации (заказчиком) и оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации при необходимости привлекаются организации, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В извещении о Закупке в требованиях "к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" установлено требование о наличии у участников закупки лицензия ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (Постановление Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 (ред. от 26.11.2021).
Согласно разъяснениям извещения о Закупке Заказчика, размещенным в ЕИС "требования к наличию необходимых лицензий необходимы для разработки тома по информационной безопасности".
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что предполагал возможность выполнения данной работы субподрядчиком, при наличии у него лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Вместе с тем, согласно извещению о Закупке, данная Закупка содержит "преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ" и наличие данной лицензии требуется у участника Закупки, что не позволяет привлечь субподрядчика для выполнения работ по защите информации.
Следовательно, установленное Заказчиком требование о наличии у участника Закупки вышеуказанной лицензии, обязывает исполнителя выполнить данные Работы самостоятельно, без возможности привлечь субподрядчика для выполнения данных Работ, в части "разработки тома по информационной безопасности", что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Заказчик, установив вышеуказанное требование к Работам, без возможности привлечения субподрядчика для их выполнения, нарушил тем самым пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 55.3 ГрК РФ допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о Закупке в требованиях "к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" установлено требование "в соответствии с ч. 4.1 статьи 48 ГрК РФ, организация должна быть членом саморегулируемых организаций, в соответствии с видами работ (инженерно-геодезические изыскания, осуществление подготовки проектной документации)".
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что участник Закупки для выполнения Работ должен быть членом саморегулируемых организаций (далее - СРО) осуществляющих подготовку проектной документации и выполняющих инженерные изыскания.
Вместе с тем, СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации и выполняющих инженерные изыскания, являются самостоятельными видами СРО.
Следовательно установление требования о членстве участника Закупки одновременно в двух СРО, с учетом того, что предметом Закупки являются работы по разработке проектно-сметной документации, не соответствует части 5.2 статьи 48 ГрК РФ и может привести к ограничению количества участников Закупки.
Таким образом, Заказчик, установив требование о членстве участников Закупки одновременно в двух СРО, без возможности привлечения к выполнению инженерных изысканий субподрядчика, являющегося членом СРО в области инженерных изысканий, нарушил тем самым части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части доводов N 1, 3.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ А.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 20 февраля 2023 г. N 041/06/31-55/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2023