Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 февраля 2023 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Охинцева С. Н., члены Комиссии - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С., ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Арбузова М. В.,
с участием:
заявитель - закрытое акционерное общество "Магистраль-Контроль" (далее также - ЗАО "Магистраль-Контроль", общество, заявитель) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы генерального директора Рыбакова А. В., представителя по доверенности Румянцевой М. А.;
заказчик - государственное казённое учреждение Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (далее также - ГКУ ЯО "Ярдорслужба", заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителей по доверенности Коровина Д. В., Сазонова А. А., Улецкого О. В.;
уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности Роговой Н. А.;
оператор электронной площадки - акционерное общество "Сбербанк-АСТ" - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ЗАО "Магистраль-Контроль" на действия заказчика, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении открытого конкура в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту комплексов ФВФ "Скат - П", "Скат - ПП", "Азимут", "Арена" и "КРИС-П" М (извещение N 0171200001923000134) (далее также - аукцион, закупка), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ЗАО "Магистраль-Контроль" на действия заказчика, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении открытого конкура в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту комплексов ФВФ "Скат - П", "Скат - ПП", "Азимут", "Арена" и "КРИС-П" М (извещение N 0171200001923000134).
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки сформировано заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе:
1) размещенное в составе электронного документа "Описание объекта закупки" руководство по эксплуатации к комплексу ФВФ "Азимут" не соответствует руководству по эксплуатации к этому же комплексу, размещенному на сайте производителя (в частности, в руководстве, размещенном в составе извещения, отсутствует требование к техническому обслуживанию изделия следующего содержания: "ТО оборудования Комплекса осуществляется только авторизованными предприятием-изготовителем организациями, сотрудники которых прошли соответствующее обучение на предприятии-изготовителе. Организация, уполномоченная производить техническое обслуживание Комплекса, имеет право отказать конечному потребителю в обслуживании оборудования при нарушении им условий эксплуатации Комплекса";
2) в извещении об осуществлении закупки установлены требования к опыту работы участников закупки, не соответствующие (учитывая объект закупки) положениям законодательства о контрактной системе, а также не применена соответствующая объекту закупки позиция КТРУ;
3) в извещении об осуществлении закупки установлены требования, ограничивающие число потенциальных участников закупки:
- в рамках одной закупки объединены работы по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту различных видов оборудования (комплексов ФВФ "Скат - П", "Скат - ПП", "Азимут", "Арена", "КРИС-П" М) с различными требованиями к подрядчику (к сотрудникам подрядчика), одновременное установление которых сужает круг потенциальных участников закупки до нуля (поскольку, по данным заявителя, на рынке соответствующих работ нет ни одной организации, которая бы соответствовала установленным в рамках рассматриваемой закупки требованиям к подрядчику одновременно);
- установление в извещении об осуществлении закупки требований к сотрудникам подрядчика ограничивает число потенциальных участников закупки, поскольку исключает из числа таких участников субъектов, привлекающих соответствующих требованиям заказчика специалистов на основании гражданско-правовых договоров.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав позиции представителей сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 07.02.2023 размещено извещение N 0171200001923000134 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 34 197 260,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (в форме электронного документа).
В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с электронным документом "Описание объекта закупки", размещенным в составе извещения об осуществлении закупки, одним аппаратно-программных комплексов фотовидеофиксации (далее - АПК), в отношении которого требуется выполнить закупаемые заказчиком и уполномоченным органом работы, является АПК "Азимут 4-03.01.00" (пункт 2.2 электронного документа "Описание объекта закупки" и др.).
В составе электронного документа "Описание объекта закупки" размещен документ "Передвижной комплекс фиксации нарушений ПДД "Азимут 4-03.01.00" Руководство по эксплуатации ТБДД 466534.030 РЭ03".
В рамках рассмотрения настоящей жалобы Ярославским УФАС России в адрес производителя АПК "Азимут", ООО "Технологии безопасности дорожного движения", направлен запрос с просьбой представить информацию об актуальной редакции руководства по эксплуатации АПК "Азимут 4-03.01.00".
В ответ на данный запрос ООО "Технологии безопасности дорожного движения" сообщило, что, по сведениям общества, ГКУ ЯО "Ярдорслужба" принято решение об использовании АПК "Азимут 4-03.01.00" в стационарном исполнении, в связи с чем заказчику следует руководствоваться документом "Комплекс измерительный программно-технический "Азимут 4" Руководство по эксплуатации ТБДД 466534.030 РЭ" (руководство к ответу прилагается).
Вместе с тем, как пояснил заказчик на заседании Комиссии, АПК "Азимут 4-03.01.00" используется им в передвижном исполнении, что подтверждается правилами "ГОСТ Р 57144-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" (далее - ГОСТ Р 57144-2016), а также положениями технического задания по рассматриваемой закупке в их совокупном истолковании.
Так, в соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ Р 57144-2016 по конструктивным особенностям, связанным со степенью мобильности, технические средства автоматической фотовидеофиксации подразделяют на группы:
- стационарные (С) - предназначенные для обеспечения контроля за дорожным движением в режиме непрерывной работы, являющиеся элементами обустройства автомобильных дорог и размещаемые стационарно на стойках, опорах и других конструкциях;
- передвижные (П) - предназначенные для обеспечения контроля за дорожным движением в режиме непрерывной работы в течение ограниченного промежутка времени и размещаемые на специальных конструкциях (штативах, треногах и т.п., вышках на базе транспортных средств);
- носимые (Н) - предназначенные для обеспечения контроля за дорожным движением в течение ограниченного промежутка времени и не требующие специальных конструкций для размещения;
- мобильные (М) - предназначенные для обеспечения контроля за дорожным движением в течение ограниченного промежутка времени и размещаемые на борту транспортных средств.
Согласно пункту 6.3.3 ГОСТ Р 57144-2016 передвижные, носимые и мобильные технические средства автоматической фотовидеофиксации должны быть рассчитаны на питание от аккумуляторных батарей, обеспечивающих их работоспособность в течение не менее 12 ч непрерывного функционирования, или от бортовой сети транспортных средств по ГОСТ Р 52230 без ограничения времени работы.
Пунктом 1.4 электронного документа "Описание объекта закупки" извещения об осуществлении закупки предусмотрено, что смена - Продолжительность функционирования каждой единицы Комплекса. Продолжительность функционирования каждой единицы Комплексов ФВФ "Скат - П", "Скат - ПП", "Азимут", "Арена" (кроме 2-х комплексов N1203458, N1203461)) и "КРИС-П" М должна составлять не менее 23 часов в сутки.
Из изложенного следует, что установленное заказчиком и уполномоченным органом требование к работе АПК "Азимут 4-03.01.00" в непрерывном режиме в течение ограниченного промежутка времени (не менее 23 часов в сутки) свидетельствует об использовании данного оборудования заказчиком в передвижном исполнении (и, соответственно, о необходимости руководствоваться в таком случае документом "Передвижной комплекс фиксации нарушений ПДД "Азимут 4-03.01.00" Руководство по эксплуатации ТБДД 466534.030 РЭ03").
Доказательств, достоверно подтверждающих использование заказчиком АПК "Азимут 4-03.01.00" в стационарном исполнении (и, как следствие, необходимости в таком случае руководствоваться документом "Комплекс измерительный программно-технический "Азимут 4" Руководство по эксплуатации ТБДД 466534.030 РЭ"), заявителем не представлено.
Изучив содержание документа "Передвижной комплекс фиксации нарушений ПДД "Азимут 4-03.01.00" Руководство по эксплуатации ТБДД 466534.030 РЭ03", Комиссия приходит к выводу об отсутствии в данном документе требования следующего (или близкого к нему) содержания: "ТО оборудования Комплекса осуществляется только авторизованными предприятием-изготовителем организациями, сотрудники которых прошли соответствующее обучение на предприятии-изготовителе. Организация, уполномоченная производить техническое обслуживание Комплекса, имеет право отказать конечному потребителю в обслуживании оборудования при нарушении им условий эксплуатации Комплекса".
В этой связи рассматриваемый довод заявителя признается Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным.
В отношении второго довода заявителя Комиссия Ярославского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки содержит в числе прочего следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования, предусмотренные частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, регламентируются Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571).
В приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 (далее - Приложение) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В позиции 18 раздела III Приложения в графе "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки" указано: "Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги", в графе "Дополнительные требования к участникам закупки" указано: "наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)".
При этом согласно подпункту "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 позиция 18 применяется и, следовательно, дополнительные требования по данной позиции устанавливаются, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн. рублей (при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд).
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту комплексов ФВФ.
В пункте 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) дано определение содержания автомобильных дорог как комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В пункте 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлено, что классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402) утверждены классификация работ по содержанию автомобильных дорог (раздел IV Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402) и классификация работ по ремонту автомобильных дорог (раздел III Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402).
В частности, согласно подпункту 4 пункта 5 раздела III Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 к работам по ремонту автомобильных дорог относятся работы по элементам обустройства автомобильных дорог по восстановлению дорожных комплексов.
Содержание понятия "элемент обустройства автомобильных дорог" закреплено в пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ. к таким элементам относятся сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Объектом закупки выступают работы по ремонту и содержанию стационарных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации и их программного обеспечения. Данные комплексы производят фотовидеофиксацию административных правонарушений в сфере дорожного движения, являются пунктами контроля за дорожным движением и относятся к элементам обустройства железных дорог.
Пунктом 4.1 Раздела 4 "Работы по ремонту Комплексов" Описания объекта закупки (технического задания) предусмотрен ремонт комплексов, то есть комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности оборудования Комплексов и его составных частей.
К прочим работам по содержанию автомобильных дорог по элементам обустройства автомобильных дорог в соответствии с подпунктом 6 пункта 9 раздела IV Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 относится поддержание в чистоте и порядке пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения, а также других пунктов контроля за дорожным движением, обслуживание и восстановление, в том числе содержание и (или) аренда каналов связи и оплата услуг связи для их функционирования.
К работам по зимнему содержанию автомобильных дорог, согласно подпункту 8 пункта 7 раздела IV Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402, относятся работы по регулярной очистке от снега и льда элементов обустройства.
Объектом закупки выступает техническое обслуживание комплексов, то есть поддержание комплекса в работоспособном состоянии. Согласно подпункту 3.12 пункта 3 "ТО комплексов" Описания объекта закупки (Технического задания) работы по регламентному ТО Комплексов указаны в приложении N 1 к техническому заданию и включают в себя, в том числе очистку внешних поверхностей от пыли, грязи (снега, льда).
Таким образом, работы, являющиеся объектом закупки, относятся к работам по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Соответственно, учитывая обозначенный выше объект закупки, и начальную (максимальную) цена контракта (34 197 260,00 рублей), а также принимая во внимание цель проведения закупки (обеспечение нужд субъектов Российской Федерации), заказчиком и уполномоченным органом в извещении об осуществлении закупки должны быть установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 18 раздела III Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571.
В извещении об осуществлении закупки N 0171200001923000134 в числе прочего установлено следующее:
"Требования в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571:
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию".
Учитывая изложенное, заказчиком и уполномоченным органом требования к опыту работы участников закупки установлены правомерно, в соответствии с положениями действующего законодательства о контрактной системе.
Кроме того, учитывая, что объектом рассматриваемой закупки являются работы, относящиеся к работам по содержанию автомобильных дорог, Комиссия приходит к выводу о правильности определения заказчиком и уполномоченным органом кода ОКПД2 закупаемого вида работ (42.11.20.300 - Работы по содержанию автомобильных дорог) и, соответственно, о правомерности неприменения указанными субъектами информации, включенной в позицию КТРУ, сформированную на основе другого кода ОКПД2 (33.12.20.000-00000001 - Услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования специального назначения).
Таким образом, рассматриваемый довод заявителя также признается Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным.
В отношении третьего довода заявителя Комиссия Ярославского УФАС России отмечает следующее.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (в форме электронного документа).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки N 0171200001923000134 объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту комплексов ФВФ "Скат - П", "Скат - ПП", "Азимут", "Арена" и "КРИС-П" М. Подробное описание объекта закупки содержится в электронном документе "Описание объекта закупки", размещенном в составе извещения об осуществлении закупки.
Комиссия Ярославского УФАС России, проанализировав описание объекта закупки, приходит к выводу, что объединение в рамках одной закупочной процедуры работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту вышеуказанных различных комплексов ФВФ обусловлено общим назначением таких работ и их технологической взаимосвязью между собой, указанные виды работ преследуют достижение единой цели - фиксации нарушений правил дорожного движения, соответственно, такое объединение соответствует требованиям статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Кроме того, косвенным подтверждением отсутствия в действиях заказчика и уполномоченного органа по объединению в рамках одной закупочной процедуры работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту комплексов ФВФ "Скат - П", "Скат - ПП", "Азимут", "Арена" и "КРИС-П" М факта сужения круга потенциальных участников закупки до нуля является получение двух коммерческих предложений от потенциальных участников закупки (отражены в пункте 3.1.3.1 электронного документа "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта", размещенного в составе извещения об осуществлении закупки), а также подача на участие в рассматриваемой закупке одной заявки, признанной комиссией уполномоченного органа по осуществлению закупок соответствующей требованиям извещения (отражено в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.02.2023 NИЭА1).
Относительно довода жалобы об установлении в извещении об осуществлении закупки требований к сотрудникам подрядчика, приводящего, по мнению заявителя, к ограничению числа потенциальных участников закупки путем исключения из числа таких участников субъектов, привлекающих соответствующих требованиям заказчика специалистов на основании гражданско-правовых договоров, Комиссия отмечает следующее.
Из содержания электронного документа "Описание объекта закупки" извещения об осуществлении закупки однозначно не следует, что используемый заказчиком и уполномоченным органом для обозначения специалистов потенциального подрядчика термин "сотрудники" распространяется исключительно на лиц, привлекаемых потенциальными участниками закупки на основании трудовых договоров, и не охватывает лиц, привлекаемых указанными субъектами на основании гражданско-правовых договоров. Использование терминов "сотрудники"/ "работники" применительно к лицам, выполняющим работы на основе гражданско-правовых договоров, распространено в подзаконной нормотворческой деятельности (к таким документам относятся, например, Постановление Правительства РФ от 03.04.2021 N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915", Приказ Росстата от 19.09.2022 N 645 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере среднего профессионального образования" и др.).
При таких обстоятельствах Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа по установлению оспариваемых условий извещения об осуществлении закупки нарушений требований законодательства о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя об ограничении заказчиком и уполномоченным органом при проведении рассматриваемой закупочной процедуры числа потенциальных участников закупки не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
Признать жалобу закрытого акционерного общества "Магистраль-Контроль" (ИНН 7604002155) на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (ИНН 7627013227), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334), при проведении открытого конкура в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту комплексов ФВФ "Скат - П", "Скат - ПП", "Азимут", "Арена" и "КРИС-П" М (извещение N 0171200001923000134) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: С. Н. Охинцева |
Члены Комиссии: И. С. Ерофеева
М. В. Арбузова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 февраля 2023 г. N 076/06/106-195/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2023